Рабочая программа основы программирования для начинающих
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Кулавский Иван Владимирович

Рабочая программа основы программирования для начинающих

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кулавский И.В.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ  «ШКОЛА № 1195»

121354, г. Москва, ул. Дорогобужская, д.13.

Тел/факс (495) 444 6562, E-mail:1195@edu.mos.ru

      Рекомендована                                                                            Утверждаю

Педагогическим советом                                                      Директор ГБОУ Школа № 1195

Протокол ПС № ____ от                                                              

«___» _________ 20___г.                                                           ____________ Н.Л. Евсикова                                                          

Дополнительная общеразвивающая программа

«Основы программирования для начинающих»

Техническая  направленность

Базовый уровень

Срок реализации программы 1 год

Возраст детей 16-18 лет

Автор программы: Кулавский И.В.

Педагог реализующий программу:

                                                                                          Кулавский И.В.

Москва

2021 год

Пояснительная записка

 Учебный предмет "Информатика" относится к предметной области «Математика и информатика». Предмет «Информатика» ученики выбирают очень часто, т.к. во всем современном мире информационные технологии вышли на первый план давно и в вузах страны огромное количество специальностей, связанных с данным направлением. Значит подготовка к сдаче ЕГЭ по предмету «Информатика» является важнейшей задачей для всех обучающихся, которые хотят связать свою жизнь с информационными технологиями.

Актуальность данной программы:

Преподавание курса предполагает использование компьютеров. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления программным обеспечением. Учащиеся получают полное представление о программировании и прорабатывают основные алгоритмы решения всех задач по программированию.

Форма и режим занятий

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 12 до 14 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью. количество обучающихся в группе от 15 человек. Занятие проводится один раз в неделю и составляет 1 астрономический час.

Сроки реализации программы: 1 год.

Цель программы: изучить основы программирования, проработать все основные алгоритмы по основам программирования.

Задачи программы: 

Обучающие: 

  • ознакомить с основами автономного программирования;
  • ознакомить со средой программирования Кумир 2.0
  • развить навыки программирования;
  • развить навыки решения базовых задач программирования и логики.

Развивающие: 

  • развить логическое мышление; - развить пространственное воображение.

Воспитательные: 

  • воспитать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • развить коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

        -развить         социально-трудовой         компетенции:         воспитание         трудолюбия,

самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

  • сформировать и развить информационные компетенции: навыки работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Методы обучения

  1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  2. Систематизирующий (беседа         по         теме,         составление

систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)

  1. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

Формы организации учебных занятий. 

Среди форм организации учебных занятий в данном курсе выделяются:

  • практикум;
  • урок-консультация;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений.

Планируемые результаты изучения курса 

Личностные результаты:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информатикой. 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать         последовательность         шагов         алгоритма         для         достижения         цели;
  • осуществлять         итоговый         и         пошаговый         контроль         по         результату;
  • адекватно         воспринимать         оценку         учителя;
  • различать         способ         и         результат         действия;
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить         сравнение,         классификацию         по         заданным         критериям;
  • строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • устанавливать         аналогии,         причинно-следственные         связи;
  • синтезировать,  составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;  выслушивать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

         

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

1

Вводное занятие

1

2

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ (задания ЕГЭ по информатике: 1-27)

27

3

ТРЕНИНГ ПО ВАРИАНТАМ (задания ЕГЭ по информатике: 1-27)

8

ИТОГО:

36

Содержание учебного материала

Раздел

Содержание раздела

Кол

-во

часо

в

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Вводное занятие

Техника безопасности

1

Теоретичес кое занятие  

Общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Формулировать собственное мнение, слушать собеседника Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже и усвоено, и того, что еще неизвестно Планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных

задач 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ (основы алгоритмизации)

 

 Алгоритмизация.

Основы программирования.

Информация.

Алгебра логики.

27

Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие

Решение олимпиадных задач по информатике

Олимпиадные задачи по информатике.

Задачи повышенной сложности.

Задачи с использованием дополнительных материалов

8

Теоретичес кое занятие Практическ ое занятие 

         

Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

план

факт

Вводное занятие.  

Техника безопасности.

1

 

 

  1. Алгоритм

1

 

 

  1. Исполнитель алгоритма

1

 

 

  1. КуМир

1

 

 

  1. Знакомимся с Четрежником

1

 

 

  1. Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов

1

 

 

  1. Цикл «N раз»

1

 

 

  1. Вспомогательные алгоритмы с аргументами

1

 

 

  1. Цикл «для»

1

 

 

  1. Случайные величины

1

 

 

  1. Знакомимся с Роботом

1

 

 

  1. Цикл «пока»

1

 

 

  1. Команда «если»

1

 

 

  1. Простые и составные условия

1

 

 

  1. Вложенные циклы и условия

1

 

 

  1. Величины в программах

1

 

 

  1. Чертежник строит графики

1

 

 

  1. Арифметические операции и функции для работы с числами

1

 

 

  1. Построение графика сложной функции

1

 

 

  1. Команда выбор

1

 

 

  1. Решение уравнения графическим способом

1

 

 

  1. Робот измеряет радиацию

1

 

 

  1. Осторожно! Высокая радиация

1

 

 

Решение задания повышенного уровня

1

 

 

Решение задания повышенного уровня

1

 

 

Решение задания повышенного уровня

1

 

 

Решение задания повышенного уровня

1

 

 

Решение задания повышенного уровня

1

 

 

Решение задания повышенного уровня

1

Решение задания олимпиадного уровня

1

Решение задания олимпиадного уровня

1

Решение задания олимпиадного уровня        

1

Решение задания олимпиадного уровня

1

Решение задания олимпиадного уровня

1

Решение задания олимпиадного уровня

1

Решение задания олимпиадного уровня

1

Итого

36

 

Методическое обеспечение

Данная программа знакомит учащихся с основами программирования. Итоговый контроль поможет провести рефлексию полученных знаний.

В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия),
  • наглядные методы (показ иллюстраций, показ приемов исполнения, метод демонстраций),
  • практические методы ( практические работы).

Материально – техническое оборудование

  1. Ноутбуки HP® ZBook 17 G6
  2. Интерактивная панель Promethean
  3. Серверное оборудование Avaya с коммутатором
  4. Программное обеспечение Кумир 2.1

Список используемой литературы

  1. Электронный ресурс http://www.klyaksa.net/htm/konspektsch/kumir/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Основы программирования. Робототехника»

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться ...

Рабочая программа "Основы программирования.Элективный курс"

Рабочая программа составлена на основе системы "Исполнители", авторские права на которую принадлежат учителю школы №163 г. С-Петербурга, доктору технических наук К.Ю.Полякову....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов...

Методический материал к программе «Основы программирования- 1 ступень»

В методическом материале представлены задачи для самостоятельного решения учащимися кружка "Основы программирования-1 ступень"...

Рабочая программа "Основы программирования"

Рабочая программа «Основы программирования» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), учебного плана ...

Рецензия на рабочую программу "Основы программирования"

Рецензия составлена экспертами образовательного портала "Продлёнка"....