Учебно-методическое пособие "Организация работы компьютерного кружка по информатике"
учебно-методическое пособие по информатике и икт

Налимова Ольга Викторовна

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением ПК. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.

Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности,  наглядного представления  информации для окружающих.

Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для детей среднего возраста количества знаний  по наглядному представлению информации в компьютерном варианте. В то же время процесс составления ярких презентаций, слайд фильмов процесс творческий и интересный именно для учащихся среднего возраста 11 -14 лет. Составление самопрезентации способствует самоанализу собственной деятельности, стремление обогатить большим количеством информации свою презентацию, что имеет большое воспитательное значение. Знакомство с презентациями ровесников способствует расширению кругозора детей, их представление о возможностях досуговой деятельности.

Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать  процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так, согласно Г. Кирмайеру, при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие,  было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-4_kruzhok_21-22.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 276

 Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  

___________________/О.В. Налимова /

Приказ №________________

от «____» __________________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования «Первые шаги в информатике»

_______________________________________________________

(предмет, класс, ступень обучения)

Налимова Ольга Викторовна

(ФИО)

Педагог дополнительного образования высшей категории

(должность, категория, разряд)

Срок реализации программы: 4 года

Программа рассчитана  на учащихся 1-4 классов

1 час в неделю

2021 - 2022  учебный год


  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2019 год;
  •  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2019 год;
  • авторской программы Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4 классов / Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2018 г.

Для реализации программы использован учебно – программный комплекс «Страна Фантазия».

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

Современные профессии, предлагаемые  выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте  5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Кружок по  информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

   Задачи обучения информатике в 1-4 классах:

1. формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

2. Формирование умения представлять информацию различными пособами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ», «НАЙДЕТСЯ», «ДЛЯ ВСЕХ»;

3. формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

4. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

  • отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
  • формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
  • индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
  • овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на кружке, дополнительная мотивация через игру;
  • соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).  Количество детей в группе 10 – 12 человек.

Формы обучения

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

 Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

Формы работы

Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп  или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент ( 1-2 мин )
  2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания

       ( 6-8 мин)

  1. Разбор нового материала.  ( 8-10 мин )
  2. Физкультминутка (1-2 мин)
  3. Работа за компьютером ( 10-15 мин )
  4. Подведение итогов занятия ( 3 мин )

II. Общая характеристика учебного предмета (кружка)

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

  • отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
  • формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
  • индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
  • овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
  • соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

                           

III. Место предмета  в учебном плане

Изучение курса в 1 классе составляет 33 часа, 1 ч в неделю; во 2 – 4 классах – 102 часа (34 ч в год), 1 ч в неделю. Всего 135 часов.

IV. Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры связаны:

— с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой,  ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

— с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

— с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.

V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса выпускником начальной школы

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные 

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  сбор информации;
  • обработка информации (с помощью  ИКТ);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать  общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

В результате изучения курса  выпускник начальной школы научиться:

  •  называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
  • называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
  • приводить примеры количественной и качественной информации;
  • определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;
  • ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
  • применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
  • соблюдать правила поведения в компьютерном классе;
  • осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
  • называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
  • представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
  • самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки.

                             VI. Содержание учебного предмета (курса)

1 класс (33 ч)

 

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер?  (1 ч)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка "Компьютерная школа". Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.

 Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (15 ч)

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.

 Введение в логику (17 ч)

Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск "лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.

2 класс (34 ч)

Повторение изученного материала (1 ч)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройства компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение  задач на развитие внимания. Решение логических задач.

 Введение в логику (33 ч)

Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Игра "Путешествие в Зазеркалье". Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и математика. Понятие "массив". Работа с массивами. Введение понятия присваивания.

3 класс (34 ч)

Повторение изученного материала (3 ч)

Техника безопасности. Краткая история развития вычислительной техники. Назначение основных устройств компьютера. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Повторение темы "Введение в логику".

 Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (31 ч)

Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение информации. Организация хранения информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке;  с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм. Решение задач с неполной информацией. Ведение в формальную логику.

4 класс (34 ч)

Повторение изученного материала (2 ч)

Техника безопасности. Понятие "информация", свойства информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации.

 Алгоритмы и исполнители (32 часа)

Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы  в математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам. Игра "Фокусы с числами". Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Пропедевтика понятия цикла, пропедевтика вложенных циклов. Исполнитель "Колобок" на линейке. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "«Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости.

                             VII. Планируемые результаты изучения учебного курса

1 класс

В результате обучения учащиеся должны:

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные сферы применения компьютеров;

- уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях "вверх", "вниз", "вправо", "влево";

- уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;

- уметь проводить анализ при решении логических задач;

- иметь понятие о множестве;

- уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

- уметь находить общий признак для группы предметов;

- знать понятие существенного признака предмета;

- уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;

- уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

- уметь предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе однородных предметов;

- уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;

- уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;

- уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;

- иметь представление о различных формах курсора;

- знать назначение клавиш Enter, BackSpace, пробел;

- использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП "Страна Фантазия" - 1-й год обучения;

- уметь управлять объектами на экране монитора.

2 класс

знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные сферы применения компьютеров;

- знать основные устройства компьютера;

- уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

- уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов;

- уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд  с учетом выявленной закономерности;

- уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;

- иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии;

- уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;

- уметь получать вариативные решения;

- уметь строить несложные паркеты;

- уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;

- уметь выявлять причинно-следственные связи;

- уметь решать задачи с неопределенным ответом;

- знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;

- знать понятие "массив", уметь приводить примеры массивов;

- знать операцию присваивания;

- уметь заполнять массивы с использованием операции присваивания;

- уметь работать с несколькими массивами;

- уметь делать выбор в режиме "меню" и управлять объектами на экране монитора;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП "Страна Фантазия - 2 год обучения".

3 класс

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров;

- знать понятие "информация";

- знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;

- уметь приводить примеры, отражающие свойства информации;

- знать способы хранения информации и организацию хранения информации;

- знать понятие "информационный носитель";

- знать назначение баз знаний, уметь заполнять и вносить изменения в базы знаний;

- уметь кодировать и декодировать информацию с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм;

- иметь представление о способах решения задач с неполной информацией;

- уметь выделять истинные и ложные высказывания;

- уметь делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания;

  использовать слова-связки для построения сложных высказываний;

- уметь использовать повороты при работе с прикладными программами;

- уметь вводить информацию с клавиатуры при работе с ППП "Страна Фантазия - 3 год обучения".

4 класс

 - знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать понятия: алгоритм, исполнитель, блок-схема;

- уметь производить вычисления по блок-схеме алгоритма;

- знать систему команд  алгоритмического языка стрелок;

- уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи;

- уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для исполнителя Колобка;

- уметь выполнять и составлять алгоритмы  для исполнителя "Колобок на линейке".

- иметь представление  о координате точки и координатной плоскости;

- уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с ППП "Страна Фантазия" - 4 год обучения.

Учебно-тематический план

1 класс

наименование

разделов и тем

общее количество учебных часов

Введение. В гостях у сказки.

1

1

Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе.  Знакомство с компьютером.

1

Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево.

15

2-7

Понятия вверх, вниз, вправо, влево.

6

8-16

Развитие внимания.

9

Введение в логику

17

17

Выделение существенных признаков предмета

1

18,19

Выделение существенных признаков группы предметов

2

20,21

Выявление закономерностей в расположении предметов

2

22-24

Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов.

3

25

Урок загадок.

1

26-28

Логика и конструирование

3

29

Работа с программами

1

30

Работа с программами

1

31

 Диагностика внимания и памяти

1

32-33

Резерв

2

ИТОГО:

33

Учебно-тематический план

2 класс

наименование

разделов и тем

общее количество учебных часов

Введение.

1

1

Введение. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров – сказка «Компьютерная Школа»

1

Введение в логику

33

2.

Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево.

1

3.

Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево.

1

4

Выделение существенных признаков предмета.

1

5

Знакомство с множествами.

1

6

Вложенность множеств.

1

7

Логика и русский язык.

1

8

Логика и русский язык.

1

9

Подготовка к введению понятий «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье»

1

10

Симметрия

1

11

Симметрия

1

12

Симметрия. Паркеты.

1

13

Работа с программами

1

14

Работа с программами

1

15

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти.

1

16

Повторение изученного материала. Игра «Страна симметрии»

1

17

Логические концовки.

1

18

Решение логических задач.

1

19

Знакомство с отрицанием.

1

20

Логика и математика

1

21

Логика и математика

1

22

Логика и математика. Урок-игра.

1

23

Логика и математика

1

24

Работа с программами

1

25

Работа с программами

1

26

 Решение задач на повторение.

1

27

Понятие «массив»

1

28

Работа с массивами.

1

29

Работа с массивами.

1

30

Повторение изученного за год материала.

1

31

Работа с программами.

1

32

Работа с программами.

1

33

 Диагностика внимания и памяти.

1

34

Резерв

1

ИТОГО:

34

Учебно-тематический план

3 класс

наименование

разделов и тем

общее количество учебных часов

Повторение изученного материала

3

1

Техника безопасности. Краткая история развития ВТ. Назначение некоторых устройств компьютера.

1

2

Логика и русский язык.

1

3

Логика и математика.

1

Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация.

31

4

Что такое информация?

1

5

Виды информации. Способы передачи и получения информации.

1

6

Свойства информации.

1

7

Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы»

1

8

Кодирование информации

1

9

Кодирование информации

1

10

Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку.

1

11

Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке.

1

12

Кодирование информации с помощью трафарета.

1

13

Хранение информации. Организация хранения информации.

1

14

Работа с программами

1

15

Работа с программами

1

16

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

17

Базы данных.

1

18

Обработка информации. Базы данных.

1

19

Поиск информации.

1

20

Поиск информации.

1

21

Поиск информации.

1

22

Поиск информации. Самостоятельная работа.

1

23

Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика»

1

24

Подготовка к контрольной работе.

1

25

Работа с программами

1

26

 Игра «Учение с увлечением»

1

27

Логика и информация.

1

28

Логика и информация.

1

29

Обощение изученного материала.

1

30

Работа с программами

1

31

Работа с программами

1

32

 Диагностика внимания и памяти

1

33,34

Резерв

2

ИТОГО:

34

Учебно-тематический план

4 класс

наименование

разделов и тем

общее количество учебных часов

Повторение изученного материала

2

1,2

Повторение изученного материала

2

Алгоритмы и исполнители.

32

3

Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов

1

4

Примеры алгоритмов

1

5

Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра «Фокусы с числами»

1

6

Разветвляющиеся и циклические алгоритмы

1

7

Работа с программами

1

8

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

9

Знакомство с алгоритмическим языком стрелок

1

10

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы.

1

11

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы.

1

12

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы.

1

13

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра «Найди клад»

1

14

Работа с программами

1

15

Работа с программами

1

16

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

17

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы.

1

18

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы.

1

19

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы.

1

20

Алгоритмический язык стрелок – пропедевтика вложенных циклов

1

21

Работа с программами

1

22

Работа с программами

1

23

Исполнитель Колобок на линейке.

1

24

Исполнитель Колобок на линейке.

1

25

Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа.

1

26

Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет»

27

Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет»

28

Алгоритмы работы на координатной плоскости

29

Повторение изученного материала.

1

30

Работа с программами

1

31

Работа с программами

1

32

 Диагностика внимания и памяти

1

33,34

Резерв

2

ИТОГО:

34

Используемая литература:

  1. Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики»

для учащихся  1-4х классов / Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2005 г.

  1. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ. С.Н.Тур, Т.П. Бокучава / Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2010 г.
  2. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. -М.: Радио и связь, 1997.
  3. Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей» //Издательство: У-Фактория, 2004 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для работы в POWER POINT.

Педагогическое сопровождение - это система педагогических действий учителя, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей при работе в POWER POINT, оказанием оперативной помощи во время выполне...

Учебно-методическое пособие по работе с программой AUTOCad

Данное пособие состоит из  двух частей: теоретической и практической.Оно является частью большого пособия по работе с графикой, для проведения лабораторных и практических работ по предмету "Инфор...

Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.

Материал в помощь для создания портфолио учителя....

Учебно-методическое пособие. Стартовые работы по географии.

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей географии.Для проверки качества знаний учащихся, уровня усвоения программного материала, уровня сформированности предметных умений в начале учебн...

Анализ работы компьютерного кружка в начальных классах

Анализ работы компьютерного кружка в начальных классах...

Учебно-методические материалы по разделу "Компьютерная графика" тема "САПР КОМПАС"

В данном разделе представлены учебно-методические материалы по теме "Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D": первое практическое занятие с технологической картой выполнения за...