Работа с блоками сообщения в среде программирования scratch
методическая разработка по информатике и икт

Ищенко Светлана Александровна

Методические рекомендации использования блоков

 "Сообщение" при работе со Scratch

Для слаженной и бесперебойной работы задуманного проекта, нужно вовремя дать команду каждому из спрайтов. Чтобы последовательно  друг за другом выполнялись разные скрипты, один из них должен вызывать другой, то есть один спрайт должен дать понять другому, что пора действовать. В решении этой проблемы помогают блоки  сообщения. Блоки  «Передать сообщение» и «Когда я получу сообщение» используются для взаимодействия спрайтов, чтобы один спрайт мог передать другому сигнал, когда пора ему действовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_soobshcheniya_ishchenko.docx788.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации использования блоков

 "Сообщение" при работе со Scratch

Для слаженной и бесперебойной работы задуманного проекта, нужно вовремя дать команду каждому из спрайтов. Чтобы последовательно  друг за другом выполнялись разные скрипты, один из них должен вызывать другой, то есть один спрайт должен дать понять другому, что пора действовать. В решении этой проблемы помогают блоки  сообщения. Блоки  «Передать сообщение» и «Когда я получу сообщение» используются для взаимодействия спрайтов, чтобы один спрайт мог передать другому сигнал, когда пора ему действовать.

 Давайте создадим проект, и на его  примере разберем как они работают. Сюжет анимации такой:  На землю прилетает ракета, в которой сидит Gobo, но мы его не видим. Как только ракета приземлилась на землю, из нее выходит Gobo . Сначала надо создать скрипт для ракеты – спрятаться и аналогичный скрипт для Gobo. Воспользуемся командой "спрятаться", поскольку оба спрайта в начале скрипта будут не видимы. Не забудьте выбрать фон – любого ландшафта земли.

    https://cdn.assets.scratch.mit.edu/internalapi/asset/5682c68af2cc8aea791f0373e9ed03d8.svg/get/       https://cdn.assets.scratch.mit.edu/internalapi/asset/f505a4e9eab5e40e2669a4462dba4c90.svg/get/

 Далее на фоне действует, только ракета:

 

Теперь когда ракета выполнит свой скрипт, с помощью блока "передать сообщение" она пошлет сообщение, которое может перехватить любой объект программы, мы пошлем свое сообщение «Выходи». В данном случае сообщение будет ждать Gobo, потому что только ему мы добавили команду "Выходи".  И приходит его очередь действовать:

Таким образом, благодаря сообщению, произошла последовательность  действий.

 При взаимодействии нескольких спрайтов, основная трудность управления заключается в синхронизации действий.  Все спрайты и фоны взаимодействуют между собой при помощи двух "коммуникационных" блоков: команда "передать сообщение" и "когда я получу сообщение". Можно передавать любое сообщение, а не только "сообщение1". Для реализации проекта могут циркулировать большое количество различных сообщений, которые одни спрайты посылают, а другие принимают.

Чтобы добавить новое сообщение, надо кликнуть по маленькому треугольнику в этих командах и в раскрывающемся списке выбрать "Новое сообщение".

Создание нового сообщения

После этого на экране появится диалоговое окно, куда вводится сообщение. Например, "Выходи".

Когда сообщение создано, оно становится доступным через раскрывающийся список команд "передать …" и "когда я получу …", где вместо точек может стоять любое сообщение. При этом надо понимать, что если, например, ракета передает сообщение "выходи", то Gobo должен получить именно это сообщение, а не какое-либо другое. Иначе он не будет реагировать.

 Когда дело касается 1 или 2 спрайтов, то проблем не возникает. И детям не так сложно создавать такие проекты. Но как только количество спрайтов становится больше, и требуется их последовательное взаимодействие,  то начинается путаница. Когда и кому отправлять сообщение, и кто его должен получить. Это сложно проконтролировать особенно детям. Для лучшего понимания, как работают сообщения, можно в группе детей поиграть в одну игру.

«Напиши сообщение»

Раздайте каждому ребенку лист бумаги и ручку. Условия такие: напиши задание для соседа, и в конце фразу – «передай сообщение».

В записке должно быть написано задание для соседа: хлопни в ладоши три раза, подпрыгни до потолка, повернись вокруг себя, пожми руку другу, постой на одной ноге (можно придумать свои задания).

Дети встают в круг, при команде «передай сообщение», по очереди  читают  каждый свою записку, выполняют свое задание, и передают следующую записку (сообщение) соседу, до тех пор, пока не замкнется круг, и не выполнятся все задания.

Если у детей возникают затруднения в игре, то можно игру повторить несколько раз, меняя задания в записках. При поступательном усложнении проекта на scratch, детям будет легче понять и применять блоки сообщения.

Теперь, когда мы сыграли в игру, усложним наш проект и добавим в него еще несколько спрайтов, и создадим  последовательность их действий. Допустим, приземляющуюся ракету заметил Dee, после появления Gobo на земле,  он должен подойти  к ракете. Между Dee и Gobo состоится диалог, в котором Gobo в восторге от знакомства с новым другом, захочет оставить себе о нем что – нибудь на память, жалуясь на свое одиночество. Dee  дарит ему на прощание аквариум с золотой рыбкой. И Gobo улетает на свою планету.  Осуществим это взаимодействие спрайтов с помощью сообщений.

Начнем со скрипта для Gobo: он вышел из ракеты, прошелся и отправил сообщение для  Dee «я прилетел»

В это время Dee был не видим для нас, когда он получил сообщение, то появился на нашем фоне:

После получения сообщения « ответ Gobo» наступит его очередь отвечать. (заметьте, в блоке говорить я изменила время диалога, пользователь должен успеть прочитать фразу)

Это уже второе сообщение для Dee, поэтому его так и назовем «2 для Dee», после получения сообщения, приходит очередь Dee.

Вот и пришло время появиться новому персонажу, как только рыбка получит сообщение, она появляется на сцене.

После появления, рыбка отправляет сообщение Dee. И Dee дарит рыбку Gobo.

Рыбка отправляется к ракете, а Gobo благодарит Dee и улетает.

Gobo и рыбка уходят в ракету, и ракета улетает. Но прежде, Gobo отправляет ракете сообщение «ракета лети», чтобы дать старт ракете. И ракета улетает.

Благодаря сообщениям, действия спрайтов в нашем проекте были последовательны. Для осуществления проекта, нам понадобилось восемь сообщений. Мы использовали четыре спрайта. Сообщения можно послать и нескольким спрайтам одновременно, если необходимо их одновременное действие на сцене.  А так же сообщения можно использовать не только при создании сюжетов, но и викторин, счете жизней в играх, в смене фонов, в любых проектах, где требуется последовательное исполнение действий разных спрайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование в среде программирования Scratch

Программа дополнительного образования по информатике, основанная на методе проектов....

Создание игр в среде программирования Scratch как инструмент развития алгоритмического мышления

В статье описан процесс разработки классической игры Tetris в среде программирования Scratch.Случайные фигурки тетрамино падают сверху в прямоугольный стакан. В полёте игрок может поворачивать фи...

Мастер-класс "Использование среды программирования Scratch в работе современного учителя"

Одним из пунктов  Содержания профессионального стандарта педагога является владение  ИКТ-компетенциями. Сегодня я покажу,  как педагог может  использовать   среду програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

Использование игровой среды программирования Scratch, как интуитивного программирования при изучении раздела “Алгоритмизация”

Презентация на тему: Использование игровой среды программирования Scratch, как интуитивного программирования при изучении раздела "Алгоритмизация"....

«Реализация занятий в дистанционной форме на примере занятия «Гравитация в среде программирования Scratch»

Государственное бюджетное учреждениедополнительного образования«Центр дополнительного образования Липецкой области»Центр цифрового образования детей «IT–cube» IT- ...