Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов.
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Ермишина Светлана Александровна

Тема урока: Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Класс: 6 класс.

УМК: Босова Л. Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2011.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: систематизация и расширение знаний обучающихся о формах записи алгоритмов.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

  • знать: формы записи алгоритма, место алгоритма в жизни;
  • уметь: определять является ли последовательность действий алгоритмом, записывать алгоритм в различных формах, выполнять алгоритм, представленный в различных формах.

Рекомендуемые образовательные ресурсы.

  • Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2) из набора  ЦОР к УМК;
  • Файлы для печати ПКЗ_1.doc, ПКЗ_2.doc, ПКЗ_3.doc из набора ЦОР к УМК.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

2

Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли  готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник.

Итак, начнем сегодняшний урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

 

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

10

(Слайд 4)

Рассмотрим следующую ситуацию: семья собирается обедать и выясняется, что нет хлеба. Каковы ваши действия?

Назовите конкретные действия похода за хлебом.

Ученики отвечают на вопрос учителя (схожу за хлебом, надо пойти в магазин за хлебом и т.д.)

 

Ученики высказывают свое мнение.

  • Взять у мамы деньги.
  • Пойти в магазин.
  • Выбрать нужные хлебобулочные изделия.
  • Оплатить стоимость покупки.
  • Принести хлеб домой.

 

Умение выражать мысли (К).

Планирование (Р).

Построение логической цепи (П).

 

- Что будет если мы поменяем 1 и 2 действие  местами? Каков будет  результат после  выполнения  последовательности действий?

Почему вы не смогли купить хлеб?

Учащиеся сменяют 1 и 2 действие  местами и приходят к  выводу, что в магазине им нечем будет оплатить покупку хлеба.

- Нарушена последовательность действий.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

 

Вспомните, как называется последовательность действий,  направленных  на  достижение цели.

В роли кого вы выступаете при выполнении алгоритма покупки хлеба? (слайд 6, слайд 8)

Ученики отвечают на вопрос учителя: алгоритм.

исполнитель

 

Постановка цели урока

 

Придумайте, как объяснить путь до школы папе, который первый раз отправляется на родительское собрание.

- Объясните многообразие ваших ответов

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

 

Сегодня мы познакомимся с формой записи алгоритма.

Ученики отвечают на вопрос учителя:

Записать или зарисовать

 

Можно записать по-разному: -Написать, сказать, нарисовать и т.д

Тема урока «Форма записи алгоритмов»

Учащиеся формулируют цель: научиться записывать алгоритм различными способами

 

Умение выражать мысли (К).

Планирование, целеполагание (Р).

Смыслообразование - (Л)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

 

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма

15

-Чтобы определить формы записи алгоритмов предлагаю решить задание №3 на стр. 72 учебник

Учитель раздает группам листочки с названиями «словесно-письменная»,  «графическая»

Записываем использованные формы записи:

  1. Словесно-письменная
  2. Графическая

 

Слайд 13, 14

Дети в группе по 4 человека работают над составлением алгоритма в предложенной форме.

Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы (они ранее встречались с этими формами записи алгоритмов)

Фиксируют в тетрадь, формы представления каждой группы

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К)

Рефлексия способов и условий действия (П)

 

 

Эти формы записи вы уже знали, но оказывается

существует  несколько способов графического представления  алгоритма- это не только рисунки, но и блок-схемы. 

Познакомимся с элементами блок-схемы

 

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)

 

 

Название блока

Вид блока

Начало- конец

image

Ввод- вывод

image

Условие, логический  блок

image

Процесс (действие)

image

 

Рассмотрим картинку (слайд 15). Мальчик сажает дерево.

Составьте алгоритм посадки дерева, используя язык блок-схем. 1 ученик  выполняет задание у доски, остальным  предлагается выполнить самостоятельно задание в  тетради.

 

Сравниваем  результаты.

 

 

Фиксируют в  тетрадь основные блоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  1 учащегося у доски, остальные самостоятельно работают в тетради

image

Сравниваем результаты, если  необходимо  делаем коррекцию блок-схемы и на доске и в тетради.

 

Общеучебные (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

 

 

 

 

 

 

 

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

 

 

 

- Кто или что может  выступать в качестве  исполнителя  алгоритма?

- В какой  форме  нужно записать алгоритм, чтобы его понял компьютер?

3. Программа (Слайд 16)

Программа-это  алгоритм,  записанный  на  языке  понятном  компьютеру.

- Человек, машина и т.д.

 

- С помощью команд,   программ.

 

Фиксируют в  тетрадь.

 

 

умение выражать мысли (К)

 

 

-Представьте, что вы ухаживаете за двумя лошадьми. (Слайд 17)

- Перед  вами  стоят 3 ведра  разных  размеров. Первое заполнено  водой, два других  пусты.  Нужно напоить  двух  лошадей, дав  каждой  по 4 литра  воды.

- Ваши  предложения.

- Предложенное  решение можно наглядно представить в виде таблицы. (Слайд 15)

№ ша

г

а

Обозначение действия

Количество воды в А(8 л)

Количество воды в В

(5 л)

Количество воды в С

(3 л)

- Запишем следующую  форму  представления  алгоритма

4. Табличное  представление

В качестве примера оформим  решение  данной задачи.

 

 

 

 

 

Пытаются решить задачу. Предлагают  ответы.

 

Ученик, получивший правильный ответ оформляет  решение на доске в  форме  предложенной таблицы.

 

№ шага

Обозначение действия

Количество воды в А  (8 л)

Количество воды в В

(5 л)

Количество воды в С

(3 л)

0

 

8

0

0

1

АВ

3

5

0

2

ВС

3

2

3

3

СА

6

2

0

4

BC

6

0

2

5

AB

1

5

2

6

BC

1

4

3

7

CA

4

4

0

Учащиеся проверяют и корректируют свою работу

 

 

 

 

 

постановка и решение проблемы (П)

моделирование (П)

применение нового материала при решении бытовых задач (Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

2

Мы  много  писали, устали. Теперь  проверим, хорошие ли мы  исполнители? Я буду давать команды, а  вы их  выполнять. Даются  команды на  активизацию мышц  рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите  вверх;  посмотрите на  соседа слева; помашите соседу, сидящему за  вами и т.п.

Выполняют  упражнения  для  двигательного аппарата, рук и глаз.

умение слушать и слышать (К)

саморегуляция (Р)

 

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

10

 Перед вами лежат карточки. Вам  предлагается выполнить эти задания.

 

 

 

 

Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом, проверьте ответы и поставьте оценку, согласно критериям:

 

5 заданий  - оценка 5    

 4 задания  - оценка 4       

3 задания  - оценка 3

 

Самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

(П)

Оценивание усваемого содержания (Л)

 

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

6

Какую тему мы изучили на уроке?

- Какие формы представления алгоритмов теперь вы знаете?

- Какие трудности вы испытывали при выборе формы представления алгоритма и при описании конкретно блок-схемы?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

 

Домашнее задание

достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 18)

Прочитать параграфы 3.1, 3.3

  • Выполнить  задания письменно  в  тетрадь. С.65 №2,4
  • Оформить  мини  книжку,  в  которой  описаны:
  • Определение  алгоритма
  • Формы  представления алгоритма
  • Приведен  пример  собственного алгоритма

 

Учащиеся дают ответы на вопросы

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

 

 

Анализируют работу на уроке через самооценку

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon forma_zapisi_algoritmov._sozdanie_graficheskih_obektov.doc1.52 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы записи алгоритмов. 6 класс.

Урок "Формы записи алгоритмов" в 6 классе по программе Л.Л.Босовой. К уроку прилагается  презентация из 20 слайдов и дидактические материалы. Практическая работа проводится в среде "ЛогоМиры...

Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

Технологическая карта урока. Отношение «входит в состав».  Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6).УМК Босо...

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

Урок 3.Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических о...

Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов

Конспект урока по информатике "Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов" для 6 класса....

Практическая работа "Словесная и графическая формы записи алгоритма"

В данной работе представлен образец выполнения практической работы по теме "Формы записи алгоритмов"...

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.

Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема»,  «алг...

Конспект к уроку "Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов."

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов....