Главные вкладки

    Методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме:
    Формы записи алгоритмов. 6 класс.

    Урок "Формы записи алгоритмов" в 6 классе по программе Л.Л.Босовой. К уроку прилагается  презентация из 20 слайдов и дидактические материалы. Практическая работа проводится в среде "ЛогоМиры" и рассчитана, что учащиеся с этой программой уже знакомы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon Презентация1.49 МБ
    Microsoft Office document icon Разработка урока53.5 КБ
    Файл Приложения к уроку87.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Урок по теме:  «Формы записи алгоритмов. 6 класс»

    Тип урока:  комбинированный
    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

    Цели урока: 
    - повторить темы «Что такое алгоритм» и «Исполнители алгоритмов»;
    - повысить ИКТ-компетентности учащихся путем освоения и практического использования навыков работы в среде «ЛогоМиры» ;

    - научить использовать полученные знания на практике.

    1.      Задачи урока:
      образовательная: продолжить формирование терминологического словаря учащихся по предмету, познакомить с  формами записи алгоритмов, изучить способы описания алгоритмов.
      воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;формирование информационной  культуры, чувство товарищества, ответственности за совместно выполняемую работу.
      развивающая: развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы, развитие познавательных умений; развивать логическое мышление, память, внимание; умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; умение выполнять алгоритм по известным шагам.

    Оборудование:

    компьютерная презентация (Приложение 1);

    мультимедиа проектор;

    персональные компьютеры;

    программа “ЛогоМиры 3.0”;

    раздаточный материал с заданиями для учащихся по теме урока (Приложение 2, Приложение 3);

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя: (слайд 1)

    Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и полезным для вас. Мы с вами продолжаем изучение темы «Алгоритмы и исполнители». А девизом сегодняшнего урока я выбрала изречение древнего философа Конфуция «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Но прежде чем приступить к изучению нового, давайте повторим старое, следуя словам Конфуция.

    3.Повторение изученного материала:

    Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

    Ответ учащихся: об алгоритмах, об исполнителях алгоритмов, о системе команд исполнителя.

    Учитель: Правильно! Давайте вспомним более подробно.

    (слайд 2)

    Вопрос: Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется…

    Ответ: алгоритмом.

    (слайд 3)

    Вопрос:  Кто может разрабатывать алгоритмы?

    1. Человек
    2.   Компьютер
    3.  Человек и компьютер

    Ответ:  человек.

    (слайд 4)

    Вопрос:  Кто может исполнять алгоритмы?

    1. Технические устройства
    2.  Человек и технические устройства
    3.  Человек

    Ответ: человек и технические устройства.

    (слайд 5)

    Вопрос:  Как называется человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды?
    Ответ: исполнитель.
    (слайд 6)
    Вопрос: Все команды, которые исполнитель может выполнять, образуют…
    Ответ: систему команд исполнителя (СКИ).
    (слайд 7)
    Вопрос:  Кого можно назвать формальным исполнителем?

    1. Человека
    2.  Робота
    3.  Человека и робота

    Ответ:  робота.

    (слайд 8)

    Вопрос: Для чего нужны алгоритмы?

    Ответ:  чтобы выполнять разнообразные задачи.

    Учитель: Хорошо! На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы! 

    4. Изучение нового материала:

    Если алгоритмы помогают нам выполнять разнообразные задачи, то можно сделать вывод, что и алгоритмы бывают разными, и записать их можно по-разному.

    Тема нашего сегодняшнего урока: «Формы записи алгоритмов» (слайд 9)

    Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

    У вас на столе лежат четыре карточки. На каждой из них разными способами записаны алгоритмы. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга?  (Приложение 2).

    Ответ учащихся: Один записан словами, другой в таблице, третий с помощью геометрических фигур, а четвертый на языке ЛОГО/в виде программы.

    Учитель: Правильно! Значит, какой вывод можно сделать?

    Ответ учащихся: алгоритмы можно записать по-разному.

    Учитель: Верно! Разберем подробнее как же записываются алгоритмы.

    (слайд 10) Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений.
    (слайд 11) Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений.
    (слайд 12) Табличная форма записи алгоритма.
    (слайд 13) Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования.

    Скажите пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры.

    Ответ учащихся: в словесной форме - список покупок, список дел, распорядок дня…

    Учитель: Да, все правильно!

    Запишите себе в тетрадь: (слайд 14, первая часть)
    Для записи алгоритма в блок-схеме используются следующие геометрические фигуры: (слайд 14, вторая часть)

    1. овал – начало и конец алгоритма

    2. параллелограмм  - ввод и вывод данных

    3. ромб – логическое условие

    4. прямоугольник – выполнение действия

    Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют  фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

    Давайте разберем как записывается алгоритм «Подготовка к уроку» в блок-схеме. (слайд 15).  (объяснение учителя).

    А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с двумя заданиями: первое задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме. Второе – составление блок-схемы того же алгоритма. Ответ запишите в правой колонке. (Приложение 3).

    После выполнения задания учащимися, к доске вызываются два ученика и на доске пишут ответы. Краткое обсуждение правильности выполнения задания.

    4. Практическая работа.

    Молодцы! Переходим к практической работе. Вам предстоит написать программу для исполнителя Черепашка по заданному алгоритму. Переходим к компьютерам, открываем «ЛогоМиры» и выполняем алгоритм (карточки с заданиями лежат на рабочем месте). Результат сохранить у себя в папке под именем «Звезда». (слайды 16, 17)

    5. Итог урока.

    Визуальная оценка работ за компьютером.

    Запись домашнего задания (слайд 18), выставление оценок.

    Спасибо за урок! (слайд 19)



    Предварительный просмотр:

                       Карточка 2


    1. Переправить козу
    2. Возвратиться самому
    3. Переправить волка
    4. Возвратиться вместе с волком
    5. Переправить капусту
    6. Возвратиться самому
    7. Переправить капусту 



       Алгоритм «Соберись в школу»

             



                      Карточка 1                        


           Алгоритм «Переправа»

           

    № действия

    Действие

    Результат

    1

    *2

    6

    2

    -6

    0

    3

    +5

    5


                      Карточка 3  

     
    Задача: Вычислить: 2а-6+5  при а=3 

     

        Задача:


    Написать программу рисования квадрата для исполнителя «Черепашка» на языке программирования Logo

            по

            вп 100

            пр 90

            вп 100

            пр 90

            вп 100

            пр 90

            вп 100





















                   
    Карточка 4

    начало

    собери портфель

    позавтракай

    конец

    оденься

    умойся

    встань

    сделай зарядку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация на тему "Алгоритмы" 6 класс

    Презентация для 6 класса. коротко и четко о видах и свойствах алгоритма. Есть так же и примеры....

    План-конспект урока по теме: Формы записи алгоритма.

    План-конспект урока по теме: Формы записи алгоритма. 1.                  Предмет: Информатика и ИКТ2....

    презентация "алгоритм" 6 класс

    презентация "алгоритм" 6 класс...

    Технологическая карта урока по информатике на тему " Форма записи алгоритмов"( 6 класс)

    Технологическая карта к уроку №25 по информатике в 6 классе по теме " Форма записи алгоритмов " по ФГОС....

    Формы записи алгоритмов

    Технологическая карта урока...