Статья. Использование современных образовательных технологий на уроке информатики
статья по информатике и икт

Расчетова Наталия Ивановна

Одной из наиболее распространенных педагогических технологий является игровая технология и ее разновидность квест-технология.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроке информатики

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повысить качество образования. Данные технологии ориентированы на индивидуализацию, вариативность образовательного процесса, прикладную направленность.

Одной из наиболее распространенных педагогических технологий является игровая технология и ее разновидность квест-технология.

«Квест» или «Приключенческая игра» (с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений; в мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов  построения сюжета — путешествие  персонажей к определенной цели через преодоление трудностей) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету.

В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр[1]. 

Практика показывает, что использование технологии проведения урока в форме квеста позволяет влиять на процесс получения новых знаний путем самостоятельного поиска, анализа и систематизации новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и получению необходимых практических навыков.

При этом формируются необходимые универсальные учебные действия:

  •  устойчивый интерес к учению;
  •  обще-учебные умения, навыки самостоятельной работы, самоконтроль и самооценка;
  •  адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей.

Урок-квест предполагает творческий подход, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Для учителя урок-квест - инструмент, позволяющий разнообразить формы проведения уроков, стимулировать интерес к предмету обучения,  возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

У учащихся в процессе игры вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь процессом игры, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре, так как происходит освоение учащимися умений в процессе активной познавательной деятельности.

Квест – дидактическая интерактивная игра, требующая тщательного продумывания хода урока, подбора материала, выстраивания педагогических целей и учебно-воспитательных задач.

Но на уроке информатики хочется, чтобы и квест был не совсем обычным. Для этого можно предложить провести квест с использованием гаджетов, которые в обычной практике на уроках не только не используются, но и находятся, как правило, под запретом. Но в ситуации квеста гаджет может быть использован для считывания закодированной информации, представленной, например, QR-кодом. И тогда тема учебного предмета «Кодирование информации» будет прочувствована учащимися на практике. Гаджеты помогут им проникнуть в тайны задания, проведут по ссылкам к нужным источникам информации при выполнении заданий.

При разработке урока-квеста от учителя требуется составить план проведения квеста, определить необходимое пространство, ресурсы и дату проведения, заинтриговать участников.

 Составление плана – кропотливая и вдумчивая работа. В первую очередь учитель должен разработать:

 1) портфолио квеста: название квеста, предмет, возраст учащихся, сроки проведения, цели и задачи, этапы и их примерное содержание, критерии оценивания, планируемая рефлексия учащихся);

2) карту квеста: это может быть маршрутный лист - инструкция выполнения заданий, в которой описаны все этапы игры в последовательности выполнения или возможные варианты выполнения заданий, например,  в случае многоуровнего хода игры. Необходимо описать и итог, к которому должны придти участники квеста.

Рефлексия – еще один необходимый элемент квеста. Уже на этапе составлеения карты квеста учитель должен предусмотреть вид обратной связи. Учащимся предлагается оценить не только игру в целом, но и личный вклад каждого участника. Для этого я использую google-формы, помогающие быстро проанализировать ответы участников.

3) задания: предлагаемые для решения задачи. Разработка заданий – творческий процесс, в котором учитель может использовать совершенно разные программные среды и возможности компьютера. Это могут быть интерактивные задания, разработанные в среде LearningApps, кроссворды, составленные в Hot Potatoes, ребусы, представленные в галере classtools.net. Да и стандартные средства создания презентаций, изображений, текстов подойдут для визуализации заданий различных уровней сложности и обученности учащихся.

Учитель, разрабатывая урок-квест, планирует достижение

- личностных результатов: умение понимать и выполнять предложенные задачи, способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками при работе в группе, готовность прийти на помощь для получения итогового результата (взаимопомощь);

- метапредметных результатов: умение анализировать предложенную информацию, работать с различными источниками информации, делать логические выводы, демонстрировать умения по структурированию информации;

- предметных результатов: развитие алгоритмического и логического мышления, развитие навыков работы с различными поисковыми системами и информационными ресурсами, с файловой системой компьютера.

Квест, как правило - командная игра. И это позволяет, сочетая технологию игры и групповую форму работы, усилить эффект урока, направленный на формирование коммуникативных навыков и их развитие. Это отличная возможность вовлечь детей через сюжетные линии главных персонажей игр, упражнения и творческие задания, отражающие не только тематические разделы курсов информатики и математики, но и затрагивающие аспекты логического и алгоритмического мышления.

Квест способствует выполнению основных задач, направленных на формирование основных универсальных учебных действий, метапредметных навыков и умений, позволяет поддерживать высокую активность учеников в учебном процессе.


[1] Жебровская О.О. Международный вебинар «"Живые" квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс].  http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках информатики"

В данной статье рассматриваются современные образовательные технологии, которые применяются на уроках информатики....

Использование современных образовательных технологий на уроках информатики

В этой статье я рассказываю о том, как использую ИКТ на своих уроках информатки, во внеурочной деятельности и для своих отчетов....

Статья «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры»

Статья«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры»...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Статья «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка»

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко можно встретить людей, которые интересовались бы русским языком, а не литературой. Высокой цел...