Программа по курсу дополнительного образования «Основы мультипликации»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Андреева Юлия Викторовна

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детейю

Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения.

Содержание курса «Основы мультипликации» для учащихся 5 классов рассчитано на обучение в объеме 75 часов.

 

 

Инструменты которые предлагаются  для организации такой деятельности:  PowerPoint, Scratch.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_multiplikatsii.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

городского округа города Райчихинска Амурской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа города Райчихинска Амурской области

СОГЛАСОВАНО.

Руководитель Центра

«Точка Роста»

_____________И.Ю.Азимова

25.08.2020.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор

МОАУ СОШ № 15

__________В.В.Неценстрик

26.08.2020.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по курсу дополнительного образования

«Основы мультипликации»

для 5 классов

                                                                                 Составитель: учитель информатики

высшей категории

 Ю.В.Андреева

        

г. Райчихинск

2020 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали поэтому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для детей, желающих делать мультики, разработана данная программа в рамках технической направленности.

Содержание курса «Основы мультипликации» для учащихся 5 классов рассчитано на обучение в объеме 75 часов.

Самым подходящим инструментом для организации такой деятельности является среда Scratch, которая есть серьезное и современное направление компьютерного дизайна и анимации.  Овладев даже минимальным набором операций, самый неискушённый пользователь может создавать законченные проекты. Scratch - это самая новая среда, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения. Работа в среде Scratch позволяет, с одной стороны, организовать среду для самореализации и самоутверждения учащихся, и, с другой стороны, сформировать у них тягу к творчеству и знаниям и дать подходящие средства её реализации. Быть успешным в такой среде становится проще.

Scratch можно рассматривать как инструмент для творчества, оставив программирование на втором плане. Школьники могут сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных ими персонажей, учиться работать с графикой и звуком. Применений возможностям Scratch можно найти множество: в этой среде легко создавать анимированные открытки, мини-игры, мультфильмы. В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Начальный уровень программирования настолько прост и доступен, что Scratch рассматривается в качестве средства обучения не только старших, но и младших школьников.

Когда ученики создают проекты используя различные программы, они осваивают множество навыков 21 века, которые будут необходимы для успеха:

  • творческое мышление,
  • ясное общение,
  • системный анализ,
  • беглое использование технологий,
  • эффективное взаимодействие,
  • проектирование,
  • умение обучатся и самообучаться,
  • самостоятельное принятие решений.

Изучение программы  Scratch может серьезно помочь школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, а полученные знания пригодятся для дальнейшего и более серьезного изучения программирования. Работа в среде Scratch ведется так же как средство подготовки учащихся к всевозможным конкурсам и выставкам по данной тематике, которые в настоящее время набирают большие обороты.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое  изучение понятий основного курса школьной информатики;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
  • развитие способности к решению творческих задач,
  • развитие самостоятельности.

Ключевым в программе является понятие «проектная научно-познавательная деятельность школьника», как совместная (с другими субъектами), так и самостоятельная деятельность с использованием методов научного исследования, ведущим мотивом которой является познавательный интерес. Проектная научно-познавательная деятельность не является самоцелью, но рассматривается как среда, в которой наиболее естественным образом раскрывается личностный потенциал школьника.

В этой связи целями проектной научно-познавательной деятельности школьника являются:

  • развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей школьника;
  • развитие метапредметных умений (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных);
  • развитие способов мыслительной деятельности;
  • формирование целостной картины мира и системного мышления на основе межпредметных связей.

Следует иметь в виду, что возрастные особенности младшего школьника не позволяют в полной мере реализовать проведение полноценных научных исследований. В то же время раннее включение в организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у школьника познавательный интерес и исследовательские навыки, которые в старшем возрасте пригодятся им для выполнения научно-познавательных проектов.

Основная задача курса – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться им  пользоваться в повседневной жизни. А так же:

  • дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в научных исследованиях;
  • сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;
  • подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
  • создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
  • реализовать в наиболее полной мере возрастающий интерес учащихся к углубленному изучению программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления;
  • формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
  • формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
  • формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

знать:

  • отдельные способы планирования деятельности;
  • составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
  • составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий;
  • разбиение задачи на подзадачи;
  • о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • устройства компьютера;
  • примеры информационных носителей.

уметь:

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  •  выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • составлять план проекта, включая:
  • выбор темы;
  • анализ предметной области;
  • разбиение задачи на подзадачи;
  • проанализировать результат и сделать выводы;
  • найти и исправить ошибки;
  • подготовить небольшой отчет о работе;
  • публично выступить с докладом;
  • наметить дальнейшие пути развития проекта.

Планируемые результаты

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса в 5-м классе являются формирование следующих знаний и умений:

УЧАЩИЕСЯ

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

Что такое анимация. Принцип создания анимации в программе PowerPoint

Создавать различные виды анимации в программе PowerPoint.

Что такое Scratch и его назначение. Основные базовые алгоритмические конструкции. Исполнитель и его система команд. Самодостаточные и открытые скрипты. Принцип создания анимации и движения объектов.

Размещать объекты на сцене. Поворачивать их и масштабировать.

Сцена. Текущие координаты объекта. Спрайт. Интерфейс программы Scratch.

Вставлять стандартный фон из библиотечного модуля среды. Рисовать фон в графическом редакторе. Добавлять фон из файла. Создавать спрайты с помощью графического редактора среды Scratch. Загружать на сцену спрайты из стандартной коллекции Scratch. Вставлять спрайты из файлов. Центрировать костюм. Масштабировать спрайт. Удалять спрайты.

Команды из ящиков движения, внешности, звука, рисования, контроля, сенсоров, операторов и переменных. События в проектах Scratch

Создавать программы для движения спрайтов по сцене, для рисования различных фигур, имитации естественного движения героев в различных направлениях. Озвучивать как полностью проект, так и отдельные события внутри проекта. Создавать программы - с изменением последовательного выполнения скриптов при наличии условий, с использованием циклов с фиксированным числом повторений, с предусловием и постусловием. Использовать в программах операции сравнения данных, арифметические и логические действия над данными, сравнение данных из нескольких списков, глобальные и локальные переменные. Обрабатывать данные с выводом на экран конечного результата

Принцип взаимодействия спрайтов через обмен сообщениями. Последовательные и параллельные потоки в программах Scratch

Создавать Scratch-истории с взаимодействием нескольких исполнителей и неподвижных объектов, а так же с одновременной  и попеременной работой нескольких исполнителей.

Техника «перекладка».

Съёмочный процесс.

Выполнить совместный творческий проект в технике перекладка

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Кол-во часов

Дата

Введение

1

Понятие мультипликации. Способы создания мультипликации.

1

1.10

2

Применение анимации. Профессии, задействованные на различных этапах создания анимации. Этапы  создания мультфильма

1

1.10

  1. Анимация в программе PowerPoint

3-4

Создание анимационного объекта с помощью стандартных возможностей программы PowerPoint

2

8.10

8.10

5-6

Покадровое создание анимации

2

8.10

15.10

7

Работа над сценарием мультипликационного фильма

1

15.10

8-10

Проектная работа «Маленькие мультики своими руками».

5

15.10

22.10

22.10

29.10

29.10

2. Работа в  программе Scratch

11-12

Введение. Что такое Scratch. Основные алгоритмические конструкции. Знакомство с интерфейсом программы Scratch.

2

29.10

5.11

13-14

Сцена. Редактирование фона. Добавление фона из файла.

2

5.11

5.11

15-16

Понятие спрайтов. Добавление новых спрайтов. Рисование новых объектов.

2

12.11

12.11

17-18

Синий ящик – команды движения. Темно-зеленый ящик – команды рисования.

2

26.11

26.11

19-20

Фиолетовый ящик – внешний вид объекта. Оживление объекта с помощью добавления костюмов.

2

26.11

3.12

21-22

Желтый ящик – контроль. Лиловый ящик – добавление звуков.

2

3.12

10.12

23-24

Использование в программах условных операторов.

2

10.12

10.12

25-26

Функциональность работы циклов. Цикличность выполнения действий в зависимости от поставленных условий.

2

17.12

17.12

27-28

Зеленый ящик – операторы. Использование арифметических и логических блоков вместе с блоками управления.

2

24.12

24.12

29-30

Голубой ящик – сенсоры. Ввод-вывод данных.

2

29.12

29.12

31-32

Последовательность и параллельность выполнения скриптов.

2

14.01

14.01

33-36

Взаимодействие между спрайтами. Управление через обмен сообщениями.

4

14.01

21.01

21.01

21.01

37-38

Сообщество Scratch в Интернете. Просмотр и публикация проектов.

2

28.01

28.01

39-42

Разработка творческого проекта

4

5.02

5.02

5.02

12.02

43-44

Защита творческого проекта

2

12.02

12.02

Анимация перекладки

45

Просмотр и обсуждение мультфильма созданного в технике перекладки

1

19.02

46

Работа над обсуждением сюжета и сценария для нового мультфильма

1

19.02

47

Написания сценария. Распределение ролей. Изготовление героев и декораций

1

4.03

48-49

Покадровая съемка сюжета

2

4.03

11.03

50

Озвучивание и создание мультфильма

1

11.03

51-52

Монтаж мультфильма

2

18.03

18.03

53-56

Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к демонстрации.

4

25.03

25.03

1.04

1.04

57-58

Демонстрация фильма. Обсуждение

2

15.04

15.04

Творческая мастерская (работа над индивидуальными проектами)

59-60

Работа в творческих группах над сценарием, обсуждение сюжета

2

22.04

22.04

61-63

Выбор способа создания анимации, распределение ролей в группах.

3

29.04

29.04

29.04

64-69

Создание мультфильма

6

6.05

6.05

6.05

13.05

13.05

13.05

70-71

Подготовка к защите проекта

2

13.05

20.05

72-73

Защита проектов

2

20.05

20.05

74-75

Итоговое занятие. Подведение итогов

2

27.05

27.05


Список используемой литературы

 

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. М.: Просвещение, 2008. 25 с. (Стандарты второго поколения).
  2. Герасимова Т. Б. Организация проектной деятельности в школе. // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 17–21.
  3. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учеб-но-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.
  4. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 420 с.
  5. Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.
  6. Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч
  7. Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51–56.
  8. Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Школа_Scratch
  9. Scratch | Home | imagine, program, share [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu

Scratch | Галерея | Gymnasium №3 [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Основы дизайна с использованием компьютерной графики»

Компьютерный дизайн, компьютерная графика – это искусство и его можно постигать. Программа  «Основы дизайна с использованием компьютерной графики» научит видеть красоту, поможет обрести диз...

Программа дополнительного образования "Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения"

Программа программа направлена на приобретение учащимися знаний по программе подготовки водителей категории "А"...

Программа дополнительного образования "Основы юриспруденции".

Программа разработана в рамках системы дополнительного образования. Целью данной программы является развитие познавательного интереса учащихся к общесвенным дисциплинам, расширение и углубление знаний...

Программа дополнительного образования «Основы сайтостроения»

Авторская программаЦель реализации программы:Создание условий на развитие творческого начала по созданию собственного информационного пространства в форме Web-сайта.Данная программа адаптирована для з...

Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы"

Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы" предназначена для учителей, работающих в профильных педагогических классах....

Поурочные планы к предметам по курсу дополнительного образования "Основы психологии и педагогики".

В рамках программы дополнительной подготовки по курсу "Основы психологии и педагогики"  представлены следующие поурочные планы:- по предмету "Основы психологии". 2 поурочных плана по темам: "Хара...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы живописи»

Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и...