РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 9 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Роенко Алексей Николаевич

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_distsipline_informatika_9_klass.doc661 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа.

     Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана, а также следующих нормативно-правовых документов:

  -Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗПриказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10.

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля  2015 года № 26  «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 3286 -15  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

-БУП Утвержденный Министерством образования, науки, инновационной политики Новосибирской области от 23.07.12. № 1602

-Образовательная программа школы-интерната.

Адресат.

 Программа по информатике в 9 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение интеллектуального развития.

        

Структура документа.

Рабочая программа включает:

-   Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 9 класс, основное содержание  обучения  с    распределением учебных часов по разделам курса;

-   тематическое планирование.

 

Общая характеристика учебного предмета

 Большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности,  их успешной социализации в современном мире в значительной степени обеспечиваются изучением информатики, а также реализацией в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. В этой связи возрастает значимость непрерывного освоения учащимися  средств и методов информатики  и  ИКТ, совершенствования содержания и методики обучения информатике в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Учебник  для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний;

Место предмета в базисном учебном плане

   На предмет «Информатика» в базисном учебном плане  отводится  1 час в неделю. Общий объём времени в 9 классе составляет 34 часа.

Учебник разработаны в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.

Учебники являются основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:

  • методическое пособие для учителя к УМК  основной школы;
  • рабочие тетради для;
  • дополнительные методические пособия для учителя с поурочными рекомендациями.

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ К ЛИЧНОСТНЫМ, ПРЕДМЕТНЫМ И МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

Содержание учебников «Информатика» ориентировано на формирование следующих личностных результатов:

  1. Целостное мировоззрение, соответствующее современному  уровню развития науки и общественной практики.

Условия для достижения данного результата обеспечиваются за счет  формирования у школьников  представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; представлений об основных  изучаемых понятиях (информация, алгоритм,  модель) и их свойствах; навыков анализа и критичной оценки получаемой информации; способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

  1. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии,  выработку коллективного мнения.

В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем,  формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы  предусматривается процедура защиты  проекта перед коллективом класса,  которая  также требует  наличия коммуникативных навыков у детей.

  1. Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни.  

Большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник 5 класса содержит подробную информацию о  технике безопасности и организации рабочего места; эта информация в форме плаката повторяется в учебнике 7 класса; соответствующие  ресурсы включены в электронное приложение к учебникам. Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ формируется  в процессе выполнения многочисленных работ компьютерного практикума на протяжении всего периода обучения в основной школе. Кроме того, в учебниках уделяется внимание вопросам информационной безопасности: ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитию чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды и пр.

Цели изучения информатики и ИКТ 9 классе:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся представлений и получения новых знаний в области информатики и  информационных технологий;
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; формирование алгоритмической культуры; развитие умения работать в коллективе, навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования.

С соответствии с ФГОС, знакомство школьников с компьютером и предметом «Информатика» происходит в начальной школе.  Определённый опыт работы со средствами ИКТ современные школьники получают в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеклассной работе и внешкольной жизни. В основной школе начинается  изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека.  Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.

В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.

В результате изучения информатики и информационных технологий за курс 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • программный принцип работы компьютера:
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;

•        основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

• области применения моделирования объектов и процессов;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать презентации на основе шаблонов;

 -  создавать записи в базе данных;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

 • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

• представлять числа в различных системах счисления;

• выполнять и строить простые алгоритмы;

• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания  умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Содержание предмета информатики  9 класса

        

Название темы

Количество часов

«Моделирование и формализация»

9

«Алгоритмизация и программирование»

8

«Обработка числовой информации»

7

«Коммуникационные технологии»

8

Итоговое повторение

1

Итого:

33

Календарно-тематическое планирование

для  9 класса по Информатике и ИКТ

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

Тема Моделирование и формализация

2.

Моделирование как метод познания

§1.1

3.

Знаковые модели

§1.2

4.

Графические модели

§1.3.

5.

Табличные модели

§1.4

6.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

§1.5.

7.

Система управления базами данных

§1.6

8.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

§1.6

9.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа

Тема Алгоритмизация и программирование

10.

Решение задач на компьютере

§2.1

11.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

§2.2

12.

Вычисление суммы элементов массива

§2.2

13.

Последовательный поиск в массиве

§2.2

14.

Сортировка массива

§2.2

15.

Конструирование алгоритмов

§2.3

16.

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль

§2.4

17.

Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа

§2.5

Тема Обработка числовой информации

18.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

§3.1

19.

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

§3.2

20.

Встроенные функции. Логические функции.

§3.2

21.

Сортировка и поиск данных.

§3.3

22.

Построение диаграмм и графиков.

§3.3

23.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа.

Тема Коммуникационные технологии

24.

Локальные и глобальные компьютерные сети

§4.1

25.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

§4.2

26.

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

§4.2

27.

Всемирная паутина. Файловые архивы.

§4.3

28.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

§4.3

29.

Технологии создания сайта.

§4.4

30.

Содержание и структура сайта.

§4.4      

31.

Оформление сайта.

§4.4      

32.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.

§4.4      

Итоговое повторение

33.

Основные понятия курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

   Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 6 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

   Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 7 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

   Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 8 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

   Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебн...