Мастер-класс для учителей информатики на РМО
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Макстер-класс на тему "Решение логических задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.98 КБ
Файл master-klass.pptx692.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Решение логических задач»

Актуализация  

Что бы определить тему урока и о чем пойдет речь, прочитайте высказывания.  Чем они связаны, и какое слово пропущено?

«Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов)

…………. - это, видимо, умение доказать какую - то истину. (Ж. Ламрюйер)

Конечно же это логика. Существуют множество различных логических задач и сегодня на уроке мы с вами рассмотрим некоторые из них.

Тема занятия Решение логических задач.

Одним из активных методов работы  на уроке является метод создания проблемных ситуаций, который на много улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках.  

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и  совместно с ними найти ответ  на поставленный вопрос.

Прежде всего необходимо учащихся заинтересовать, создать интригу

1) Давным-давно один восточный владыка, просвещенный и мудрый, пожелал узнать все о математике всех времен и народов. Вызвал он приближенных и объявил им свою волю.

- Повелеваю,- молвил он,- написать мне все о математике. Как она возникла, какой была раньше, какой стала теперь, какой будет в будущем.

И дал на это пять лет сроку.

 Со всего царства были собраны мудрейшие из мудрецов, и им объявили желание владыки.

Миновало пять лет, и явились приближенные во дворец.

- Твое желание, о владыка, исполнено! Выгляни в окно, и ты увидишь то, что хотел. Перед дворцом выстроился караван верблюдов такой длинный, что конец его терялся где-то за горизонтом. И на каждом верблюде нагружено по два громадных тюка. А в каждом тюке было по десять толстенных томов.

- Что это? - удивился правитель.

- Это всемирная математика.

- Вы смеетесь надо мной! - рассердился владыка. - Да ведь я до конца своей жизни не успею прочесть и десятой доли того, что они написали! Нет, пусть напишут мне краткую историю математики.

И дал на это год сроку.

Минуло назначенное время, и снова показался у стен дворца караван. И было в нем всего десять верблюдов, и по два тюка на каждом верблюде и по десять книг в каждом тюке.

Еще больше разгневался владыка.         

- Пусть напишут мне самое-самое главное. Сколько времени нужно на это?

- Завтра, о владыка. Ты получишь то, что желаешь!

- Завтра? - удивился правитель.- Хорошо.

... Едва солнце взошло на лазурном небе, как владыка потребовал к себе мудреца. Мудрец вошел, неся в руках маленький ларец из сандалового дерева;

- Ты найдешь в нем, о владыка, самое главное в математике всех времен и народов, - произнес мудрец.

Но прежде, чем откроем ларец и прочитаем, что там написано, я предлагаю вам решить несколько задач, кто знает может некоторые из них были в тех томах.

Постановка проблемы:

Задача1

На семинар съехались учителя, которые преподавали разные предметы. Нам надо познакомиться с пятью из них. Известно, что их имена Алена, Берта, Вера, Галина, Дарья. Один из них учитель математики, другой – учитель географии, третий – учитель физики, четвёртый – учитель биологии, пятый – учитель истории. Они рассказали о себе следующее.

Вера и Галина не пользуются в своей работе учебником математики.
Галина и Берта живут в одном доме с учителем физики.
Алена и Галина  подарили учителю истории красивую вазу.
Берта и Галина  помогали учителю географии готовить открытый урок.
Берта и Дарья по субботам встречаются у учителя истории, а учитель физики по воскресеньям приходит в гости к Алене.

Кто из них преподаёт какой предмет?

Прочитайте задачу. Попробуйте решить. Почему не получается?

«Открытие» нового знания

 В математике есть приём, который значительно ускоряет, почти автоматизирует решение задач данного вида – это логические таблицы .

 Между элементами каких множеств нам нужно установить  соответствие? (имя и предмет).
Назовите имена (вписать), перечислите предметы (вписать).

имя           предмет

математика

история

география

биология 

   физика

А

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

Есть ли в условии ключевая фраза, которая поможет вам оттолкнуться? Может о ком-то из учителей известно больше, чем о других (о Г). Давайте читать, что известно о Г
и, делая выводы, заполнять таблицу с помощью знаков + и –

имя               предмет

математика

история

география

биология

физика

А

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

В

 

 

 

 

Г

+

Д

 

 

 

 

Внимательно смотрите на таблицу и  друг на друга. Интересно, кого первого вы разгадаете, и  кто из вас окажется самым внимательным?
В результате активной беседы решается задача.
Итак, мы разгадали всех «инкогнито», то есть ответили на вопрос задачи. Проговорите, что мы выяснили.

имя               предмет

математика

история

география

биология

физика

А

+

Б

+

В

+

Г

+

Д

+

Каким способом мы так быстро решили задачу? Как составляли таблицу? (Проговорить ещё раз).

Первичное закрепление

Сейчас попробуйте применить свои знания на практике. Каждая группа получает задачу. Обговорить примерное время работы.

Задача2

Рядом  с нашей школой находится спортивный комплекс. Там работают четыре спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол и теннис. Ребята нашего класса тоже записались в секции этого спортивного комплекса. Там они познакомились с мальчиками из другой школы. Их звали Антон, Юра, Костя и Миша. Каждый из них посещал только одну из секций. Как-то по дороге на тренировку, ребята встретились и разговорились. Вот что они узнали о новых знакомых.

Антон и Костя не используют в игре ракетки.
Волейболист и футболист занимаются в один день с Михаилом
Футболист собирается на соревнования к Косте.
Юрий по утрам делает пробежку с футболистом.
Михаил живёт в одном доме с теннисистом.
Каким видом спорта занимается каждый из новых друзей ребят?

Проверка:
1) прочитайте задачу;
2) что узнали об…. Все согласны? И так далее обо всех 4 ребятах. Можно попросить ребят ещё раз рассказать о том, как они рассуждали и составляли таблицу.

Историческая справка

Где появилась логика?

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Зародилась в связи с риторикой в Древней Греции и Древней Индии. В Индии очень популярны были состязания ораторов при большом стечении зрителей. Воздвигали арену состязаний, выбирали судей, определяли, каким должен быть результат спора. Если спорили два лица, то иногда побежденный должен был лишить себя жизни, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру, или отдать имущество бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить.

Термин логика происходит от греческого слова logos, что означает “мысль”, “разум”, “закономерность”

Создание ситуации успеха:

Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Начнем мы с такой притчи:        

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который         когда  –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным  придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам учителям, работающим  по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.

Сегодня я постаралась показать, что в ходе  решения  любой задачи необходимы  теоретические знания, логическое мышление, умение обосновывать, доказывать  верность утверждений.

Вернемся к притче.    Что, же самое главное поместили мудрецы  в ларец?

Правитель открыл крышку ларца. На бархатной подушке лежал маленький клочок пергамента. Там была написана всего лишь одна фраза: «Математика - это доказательство и логическое мышление».

А теперь представим полученную на занятии информацию в виде схемы. (На листках в каждой группе)  

Какое ключевое слово будет в центре? Конечно логическая задача

Группы представляют свои схемы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА-В ЕГО СПОСОБНОСТИ МЫСЛИТЬ” Б . Паскаль « Труднейшая задача человека – научиться правильно мыслить » Томас Эдисон , гениальный американский изобретатель Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям . В. Ф. Одоевский

Слайд 2

Кто есть кто ? В одном доме живут три товарища – школьника : Коля , Роман и Саша . Один из них играет в футбольной команде , другой пишет стихи, а третий лучше своих друзей играет в шахматы . Известно , что : 1) Друг Романа с огорчением сказал : « Вчера я не сумел реализовать пенальти »; 2) товарищ поэта сказал : « Саша ! Написал бы ты стих и для нашей футбольной команды ». Назовите имена футболиста , поэта и шахматиста

Слайд 3

На семинар съехались учителя, которые преподавали разные предметы. Нам надо познакомиться с пятью из них. Известно, что их имена Алена, Берта, Вера, Галина, Дарья. Один из них учитель математики, другой – учитель географии, третий – учитель физики, четвёртый – учитель биологии, пятый – учитель истории. Они рассказали о себе следующее. Вера и Галина не пользуются в своей работе учебником математики. Галина и Берта живут в одном доме с учителем физики. Алена и Галина подарили учителю истории красивую вазу. Берта и Галина помогали учителю географии готовить открытый урок. Берта и Дарья по субботам встречаются у учителя истории, а учитель физики по воскресеньям приходит в гости к Алене. Кто из них преподаёт какой предмет?

Слайд 5

Математика История География Биология Физика Алена Берта Вера Галина Дарья

Слайд 6

Маша , Оля , Лена и Валя — замечательные девочки . Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков . Инструменты и языки у них разные . Маша играет на рояле . Девочка , которая говорит по-французски , играет на скрипке . Оля играет на виолончели . Маша не знает итальянского языка , а Оля не владеет английским . Лена не играет на арфе , а виолончелистка не говорит по-итальянски .

Слайд 8

Решение задач Задача 1 Шесть приятелей , Саша , Петя , Витя , Дима , Миша и Кирилл , встретившись через 10 лет после окончания школы , выяснили , что двое из них живут в Москве , двое — в Санкт-Петербурге , а двое — в Перми . Известно , что (1) Витя ездит в гости к родственникам в Москву и Санкт-Петербург . (2) Петя старше Саши . (3) Дима и Миша летом были в Перми в командировке . (4) Кирилл и Саша закончили университет в Санкт-Петербурге и уехали в другие города . (5) Самый молодой из них живет в Москве . (6) Кирилл редко приезжает в Москву . (7) Витя и Дима часто бывают в Санкт-Петербурге по работе . Определите , кто где живет .

Слайд 9

Задача 2 На зимние соревнования приехали Джессика , Ник и Линда из городов Лас-Вегаса , Монреаля , Денвера . Ребята занимаются разными видами спорта : фигурным катанием , хоккеем , горнолыжным спортом . Известно , что : 1) Джессика не любит хоккей , но хотела бы съездить и посмотреть Монреаль и Денвер ; 2) Ник хотел бы поехать в Денвер ; 3) Линда плохо катается на коньках . Кто в каком городе живет каким видом спорта занимается ? Решение задач

Слайд 10

Задача 3 Четверо друзей Алексей , Олег , Игорь и Семен занимались в разных спортивных секциях . Один из них играл в баскетбол , второй — в волейбол , третий — в футбол , а четвертый — в теннис . У них были и различные увлечения : один из них любил кино , другой — театр , третий — эстраду , а четвертый — цирк . Известно , что Алексей не играет ни в волейбол , ни в баскетбол . Олег играет в футбол и любит театр . Семен не играет в волейбол . Тот из ребят , который играет в волейбол , любит ходить в кино , а тот , кто играет в баскетбол , не любит цирк . В какую секцию ходит и чем увлекается каждый из друзей? Решение задач

Слайд 11

Задача 4 В компьютерном классе на уроке информатики , во время отсутствия учителя , пять ребят – Максим , Настя , Саша , Рома , Сережа – отвлеклись от нужной работы и стали играть в такие игры : пасьянс « Паук », гонки , сапер , « Марио », тетрис . Каждый из них играл только в одну игру . • Саша думал , что в « Марио » играет Настя . • Настя предполагала , что Рома играет в тетрис , а Максим – в гонки . • Рома считал , что Сережа играет в гонки , а Саша – в сапера . • Максим думал , что Настя раскладывает пасьянс « Паук », а в « Марио » играет Рома . В результате оказалось , что все они ошиблись в своих предположениях . Кто и во что играл ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подростковая культура". Мастер-класс для эстонских учителей

Мастер-класс  для делегации из русскоязычных школ Эстонии  на тему...

Мастер-класс "Создание сайта учителя"

Предлагаю презентацию, там все понятно и доступно.Дополнительно раздаточный материал (гадание и репки+рефлексия), буклет, к сожалению, не закачивается.Методичку не отдам... Но! можно договориться. Пиш...

мастер -класс на конкурс "Учитель года"

Мастер - класс на конкурсе "Учитель года". Тема "Сотовый телефон: "за" и "против" ....

мастер -класс на конкурс "Учитель года-2013"

Родительское собрание "Первые итоги школьной отметки" (мастер-класс)...

Мастер-класс к конкурсу "Учитель года -2013" - "СВЕТОФОР"

Работа с залом по теме "знание правил дорожного движения"...

мастер-класс на РМО учителей иностранных языков "Озеро Лох-Несс" (технология "Критическое мышление"

Данная презентация может быть использована на уроках английского языка для 6 -7 класса  по  технологии "Критическое мышление"...

сетификат( мастер-класс на ОМО учителей начальных классов)

мастер-класс на ОМО учителей начальных классов...