Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках информатики"
статья по информатике и икт на тему

В данной статье рассматриваются современные образовательные технологии, которые применяются на уроках информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Левая Евгения Евгеньевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                      «Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Брянска

Статья

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. С искусства всё начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.

В. П. Беспалько

В настоящее время в условиях быстрого развития  научно-технического прогресса методика обучения информатики переживает сложный период. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность  повысить качество образования. Данные технологии ориентированы на индивидуализацию,  вариативность образовательного процесса, прикладную направленность. На уроках информатики применяется широкий спектр современных педагогических технологий.

Одной из наиболее распространенных педагогических технологий является  игровая технология. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра -  это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и самосовершенствуется самоуправление поведением.  Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход  и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Игровые технологии приучают к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышают способность руководить и подчиняться, стимулируют практические навыки, развивают воображение и интуицию.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках информатики  используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). При изучении темы «Исполнители вокруг нас» на этапе закрепления ранее изученного материала учащимся шестого класса предлагается игра «Управление Роботом».  В качестве «Робота» выбирается один из учеников класса. Роль «Робота» выполнить команды, его действиями руководит один из учеников класса или группа учеников класса. Данная игра позволяет учащимся шестого класса разобраться в сложных  понятиях темы «Алгоритмы и исполнители» и формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

Изучение содержания предмета информатики совмещается с применением приобретенных знаний в работе над учебно-исследовательским проектом.  Применение данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному  самоопределению, обеспечивает межпредметные связи с другими дисциплинами.  В ходе работы над проектом учащиеся учатся самостоятельно искать информацию, ее анализировать, осмысливать и применять на практике. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации  ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике. В девятом классе проект может использоваться как основная учебная деятельность на уроках информатики и совмещаться с изучением разделов «Моделирование и формализация» и «Основы алгоритмизации и программирования». В процессе разработки проекта у учащихся формируются навыки коллективной работы над программным комплексом и общие представления об использовании языка программирования для моделирования реальных процессов.  В восьмом классе при изучении темы «Технологии мультимедиа. Компьютерные презентации» и в одиннадцатом классе при изучении темы «Создание web-сайтов и web-страниц» проект используется как итоговая работа. Итоги своей деятельности учащиеся демонстрируют на заключительной конференции, где формируется схема работы над проектом с применением вычислительной техники.

При использовании традиционной методики преподавания информатики вся  нагрузка ложится на учителя, нагрузка учащихся минимальна в плане учебной деятельности. Учитель при такой методике преподавания играет роль «Умельца», то есть он передает предмет, который он знает, не давая возможность учащимся самим формировать навыки поисковой, исследовательской и других деятельностей на учебных занятиях. Для более качественного усвоения материала учащимися учителю необходимо использовать технологию проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.  После изучения в девятом классе темы «Электронные таблицы. Данные в ячейках таблицы»  учащиеся знакомы с понятием адресации ячеек. При изучении темы «Организация вычислений в электронных таблицах» учащимся предлагается задача по формированию прайс-листа фирмы. Обязательное требование при решении задачи  - формулу в столбце необходимо копировать. В ходе решения данной задачи возникает проблемная ситуация: при копировании формулы в столбце у учащихся  будут получаться самые неожиданные результаты. Учащимся задаются вопросы: что у вас получается в столбце? Что должно получиться? Почему вы не получаете то, что нужно? Возникает проблемная ситуация. Учащиеся при постановке проблемы сначала обсуждают, что они уже знают. Дальше пытаются понять, что  они еще не знают и что им нужно узнать и чему научиться, чтобы решить проблему.  Далее в ходе обсуждения учитель подводит разговор к понятию «абсолютная адресация». Применение проблемных ситуаций на уроках информатики  позволяет учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения школьника.

Работа учителя информатики невозможна без здоровьесберегающих  технологий. Здоровьесберегающие технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. При проведении уроков информатики приходится постоянно обращать внимание учащихся на правильную посадку как за партами, так и за компьютерами. Немаловажное значение имеет и рациональная организация урока: на каждом уроке информатики используются не менее 4-5 видов деятельности для того, чтобы  предотвратить состояние переутомления, гиподинамии у детей. Например, на уроке «Визуализация многорядных данных» в седьмом классе учащимся были предложены следующие виды деятельности:

- работа с интерактивной презентацией  для введения нового материала;

- закрепление материала в виде игры;

- первичная проверка знаний при выполнении заданий в рабочей тетради на печатной основе;

- выполнение задания за компьютером.

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке  информатики невозможна без физкультминуток и гимнастики для глаз. При рациональной организации урока физкультминутки должны проводиться на 20-й и 35-й минутах. В кабинетах информатики есть своя специфика их проведения: не обязательно прыгать и махать руками, можно просто посмотреть в окно, вдаль и на более близкие предметы, также можно использовать «движения со смыслом», стихи. Применение данной технологии обеспечивает плотность урока не менее 60%, у учащихся преобладают положительные эмоции, и момент снижения учебной активности наступает к 40 минуте урока.

Развитие школы может осуществляться посредством внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Использование  современных образовательных  технологий позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.

Литература

1.Белый В.И. О современных  тенденциях в распространении методов проектного обучения./ В.И. Белый// Школьные технологии. – 2010, № 2.

2.Гузеева В. В. Исследовательская работа в профильном обучении./ В. В. Гузеева// Народное образование. – 2010, № 1.

3.Даутова О. Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей/ под ред. А.П. Тряпицыной. – С-Пб.: КАРО, 2006.

4.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., «Стереотип», Волгоград. – 2008.

5.Новикова А.М. Методология игровой деятельности./ А.М. Новикова// Школьные технологии. – 2009, № 6.

6.Новикова И. Этапы познания: Организация проблемного обучения./ И. Новикова// Спорт в школе. Газета изд. дома «Первое сентября». – 2010, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Использование современных образовательных технологий на уроках информатики

В этой статье я рассказываю о том, как использую ИКТ на своих уроках информатки, во внеурочной деятельности и для своих отчетов....

Статья "Современные образовательные технологии на уроках информатики"

Аннотация. В данной статье приводятся описания современных технологий обучения информационным технологиям. Так как новое в образовании – это не просто элемент современного образовательного процесса, н...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Статья. Использование современных образовательных технологий на уроке информатики

Одной из наиболее распространенных педагогических технологий является игровая технология и ее разновидность квест-технология....

Современные образовательные технологии на уроках информатики

Цель выступления: характеристика и апробация некоторых современных и активных технологий обучения на уроках информатики..Актуальность темы выступления: повышение мотивации к обучению, развитие интелле...

Продуктивное использование современных образовательных технологий при обучении информатике

В этой работе описаны некоторые современные образовательные технологии, которые применяю при преподавании информатики....