Продуктивное использование современных образовательных технологий при обучении информатике
методическая разработка по информатике и икт

 В этой работе описаны некоторые современные образовательные технологии, которые применяю при преподавании информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon produktivnoe_isp_sovr_obr_teh.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивное использование современных  образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности на уроках информатики.

   Современные условия жизни требуют новшества в обучении вот и я в своей педагогической деятельности для обеспечения нового качества образования и активизации познавательной деятельности использую следующие современные педагогические технологии:

  1. Проектная деятельность.

    Использую следующую классификацию проектов: 1. По продолжительности подготовки: а) Краткосрочный. Это проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы. б) Долгосрочный предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. 2. По количеству участников: а) Индивидуальный. б) Работа в парах. в) Групповой (4-6 человек). Во время выполнения проекта ученики разбиваются на группы, распределяют роли, самостоятельно добывают знания, учатся свободно ориентироваться в информационном поле, развивают память, мышление, получают опыт познавательной и учебной, исследовательской деятельности, учатся представлять результат проделанной работы, живут творческой жизнью. Я играю роль активного наблюдателя: слежу за ходом исследований, соответствием цели и задачам проекта; оказываю группам необходимую помощь, не допускаю пассивности отдельных участников; обобщаю промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе. 3. По методу: а) Творческий. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта (газета, инсценированное представление ). б) Исследовательский. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. в) Информационный. Изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории (различные сообщения, доклады по темам). г) Игровой. (фрагмент урока, кроссворды, обучающиеся 5-7 классов сочиняют сказку или дидактическую игру по изучаемой теме).

   В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект помогает учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, рекламных проспектов, агитационных плакатов, презентаций и т.д. и позволяет проверить сформированность коммуникативной компетенции. Метод проектов требует от ребенка умения презентовать свой продукт, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии. Перечислю некоторые из проектов: «Моя семья»; «Визитка»; «Моё портфолио»; «Экологические проблемы родного края» и др. Проекты создаются в виде презентации или сайта.

2. Исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность при обучении информатики предусматривает организацию поисковой творческой деятельности обучающихся путем постановки перед ними проблем и задач, содержащих проблему. Решение таких проблемных задач требует проведения теоретического анализа, применения исследования, с помощью которых обучающиеся открывают ранее неизвестные для них знания. Исследовательский проектный подход в системе обучения, разработка обучающимися собственных или групповых проектов обеспечил переход от традиционного процесса обучения в развивающий.. Обычно активное участие в решении проблемы или в беседе принимают лишь отдельные обучающиеся. Поэтому исследовательский метод использую в разумной мере. Одной из наиболее рациональных форм организации исследовательской деятельности на уроке является работа обучающихся в парах. В этом случае качество работы, уровень подготовки и результативность резко повышаются, т.к. обучающиеся неоднократно обсуждают свою тему, советуются, спорят, взаимно проверяют выученный материал. Исследовательский метод помогает обучающимся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы. Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний. Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.

  Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом. Например, при изучении тем алгоритмизации и программирования предлагаю ученикам исследовать выполнения циклических алгоритмов, а также вариантов условия. Даю возможность оптимизировать программы.

3. Информационно-коммуникационные технологии. Интерес к предмету вырабатывается, тогда, когда обучающему понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Использование информационных технологий в процессе преподавания информатики есть неотъемлемая часть предмета. Электронное обеспечение УМК Босовой Л.Л. и Семакина Г.И. позволяет использовать в работе презентации, тексты, графики, интерактивные тесты и др. Частое использование возможностей Интернета во время урока способствует развитию интереса к предмету.

    Использование ИКТ, безусловно, активизирует познавательную деятельность учащихся; повышает мотивацию и поддерживает устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация). Я использую ИКТ на различных этапах урока (знакомство с новым материалом, закрепление, обобщение). При выполнении домашнего задания сами учащиеся используют ИКТ, учатся находить нужную информацию в Интернете, грамотно и эстетично представляют ее.

Использование ИКТ позволяет мне создавать разные учебные ситуации, опираясь на жизненный опыт учащихся.  Предлагаю ученикам в качестве домашнего задания организовать поиск интересной и познавательной информации с помощью Интернета. Например, интересные случаи из жизни выдающихся учёных.

4. Личностно ориентированная технология: Использование технологий личностно-ориентированного обучения даёт возможность учитывать индивидуальные особенности обучающихся. При осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении опираюсь на субъективный опыт обучающихся, а также учитываю индивидуальную избирательность обучающихся к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, так как одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости. Учитываю ещё один фактор – оценка знаний. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности обучающихся с более способными.

  Технологии личностно-ориентированного подхода позволяют учитывать возможности и потребности учащегося, а главное ориентировать его на практическое использование навыков в своей будущей деятельности.

На своих уроках применяю такой прием, как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет мне осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить. Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления и навыков самоанализа. Каждый год анкетирую учеников на предмет увлечений и интересов, чтобы потом использовать полученные данные в своей работе.

5. Технология развивающего обучения: Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является прямым результатом. Оно рассматривает обучающего как личность и создает максимум благоприятных условий для ее развития. Основные идеи развивающего обучения: развивать самостоятельное мышление, способность к его самообразованию и саморазвитию. Формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и сочетается с самостоятельной работой обучающихся. Преднамеренно создаю проблемные ситуации, которые обучающиеся анализируют и ставят проблемы, выдвигают и доказывают гипотезы, делают выводы, получают решения.  При изучении тем программирования и алгоритмизации ученики выбирают нужный цикл или оператор выбора или условия. При изучении исполнителей алгоритмов подбирают обстановку и исходные и алгоритм решения задачи.

6. Технологии системно-деятельностного подхода. Одним из принципов данного подхода является принцип психологического комфорта. Поэтому для меня очень важно наличие психологического комфорта на уроках, тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию. Поэтому с первых минут урока я стараюсь создать доброжелательную теплую обстановку. Улыбка, слова одобрения и поддержки, похвала - все это позволяет минимизировать возможные стрессовые ситуации и получить заряд положительных эмоций не только детям, но и мне. На каждом уроке ученики сами добывают знания в результате учебной деятельности моя функция направлять их деятельность в нужном направлении.

7. Технология проблемного обучения: Объяснение нового материала является эффективным, если содержание передаваемой информации и форма её подачи обеспечивают необходимую активность обучающихся,  и от того, как учитель организует объяснение, во многом зависит качество их знаний. Нередко при изучении информатики параграф начинается сразу с определения или формулировки теоремы, поэтому продумываю вводные замечания, позволяющие связывать данную тему с предыдущей, создаю проблемные ситуации.  Подыскиваю материал, который бы заинтересовал обучающихся. Предлагаю обучающимся задачу, решение которой возможно только с применением нового материала. Благодаря созданной проблемной ситуации, восприятие нового материала делается осознанным, целенаправленным, что способствует его глубокому усвоению.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся информационно-аналитического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы
 и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость.   На своих уроках учу  наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь мне  приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором

   Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание»,  ненавязчиво я  корректирую их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.    Проблемная  ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. В каждой теме есть возможность создания проблемы, так например, при изучения темы «Системы счисления» подбираю числа знакомые ученикам их дата рождения и год зачисления в школу.

8. Уровневая дифференциация:  Контингент моих обучающихся неоднороден.   Я создаю на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого. Для работы со слабо успевающими обучающимися я подбираю задания, с которыми мои обучающиеся могут справиться.

Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках, что в свою очередь повышается уровень мотивации слабых обучающихся к изучению предмета. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя «сильные» и «слабые» ученики. В условиях дифференциации проявляется отношение к каждому ученику как к уникальной, неповторимой личности. Технология уровневой дифференциации обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на адаптацию стандартов к обучающимся.  В последние года появилась категория учеников с отставанием умственного развития, поэтому подбираю им посильные задания, а ученики посильнее решают задания из ОГЭ и ЕГЭ.

9. Технология оценивания. Благодаря использованию данной технологии, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.

10. Здоровьесберегающие технологии: Строго дозирую учебную нагрузку на уроке, не допускаю однообразия работы, чередую виды учебной деятельности до 5-7. Строю урок с учетом работоспособности обучающихся в зависимости от расписания. Соблюдаю гигиенические требования: проветриваю кабинет после каждого урока. В кабинете создана хорошая освещенность и чистота. Создаю благоприятный эмоциональный настрой. Провожу физкультминутки для глаз и динамические музыкальные паузы на уроках.

   При разработке уроков, я учитываю возрастные и психологические особенности школьников, в том числе тот факт, что дети воспринимают и запоминают информацию по-разному. Поэтому в рамках одного урока я организую работу с красочными картинками, звуковым и видео сопровождением, интерактивными упражнениями, использую презентации. Все это позволяет охватить все каналы восприятия и благотворно влияет на успешное запоминание информации. Разумное использование различных режимов работы (фронтальный, индивидуальный, парный, групповой), физкультминуток и различные виды деятельности обеспечивают рациональную организацию учебного процесса, позволяют избежать однообразности урока, снижают утомляемость школьников.

11. Игровые технологии: Игровую форму занятий я создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Для обучающихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознать и анализировать результаты своей деятельности. В 5 классе при изучении темы «Информация и её свойства» для закрепления и проверки знаний учащихся по данному материалу провожу урок-игру « Путешествие в мире информации». В 6 классе при изучении темы «Исполнители алгоритмов» провожу игру «Путешествие в стране роботов». Для отработки навыков составления алгоритмов  использую игровые тренажеры с интерактивным интерфейсом.  На своих уроках и во внеурочное время провожу  викторины, конкурсы, эстафеты и др.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности.  Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования взаимосвязан с   процессом общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.

12. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

   Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Главная идея обучения в сотрудничестве – «учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!»

Как показала практика, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

   Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.    

  Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг  каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого,  в совместном решении поставленной перед ними проблемы.

  Следует отметить, что, существуют определенные зависимости учащихся от различных факторов, благодаря которым процесс обучения имеет определенную успешность. Это, прежде всего, зависимость учеников от единой задачи. Это значит, что учитель требует единый результат от всей группы, подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой, таблицу результатов деятельности учащихся. Поэтому, каждый член группы заполняет свой рабочий лист на любую работу, и учитель берет на проверку любую, исправляет ошибки, оценивает результаты. Кроме того, результативность обеспечивается зависимостью работы учащихся от источников информации, так как каждый имеет письменное задание, в котором каждый должен предложить свое решение, имеет место распределение ролей. Наконец, единое для всей группы поощрение стимулирует работу учащихся. Учитель в конце работы поощряет группу оценкой, похвалой, путем предоставления свободного времени, вручения атрибутики или записи в специальном журнале.

Данные зависимости  предполагают и индивидуальную ответственность за общий результат. Способы обеспечения такой ответственности: выделение одного учащегося, который рассказывает об общем замысле решения задачи; оценка, которую получает группа, является исходной,  т.к. ее можно улучшить, если каждый что-то добавит к сказанному.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что  представленный приём организации в сотрудничестве позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход  в обучении и создать условия для творчества и самореализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках информатики"

В данной статье рассматриваются современные образовательные технологии, которые применяются на уроках информатики....

Использование современных образовательных технологий на уроках информатики

В этой статье я рассказываю о том, как использую ИКТ на своих уроках информатки, во внеурочной деятельности и для своих отчетов....

Продуктивное использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении...

Продуктивное использование современных образовательных технологий на уроке

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Мо...

1.5. Продуктивное использование современных образовательных технологий.pdf

1.5. Продуктивное использование современных образовательных технологий.pdf...