Урок по теме: "Файлы и файловая система" 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Так как в современной жизни зачастую приходится пользоваться большими объемами информации, и файлов приходится создавать много, то для удобства поиска информации было принято решение объединять файлы в группы по определенным признакам, так называемые каталоги.

Файловые структуры могут быть классифицированы. Выделяют 2 вида файловых структур. Цель создания файловой структуры - удобство поиска нужной информации!!!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока32.96 КБ
Файл презентация к уроку259.36 КБ
Файл приложение12.01 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Файлы и файловая структура».

Класс: 7

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

Цели урока:

1. Образовательные:

1.1.Закрепить понятия о файлах, файловых структурах, ПО и устройстве компьютера

1.2. Уметь определять полное имя файла (полный путь к файлу)

1.3. Познакомить с правилами  работы с файлами

1.4. Научить работать с маской имени файла

2. Воспитательные:

2.1. Воспитание разносторонности и гибкости ума.

2.2. Воспитание эстетического чувства, тщательности в работе.

3. Развивающие:

3.1. Развитие мышления и воображения.

Предварительная подготовка учеников: учащиеся должны знать основные понятия по теме "Компьютер как универсальное средство работы с информацией" и «Файлы и файловая структура»

Предварительная подготовка учителя: подбор материала к данному уроку, подготовка презентации, подготовка тест-опроса.

Дидактические основания урока:

тип: объяснение нового материала, повторение ранее изученного материала;

методы обучения: объяснительно-иллюстративный;

формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа;

Оборудование урока:

  • презентация  PowerPoint (приложение 1)
  • тест (приложение 2)

Средства обучения:

  • учебник для 7 класса Л.Л.Босова «Информатика».(2016г.)

План урока:

1. Организационный момент

2мин.

2. Актуализация знаний, мотивация на дальнейшее изучение. Тест на знание устройства компьютера

3 мин.

3. Обобщение ранее полученных знаний:

3.1.Файлы, файловые структуры, каталоги, таблица основных расширений файлов, маска имени файла.

3.2. Решение задач на построение полного пути к файлу, перемещение в каталогах, отыскание соответствующего файла по его маске имени

20мин.

4. Действия с файлами. Практическая работа.

15мин.

5. Закрепление полученных знаний, запись домашнего задания

2мин.

Ход урока

1.»

2.

3.

4.

5.

Организационный момент:

 - поприветствовать учащихся;

 - отметить отсутствующих;

На прошлых занятиях мы с вами изучали тему «Компьютер».  Мы рассмотрели вопросы, связанные с основными компонентами компьютера (системный блок, устройства ввода, устройства вывода, периферийные устройства); видами программного обеспечения. Сейчас прошу вас пройти тестирование по ранее изученному материалу.

Движемся дальше. Сегодня на уроке нам с вами предстоит закрепить с понятие файла и файловой структуры. Мы должны научиться правильно записывать имя файла, определять тип файла в зависимости от его расширения, составлять корректный полный путь к файлу, а также решать простейшие вычислительные задания. Прежде, чем приступить к дальнейшей работе ответьте на вопросы.

Как вам известно (пока, может, только на интуитивном уровне) к каждому компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Каждое подключаемое устройство, а также каждый логический раздел имеет свое логическое имя. Для ОС Windows приняты логические имена, состоящие из 1 латинской буквы

Если вы вспомните свой домашний компьютер, то наверняка, ваш жесткий диск наполнен всякого рода информацией. Так как называется "хранилище" информации???

Итак, с определением мы разобрались, но файлы характеризуются набором параметров (имя, размер, дата создания...) и атрибутов (системный, архивный, только для чтения).

Кроме того, у любого файла есть своя отличительная особенность - имя и расширение. Если имя задается самим пользователем, то расширение автоматически присваивается программой при создании данного файла.

Давайте познакомимся с таблицей основных расширений файлов

Так как в современной жизни зачастую приходится пользоваться большими объемами информации, и файлов приходится создавать много, то для удобства поиска информации было принято решение объединять файлы в группы по определенным признакам, так называемые каталоги.

Файловые структуры могут быть классифицированы. Выделяют 2 вида файловых структур. Цель создания файловой структуры - удобство поиска нужной информации!!!

Проблема: при огромном количестве файлов и каталогов как отыскать требуемый?

Для того, чтобы найти нужный файл, достаточно знать полный путь к этому файлу (перечисление всех каталогов + имя файла )

Давайте ознакомимся с основными операциями с файлами, которые нам с вами предстоит выполнять практически на каждом последующем занятии

С теоретическими вопросами мы с вами определились. Давайте разберем механизмы решения простейших задач.

 Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с новыми понятиями – файл и файловая структура, научились решать простейшие задачи на перемещения в каталогах, на отыскание файла по его маске.

Практическая работа.

Давайте запишем домашнее задание:

  • в некотором каталоге хранился файл Задание1.txt. После того как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный каталог файл Задание1.txt, полное имя файла стало Е:\Класс\Биология\ Задание1.txt. Каково было полное имя файла до перемещения?
  • Запишите как минимум 3 возможных имени файла, соответствующие данной маске имени файла ??na*?e.?o?

Спасибо за внимании! Все свободны!

Ученики сидят за партами

Приложение 1

 (презентация)

Слайд 2

Приложение 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Делают конспект таблицы в тетрадь

Слайд 6

Слайд 7

Коллективное обсуждение, версии

Слайд 8

Слайд 9 (устное ознакомление)

Коллективное обсуждение, версии

Слайд 10

Приложение 3

Слайды 11-16 (работа у доски, коллективное  обсуждение решения)

Информация для дальнейшего использования

Тетрадь!

Приложение 2.

  1. Скажите полное имя следующих файлов:
  1. Masha.tхt
  2. Ivanove.doc
  3. Pasha.doc

  1. В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?
  2. 1) Е:\Физика\Задачник\Задача5 
  3. 2) Е:\Физика\Задача5 
  4. 3) Е:\Класс9\Задачник\Задача5 
  5. 4) Е:\Класс9\Физика\Задача5 

3.  Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги  DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?

1)  A:\DOC 

2)  A:\LETTER\INBOX 

3)  А:\SCHOOL\USER\DOC 

4)  А:\DOC\USER\SCHOOL 


Приложение 3.

Практическая работа

  1. На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.
  2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.
  3. Найти на компьютере папку Примеры.
  4. Скопировать файлы из папки Примеры, файлы в созданные вами папки по темам: Документы, Рисунки и Музыка.
  5. Переименовать файлы по содержимому файлов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме: «Файлы и файловая структура». Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель

Слайд 2

Необходимо знать: Определение «файла». Имя файла. Типы файлов. Понятие «корневого каталога», « каталога », «вложенного каталога». Понятие «файловая система», «иерархическая файловая система». Адрес файла. Адрес каталога .

Слайд 3

Что такое файл? Файл- это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти

Слайд 4

Как присваивается имя файлу? Собственное имя дает пользователь Расширение задается программой автоматически при создании

Слайд 5

Что характеризует расширение файла? Тип информации, содержащейся в файле Примеры расширений Тип файла sys, drv Системные файлы doc, txt, rtf, odt, docx Текстовые файлы bmp, jpg, gif, tif, png, pds Графические файлы htm, html Web -страница аvi, mpeg Видеофайлы wav, mp3, mid i Звуковые файлы bac, pas Файлы на языке программирования zip, rar Архивные xls, ods Электронная таблица

Слайд 6

Полный путь к файлу С:\ Рефераты\Физика\ Оптические явления . docx Имя диска Имя каталогов Имя файла расширение

Слайд 7

Укажите полный путь к файлу «Компьютерные вирусы. doc »: С:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы

Слайд 8

Скажите полное имя следующих файлов: Masha . t х t Ivanove . doc Pasha . doc

Слайд 9

Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже: 1) nadia *.DOC 2) LIN?EXE 3) КУКУ.BMP 4) A.B.TXT 3, 4

Слайд 10

Что такое файловая система? это часть операционной системы, которая обеспечивает пользователю удобный интерфейс при работе с данными, хранящимися на диске Диск C: Документы Видео 2006 2007 Фото

Слайд 11

Какой объект находится на верхнем уровне иерархии в операционной системе Windows? Рабочий стол Вся сеть Учебники на Server Задания на Server Диск E: Диск A: Диск D: Диск С : Мои видеозаписи Моя музыка Мои рисунки Корзина Сетевое окружение Мой компьютер Мои документы Рабочий стол

Слайд 12

Могут ли два каталога 2-го уровня иметь одинаковые имена? Да, если они принадлежат разным каталогам 1-го уровня

Слайд 13

Задача №1 (устно) В некотором каталоге хранился файл Задача5 . После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5 , полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5 . Каково было полное имя этого файла до перемещения? 1) Е:\Физика\Задачник\Задача5 2) Е:\Физика\Задача5 3) Е:\Класс9\Задачник\Задача5 4) Е:\Класс9\Физика\Задача5

Слайд 14

Решение: В предложенных именах варианты 1 и 2 не содержат каталога. Вариант 4 не подходит, так как не содержит папки Задачник. Ответ: 3

Слайд 15

Задача №1 (устно) Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC , USER , SCHOOL , A:\ , LETTER , INBOX . При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь? 1) A:\DOC 2) A:\LETTER\INBOX 3) А :\SCHOOL\USER\DOC 4) А :\DOC\USER\SCHOOL Ответ 3

Слайд 16

Закрепление «Каталог» Диск C: Документы Видео 2011 2012 Фото



Предварительный просмотр:

Практическая работа

  1. На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.
  2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.
  3. Найти на компьютере папку Примеры.
  4. Скопировать файлы из папки Примеры, файлы в созданные вами папки по темам: Документы, Рисунки и Музыка.
  5. Переименовать файлы по содержимому файлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Файлы и файловая система"

Урок в 8 классе по теме "Файлы и файловые системы"...

Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"

Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"...

Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"

Разработка урока по информатике на тему "Файлы и файловая система", рассчитана на 8-10 классы в зависимости от того, в каком классе изучают данную тему.Цели урока:- помочь учащимся получить представле...

Материалы для урока по теме ФАЙЛЫ И ПАПКИ для 6 класса

Инструкция по уроку Урок по теме «Файлы и папки комбинированный».Для изучения предлагается презентация с ссылкой на физминутку, а также видео материал на ЦОР (информация о действиях с папками и ф...

Урок по теме "Файлы и файловые структуры"

Урок по теме "Файлы и файловые структуры" (7 класс)...

План-конспект урока по теме "Файлы и файловые структуры"

5 урок по теме "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" в 8 классе по учебнику "Информатика и ИКТ" Л.Л.Босова, А.Ю.Босова , М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012. Урок с использо...