Мастер - класс "Система классных часов и родительских собраний в профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет"
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рогова Елена Владимировна

В статье описан опыт работы учителя информатики и классного руководителя по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sis_klas_chas_i_rod_sob_rogova_e.v.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.                            Мастер – класс

«Система классных часов и родительских собраний в профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет»

Автор: Рогова Е.В.

Цель: ознакомить аудиторию с системой классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения  детей и подростков в сети Интернет»

Компьютер – мясорубка для информации.
                   Компьютер-это резонатор того интеллекта,
                               с которым человек к нему обращается.

                                                                                                                     

                                                                                                   В.Г.Кротов

Аудитория: классные руководители.

Теоретическая часть.

Слайд 2.

Еще совсем недавно, каких-то лет 15 назад домашний компьютер был скорее роскошью. У школьников дома он был у одного-двух человек из класса. Позже появился доступ в интернет, который был довольно-таки дорогим удовольствием, редко кто им пользовался и очень кратковременно.

Но IT-технологии не стоят на месте и уже сегодня практически у каждого есть под рукой хотя бы одно устройство с доступом в интернет. В настоящее время, по мнению социологов, россияне, например, проводят в интернете не менее трех часов ежедневно.

В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.
       С каждым годом сообщество российских интернет - пользователей молодеет. По статистическим данным в России в среднем лишь треть взрослых - пользователи интернета, в то время как среди школьников таковых - почти 90%. Это связано с появлением сетевых порталов «Одноклассники», «В контакте», «Facebook», которые оказывают самое серьезное влияние на социализацию современной молодежи.

С одной стороны, всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравняли жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения.

   С появлением Интернета жизнь современных школьников  приобрела колоссальные изменения: они получили значительную автономность, экстерриториальность, социальную независимость. А личностное общение со сверстниками приобрело реально круглосуточный характер.

   Безусловно,  изменились характер и специфика девиаций с использованием киберпространства. Специалисты столкнулись с такими феноменами как «селфи – зависимость», «кибербуллинг», «сетевое троление», «пранкинг», но наибольшее беспокойство вызывает появление в мировом Интернете «групп смерти». К сожалению, не обошли эти проблемы стороной и наш регион.

   Даже слабый уровень включенности населения в социальные Интернет – коммуникации не гарантирует безопасность отдельной личности в Интернет – пространстве. Сейчас с помощью отдельных сайтов в Интернете можно приобрести запрещенные препараты, ознакомиться с любого рода литературой, вступить в деструктивные группы или пообщаться на закрытых блогах и сайтах на любую интересующую тему, в том числе не одобряемую родителями или запрещенную законодательством.

Слайд 3.

Каким же опасностям подвержен ребенок в интернет – пространстве?

Прежде всего можно выделить следующие:

  • Сайты, содержащие противоправный контент (предоставление вредоносной информации (деструктивного, агрессивного, экстремистсткого, сексуального или иного характера), способной изменить поведение и психологическое состояние, вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой);
  • Социальные сети (кибербуллинг (психологическое насилие, запугивание через Интернет), сетевой троллинг (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении), пранкинг (телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами, пранкеры совершают телефонные звонки (обычно анонимные) своим жертвам и путём провокаций и подшучиваний вынуждают жертву к яркой ответной реакции), груминг  (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации));
  • Утечка персональных данных (получение обманным путем персональных данных ребенка или родителей, фишинг (выманивание паролей от различных сервисов в том числе личных страниц в «ВКонтакте», чем дети обычно очень дорожат).

  • Интернет – покупки (интернет мошенничество, вишинг (выманивание у держателя платежной карты конфиденциальной информации));
  • Киберпреступления (в том числе вовлечение в действия сексуального характера (педофилия, детская порнография и др.);
  • Зависимость (компьютерная, игромания, от социальных сетей, селфи - зависимость и т. д.)
  • И т.д.

Как правило, ребенок подвергается воздействию нескольких угроз одновременно.

Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет – зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр).

Поэтому, на мой взгляд, одним из направлений работы классного руководителя является реализация комплекса мероприятий, проводимых среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения.  Комплекс направлен на:

  • устранение неблагоприятных факторов, вызывающих девиацию;
  • повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Слайд 4.

Комплекс включает в себя несколько составляющих:

  • Формирование медиаграмотности обучающихся;
  • Организация родительского контроля;
  • Поиск альтернативной, не связанной с Интернетом, значимой для обучающихся деятельности.

Рассмотрим эти составляющие в контексте работы классного руководителя.

Слайд 5.

  1. Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.

Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Бытует мнение о том, что не нужно детям говорить о чем – то плохом, они захотят это обязательно попробовать, увидеть и так далее, Достаточно обеспечить их безопасность. На мой взгляд, обеспечение безопасности детей в интернете — это важно, но стоит быть реалистами: никогда не получится создать волшебный мыльный пузырь и оградить ребёнка от всего плохого, что существует в мире. Рано или поздно дети в интернете сталкиваются и с нежелательным контентом, и со страшными фильмами, и с травмами. Но при правильной спланированной работе ребенок будет знать, как он должен поступить и к кому он может обраться. Наше дело — помочь, поддержать, всегда быть рядом.

Я думаю, что просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

Слайд 6.

 «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов).

В своей работе, как классный руководитель, я развиваю медиаграмотность обучающихся прежде всего через систему классных часов, внеклассных мероприятий по данной тематике.

В своей практике я использую следующие тематические классные часы:

Слайд 7.

№ п/п

Класс

Тематика классных часов

Тематика родительских собраний

5 класс

Мы и Интернет.

Цель: формирование навыков поведения в информационном обществе, разработка норм и правил поведения детей в сети Интернет  с целью обеспечения информационной безопасности.

Наши дети в Интернете. Программы родительского контроля.

Цель: информирование родителей об уровне медиаграмотности обучающихся, о программах родительского контроля.

6 класс

Социальные сети. Нетикет.

Цель: формирование навыков безопасного поведения обучающихся в социальных сетях, изучение основных правил Нетикета.

Дети и социальные сети. Программы мониторинга детей в социальных сетях.

Цель: информирование родителей об уровне культуры общения обучающихся в социальных сетях, возможности использования сервиса родительского контроля действий ребенка в социальных сетях (Герда бот)

7 класс

Интернет и мои персональные данные.

Цель: формирование навыков сохранения персональных данных

Персональные данные: все, что нужно знать.

Цель: информирование родителей  об уровне знаний обучающихся по вопросам сохранности персональных данных в сети Интернет

8 класс

Компьютерная зависимость.

Цель: ознакомление обучающихся  с вредными последствиями компьютерных игр, формирование  положительного отношения  к живому общению.

Современные аддикции. Проблемы компьютерной зависимости.

Цель: информирование родителей о признаках компьютерной зависимости у обучающихся, рекомендации о мерах профилактики компьютерной и мобильной зависимости

9 класс

Киберпреступления и закон.

Цель:        ознакомление обучающихся с видами киберпреступлений и степенью ответственности  за содеянное, согласно законодательным актам РФ.

Киберпреступность и киберпреступления. Как защитить себя и своих близких.

Цель: информирование родителей о степени владения  обучающимися вопросами  кибербезопасности.

10 класс

Покупки в интернет - магазине. Как не стать жертвой мошенников.

Цель: формирование навыков безопасного приобретения  товаров и услуг через Интернет.

Основные правила безопасных покупок в Интернете.

Цель: информирование родителей о степени сформированности у обучающихся навыков безопасного приобретения покупок и услуг в сети Интернет.

11 класс

Интернет и моя будущая профессия.

Цель: формирование навыков использования сети Интернет в различных сферах профессиональной деятельности.

Использование сети Интернет в профессиональной деятельности.

Цель: информирование родителей о степени сформированности навыков использования сети  Интернет  для будущей профессиональной деятельности обучающихся

Слайд 5.

При проведении классных часов я использую весь инструментарий, который находится в руках педагога, опираясь при этом на уровень имеющихся знаний обучающихся по данной теме и возрастные особенности.

Для определения уровня информирования обучающихся по теме провожу исследование с использованием анкет по заданной тематике, использую метод наблюдения и видеоинтервью. Широко привлекаю к проведению исследования обучающихся класса, формирую при этом навыки проведения исследовательской работы, умение работать со статистическими данными, оформление полученных результатов и представление их на классном часу. (Демонстрация исследовательской работы)

Наблюдение, безусловно,  один из наиболее доступных  для педагога методов, так как не требует каких – то затрат времени, ресурсов. Наблюдать мы можем на уроке, на перемене, при проведении внеклассных мероприятий, посещении выставок, экскурсий, походов и т.д. Но, на мой взгляд, чтобы сделать выводы этого не достаточно. Поэтому в начале работы с классом (5, 6 класс) я широко использовала наравне с наблюдением анкетирование и индивидуальные беседы. Однако, по мере взросления моих подопечных, я заметила, что анкеты уже немного надоели, а индивидуальные беседы стали скованными. Тогда я решила вовлечь ребят в игру, которая для меня стала методом сбора информации, для них методом познания себя.

Из опыта работы. Хочу немного остановиться интервью,  как на методе сбора информации. (Рассказ об игре «Телепередача»)

Демонстрация видеоролика «Компьютерная зависимость»

Для организации деятельности обучающихся использую разные формы работы: индивидуальную, групповую, фронтальную.

Широко применяю педагогические технологии, в особенности метод проектов. (Пример: книга ««Золотые» правила пользователя безопасного Интернета», презентации «Правила безопасного Интернета» в стихах и т.д.)

Слайд 9.

Использую при проведении классных часов социальные ролики по теме, мультфильмы. С целью профилактики девиантного поведения привлекаю обучающихся к участию в конкурсах по теме «Безопасный Интернет». В этом году планируем поучаствовать в олимпиаде «Информационная безопасность в Интернете».

  1. Организация родительского контроля. (Слайд 10) Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно не только совместными усилиями учителей и  самих школьников, но и их родителей.  

В силу своей занятости, неинформированности родители могут не знать об опасностях, которым подвержены дети. Поэтому разъяснительную и просветительскую  работу с родителями считаю необходимой.

Профилактику девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет необходимо проводить и через систему родительских собраний по данной тематике и через индивидуальные консультации родителей. Тематика родительских собраний приведена в таблице выше. (Слайды 11 – 12 )

Примерный план проведения родительского собрания.

Слайд 13.

При проведения родительских собраний я использую следующий план:

  1. Мозговой штурм (видеоролик, мультфильм), который подводит к теме родительского собрания.
  2. Теоретический блок (информационная справка о проблеме, введение в проблему, статистические данные и т.д.)
  3. Анкетирование родителей (как они видят проблему)
  4. Работа с анкетами детей (родители получают анкету своего ребенка и ее интерпритацию).
  5. Рекомендации (как бороться с проблемой).
  6. Практический блок (решение ситуаций, дидактическая игра, практическая работа и т.д.)
  7. Подведение итогов.

Практическая часть. В качестве частного примера приведу план родительского собрания в 8 классе по теме «Современные аддикции. Профилактика компьютерной зависимости»

Слайд 14.

Родительское собрание

Тема «Современные аддикции. Профилактика компьютерной зависимости»

Цель: информирование родителей о признаках компьютерной зависимости у обучающихся, рекомендации о мерах профилактики компьютерной и мобильной зависимости.

План.

  1. Просмотр видеоролика «Интервью с обучающимися»
  2. Введение в проблему.
  1. Актуальность проблемы.
  2. Понятие компьютерной зависимости.
  3. Виды компьютерной зависимости.
  4. Признаки интернет – зависимого человека.
  5. Причины интернет – зависимости у детей и подростков.
  6. Последствия интернет – зависимости.
  1. Анкетирование родителей «Зависим ли мой ребенок»
  2. Сравнительный анализ анкет обучающихся и их родителей.
  3. Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости обучающихся.
  4. Подведение итогов. Просмотр мультфильма «Ангел Бэби», 29 серия

3. Поиск альтернативной, не связанной с Интернетом, значимой для обучающихся деятельности.

На протяжении всего времени работы с классом (с 5 по 11) отслеживаю, чтобы дети посещали дополнительные кружки, секции, музыкальную школу, конно – спортивную школу. Активно вовлекаю детей в проведение классных и внешкольных мероприятий. В 8 – 9 классах 16 обучающихся моего класса из 29 параллельно с обучением в школе  получали образование в рамках приоритетного проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом» на базе Лыткаринского промышленно-гуманитарного колледжа. Ребята получили  профессии контролера (сберегательного банка), слесарь по ремонту автомобилей, оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин.

 

 Заключение. 

К сожалению, в нашем обществе еще слабо развиты основы кибербезопасности. Нет такого предмета в процессе обучения. Поэтому главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а так же знать и выполнять основы кибербезопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологиче...

Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАН...

«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики девиантного поведения детей и подростков».

Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, ко...

Тематика классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет.

Тематика классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет....