"Исполнитель алгоритма". 4класс
план-конспект урока по информатике и икт

Базыр Сырга Сергеевна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkartaispolnitel.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта сценария занятия «Информатика» в 4  классе

Тема занятия «Исполнитель алгоритма». Учебник «Информатика» Н.В. Матвеева

Цель занятия:

Изучить понятие об исполнителя алгоритма, системе его команд; осмыслить различия между исполнителями «Человек» и «Робот»

Задачи:

Образовательные

Рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя; учить составлять простейшие алгоритмы

Развивающие

Развивать алгоритмическое и пространственное мышление, развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль, формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету

Воспитательные

Воспитание  аккуратности, точности, взаимоуважение к одноклассникам; формировать умение работать в группах и индивидуально

Тип занятия

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Форма занятия

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Опорные понятия, термины

Алгоритм, исполнитель, система команд

УУД

Предметные УУД:

Сформировать понятие «исполнителя алгоритма»; развивать умение составлять алгоритм, развивать представления об исполнителях алгоритма.

Личностные УУД:

Формировать устойчивый  познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление;

Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.

Познавательные:

ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования;

Коммуникативные:

выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;


Планируемые

 результаты

  1. Предметные:
  2. Личностные:
  3. Метапредметные:

Предметные:

Формирование составление программы с конструкцией повторения; понимание  возможности преобразовать программу не изменяя; умение выполнять программу с конструкцией повторения.

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Понимание учебной задачи;

умение планировать и действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Осознание задачи; формирование и развитие компетентности в области ИКТ.

Умение участвовать в диалоге, в беседе, умение понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение.

Формы контроля

Беседа, устный опрос, практическая работа

Здоровьесберегающие технологии

Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; рационально организованный двигательный режим; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии.

Приготовить: Доску, в стороне нарисовать поле для Робика и поставить пункты так, чтобы по следу Робика получить цифру 5; команды (повторить ___ раз) для поле Робика; 4 плаката для работы в группах; смайлики, магниты.


Этап урока

Обучающие развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма организации совзаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Орг. Момент

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к уроку

Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе

 -Здравствуйте, ребята!  Присаживайтесь.

- Прочитаем хором стих

Я сегодня быстро встал,

В школу рано прибежал.

Очень я хочу учиться,

Не лениться, а трудиться.

-Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет учиться и трудиться и узнать что-то новое?

Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание.

Дети читают хором стихотворение, написанное на доске

Отвечают на вопрос.

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: Проявляют познавательный интерес к учению.

Регулятивные: выражают свое желание учиться.

Актуализация опорных знаний

Показ слайдов.

Повторение основных понятий

Организует проверку д/з и повторение прошлой темы.

Задает вопросы. Настроить учащихся на дальнейшую работу.

- Молодцы, все ли сделали ДЗ. А что мы изучали на прошлом уроке?

- С какими видами алгоритмов мы познакомились на прошлом уроке?

- Чем они отличаются друг от друга? /ответы учащихся/

- А давайте посмотрим на следующий алгоритм. СЛАЙД 1-4  (примеры)

-Изучи алгоритм. Кому ты можешь поручить его выполнение?

(слайд1-слайд4)

Сдают д/з.

Ученики отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают слайды.

Изучают заданные алгоритмы. Отвечают на вопрос.

фронтальная

Коммуникативные:

Взаимодействие учителя и ученика

Познавательные:

Общеучебные действия. Регулятивные: Умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка; определяют последовательность действий.

Постановка учебной задачи. Сообщение темы и целей урока.

 Понимание темы, целей занятия

-Можем ли мы дать /придумать/ общее имя всем объектам, которые выбрали? /ответы учащихся/ Дав им общее имя мы узнаем тему урока.

Из ответов учащихся формулировать тему урока.

-Итак, тема сегодняшнего урока «Исполнитель алгоритма», сегодня на уроке мы узнаем про исполнителей алгоритма и системой команд исполнителя. СЛАЙД 5 (тема урока) /выключить экран/

Придумывают общее имя объектам (приводят примеры)

- Исполнители

фронтальная

Коммуникативные:

Умение слушать

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель, находят и выделяют необходимую информацию, анализируя программу. Регулятивные: Под руководством учителя формулируют учебную задачу урока; тему урока.

Открытие новых знаний:

Работа с учебником

Показ презентации

Работа с учебником: Прочитайте тему «Исполнитель алгоритма», стр 37-39

- Какой вывод сделаем? СЛАЙД 6 /включить экран/

- Изучим следующий алгоритм. Кому мы можем его поручить? СЛАЙД 7. /Роботу/

- Сегодня, чтобы вместе с нами поиграть и весело провести время, он к нам пришел в гости. Его зовут Робик.

- Как вы думаете, что он умеет делать? /ответы уч-ся, Робик/

- Чем отличается человек от робота? /ответы уч-ся/

- А смотрите, наш Робик пришел к нам с запиской.

/прочитать - слайд/

-  //Помогите мне добраться до дома //

- Поможем ему добраться до дома? Сможем ли мы помочь?

- Чтобы помочь ему давайте посмотрим, что он умеет делать. Он умеет ходить по клетчатому полю, и умеет выполнять команды «вправо» - двигается на одну клетку вправо, «влево» - двигается на одну клетку влево, «вверх» - на одну клетку вверх, «вниз» - на одну клетку вниз. При этом след Робика закрашивается. СЛАЙД 8.

- Вот его поле. Для того, чтобы помочь Робику мы должны построить алгоритм для него из предложенных команд, так чтобы он смог пройти по всем пунктам по порядку начиная с первого. Не забывайте какие команды умеет делать Робик. (Показать поле и команды)

Читают учебник, получают новые знания

Делают вывод:

•        Исполнителем может быть объект, который может точно выполнить команды;

•        Система команд исполнителя – это список всех команд, которые исполнитель может выполнить

Изучают алгоритм. Отвечают на вопрос

- Роботу

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

- человек может создавать и исполнять алгоритмы, а робот может только исполнять алгоритмы

Ответы учащихся

Слушают объяснение учителя.

Изучают поле Робика

Ученик выходит к доске строит программу Е для робика с конструкцией повторения.

Ученик выходит к доске выполняет программу Е.

Сравнивают результаты. Если есть ошибки, то их исправляют.

- Да

Ответы учащихся

фронтальная

Коммуникативные:

вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

развитие мышления, воображения школьников; знакомство с важнейшим информационным понятием ЦИКЛ; делают выводы.

Регулятивные: - соотносить уже усвоенные знания учащимися с теми, которые неизвестны;

Первичное закрепление полученных знаний

Работа в рабочих тетрадях

Предлагает написать программу до второй задачи. Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях и взаимопроверку.

- Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до первого пункта? Кто напишет?

- На доске прикреплены команды, с их помощью мы будем сегодня работать. А след Робика будем закрывать вот такими небольшими листочками/ показать листочки/

- Оказывается на пунктах есть задание, чтобы дойти до следующего пункта мы должны сначала решить их.

-  Значит, чтобы помочь Робику мы должны сделать задачи в РТ.

/самостоятельная работа уч-ся/

- Поменялись РТ и проверяем результат. Все ли смогли выполнить программу правильно?  /проверить с плаката/

Составляют программу до второй задачи. Выполняют задание в рабочих тетрадках. Осуществляют взаимопроверку.

Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу за пунктом/

Пункт 1

-  Работа с РТ

Выполнить задание № 1, 4, 5 (стр 33 и 36)

Выполняют задание в РТ

Осуществляют взаимопроверку.

индивидуальная

Коммуникативные:

Умение работать самостоятельно;

Личностные:

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью. Выполнять взаимопроверку  учебного задания.

Физминутка

Выполняют  упражнения  

Предлагает написать программу до второй задачи.

- Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до второго пункта? Кто напишет?

- Наш Робик хочет отдохнуть вместе с вами. (СЛАЙД 9)

/выключить проектор/

Составляют программу.

Делают разминку вместе с Робиком.

Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 2

Пункт 2

СТОП  УРОК,

СТОП ДЕЛА

НА ЗАРЯДКУ

НАМ ПОРА

индивидуальная

Коммуникативные: умение слушать; Личностные самоорганизация;

Регулятивные саморегуляция;

Закрепление.

Работа в группах

Предлагает написать программу до четвертой задачи. Организует работу в группах. Объясняет задания.

- Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до третьего пункта? Кто напишет?

- Какое слово получилось? (компьютер)

- Как вы думаете почему у нас получилось слова «компьютер»?

- Чтобы узнать это, давайте доведем Робика до следующего пункта.

 

Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 3.

Пункт 3

- Выполните задания в группах.

- Соединяете команды с исполнителями, которые умеют выполнять эти команды. Выполняете алгоритм. По пути записываете буквы в цепочку..

Разделяются в группы. Выполняют задание в группах.

Сверяют результаты работ.

Ответы учащихся.

групповая

Коммуникативные:

умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; умения работать в группе. Познавательные:

Развитие логического мышления; умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Регулятивные: выполнять программу с циклом; строить цепочку по ходу Робика.

Практическая работа за компьютером

Работа с исполнителем

- Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до четвертого пункта? Кто напишет?

- Любимое занятие Робика работать за ПК и он зовет вас за собой поработать вместе с ним. Заходим в мир информатики, четвертый год обучения, исполнитель.

- Вам надо довести робота к выходу. Для этого в наборе команд выбираете нужные команды и запускаете робота. Если робот не двигается или останавливается, значит вы выбрали неправильную команду. В таком случае, удаляете неправильную команду и исправляете.

- Молодцы, я вижу, что вы справились с заданием. Выходим из программы. Закрыли ноутбуки, положили в сторону. И давайте выполним упражнение для глаз, чтобы снять напряжение. Спинки прямо, не двигая голову посмотрели влево, вправо, вверх, вниз, рисуем восьмерки с глазами, зажмурьте глаза, откройте.

Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 4.

Пункт 4

- В компьютерном варианте выполни задание: исполнитель.

Ученики слушают учителя, обдумывают свои действия за компьютером. Выполняют задание в ПК

Выполняют упражнение для глаз

индивидуальная

Личностные:

соблюдать требования техники безопасности, гигиены Коммуникативные:

уметь сотрудничать с учителем. Познавательные:

Формирование навыком работы в ПК;

уметь использовать инструменты; проверять правильность получения результата пошагово.

Регулятивные  УУД:

Понимать учебную задачу; умение действовать по плану;

работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапа» для Робика.

Подведение итогов.

Удовлетворение результатами своей работы

- Осталось нам дойти до последнего пункта. Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до пятого пункта? Кто напишет?

- Смотрите, а там домик. Мы помогли Робику дойти до дома? А что мы для этого сделали? (ответы уч-ся)

- А некоторые команды у нас остались. Почему эти команды мы не использовали? (ответы уч-ся)

- Посмотрите на след Робика. Какую оценку мы заслужили?

- Что мы обычно делаем дома?

- Запишите д/з

Оценивают достижение поставленной цели, отвечают на вопросы. Проводят самооценку. Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом. 

Пункт 5

- Здесь домик.

Ответы уч-ся.

- Ходили до каждого пункта, для этого  составили программу с конструкцией повторения и выполняли задание под пунктами.

- 5.

- Домашнее задание.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания. Записывают в дневник

фронтальная

Коммуникативные:

Умение обсуждать результаты.

Регулятивные: Формирование умения,  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Рефлексия

Учитель предлагает оценить ученикам занятие.

- Какова же была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?

- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
- А теперь оцените себя, каким был для вас урок?

/поднимает смайлики/
- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке.

Ученики выражают свое мнение о занятии.

фронтальная

Коммуникативные:

полно и грамотно выражают свои мысли, знают правила речевого общения.

Регулятивные: оценивают результат урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....