Введение в программирование
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс)

Голубаева Юлия Алексеевна
  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paskal_operatory.pptx93.87 КБ
Файл paskal_operator_vvoda_i_vyvoda.pptx217.78 КБ
Office presentation icon uslovnyy_operator.ppt418 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Операторы в языке Паскаль

Слайд 2

Условные операторы Бывает, что в процессе выполнения программы требуется реализовать разный набор команд в зависимости от произошедших до этого событий. В языках программирования это достигается с помощью специальных конструкций – условных операторов . Чаще всего в качестве условного оператора в языках программирования используется конструкция if-else или ее сокращенный вариант if . Также существует оператор выбора case , который имеет более специфичное применение.

Слайд 3

Полное ветвление Например, программа должна определять, ввел пользователь четное или нечетное число, и выводить на экран сообщение. Тогда программный код на языке Pascal может быть таким: var n: integer ; begin write ('Введите целое число: '); readln ( n ); if n mod 2 = 0 then write ('Оно четное.') else write ('Оно нечетное.'); readln end .

Слайд 4

Неполное ветвление В примере ниже, если переменная имеет значение меньше нуля, то ее значение изменяется (находится модуль числа). Если же значение переменной изначально больше нуля, то блок кода при операторе if вообще не выполняется, т.к. не соблюдено условие ( n <0). var n: integer ; begin write ('Введите целое число: '); readln ( n ); if n < 0 then n := abs ( n ); write ( n ); readln end .

Слайд 5

Циклы в Паскале При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы . У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину ( True , не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла. В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.

Слайд 6

Цикл for Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется). В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик. Цикл for существует в двух формах: for счетчик:=значение to конечное_значение do тело_цикла ; for счетчик:=значение downto конечное_значение do тело_цикла ;

Слайд 7

Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to , то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto , то значение параметра будет уменьшаться на единицу. Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться. var i , n: integer ; begin write (' Количество знаков: '); readln (n); for i := 1 to n do write ('(*) '); readln end .

Слайд 8

Цикл while Цикл while является циклом с предусловием. В заголовке цикла находится логическое выражение. Если оно возвращает true , то тело цикла выполняется, если false – то нет. Когда тело цикла было выполнено, то ход программы снова возвращается в заголовок цикла. Условие выполнения тела снова проверяется (находится значение логического выражения). Тело цикла выполнится столько раз, сколько раз логическое выражение верно true . var i , n: integer ; begin write ('Количество знаков: '); readln ( n ); i := 1; while i <= n do begin write ('(*) '); i := i + 1 end ; readln end .

Слайд 9

Операторы break и continue Операторы break и continue используются для того, чтобы прервать ход выполнения цикла. Оператор break выполняет полный выход из цикла, т.е. все возможные итерации цикла прерываются. Оператор continue прерывает только текущую итерацию. В примере у пользователя несколько раз запрашивается число, только в том случае, если он не вводит ноль. var num: real ; i : integer ; begin for i := 1 to 5 do begin write (' Введите число: '); readln (num); if num = 0 then break ; writeln (num) end ; readln end .

Слайд 10

В примере запрашиваются 5 чисел и суммируются только положительные из них. var num, sum: real ; i : integer ; begin sum := 0; for i := 1 to 5 do begin write (' Введите число: '); readln (num); if num < 0 then continue; sum := sum + num end ; write (sum:10:2); readln end .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Паскаль начало

Слайд 2

Структура программы: PROGRAM primer 1 ; { название программы } VAR … { Раздел описания всех переменных, используемых в программе. Перечисляются все переменные с указанием через двоеточие типа переменного. } B egin … { Исполнительная часть . } END .

Слайд 3

Пример Program primer ; Var a, b,y : integer; Begin Writeln (‘ введите 2 числа ’); Readln ( a,b ); Y:= Sqr (a)* a+b *b-4*a*b; Writeln (Y); Readln End . PROGRAM primer 1 ; { название программы } VAR … { Раздел описания всех переменных, используемых в программе. Перечисляются все переменные с указанием через двоеточие типа переменного. } B egin … { Исполнительная часть . } END . Структура программы: вычислить: Y = A 3 + B 2 -4 A * B

Слайд 4

Операторы Языка Паскаль Операторы Языка Паскаль делятся на простые и сложные . Простые – те, которые не содержат внутри себя других операторов, а сложные содержат внутри себя другие операторы. Простые операторы: присваивания; ввода; вывода. Оператор присваивания : Пример, X := A + b * c ; Y:=10; V := A ; Оператор ввода : Read( a,b ); READLN [ ( a,b ) ] ; Оператор вывода: Write(s); Writeln [ (s) ] ; [ ] -означает, что часть, заключенную в скобки, можно не писать. Writeln ( y,x,a,b ); Writeln ;

Слайд 5

Пример Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь program treyg ; var a,b,c,s:real ; begin writeln (‘ введите катеты ’); readln ( a,b ); c:= sqrt (a*a + b*b); s:=a*b/2; writeln (‘ гипотенуза= ’, c ,’ площадь= ’, s ); readln end .

Слайд 6

Составить программу. Заданы три целых числа. Найти сумму этих чисел и произведение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР язык программирования Pascal . Я услышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял! Чарльз Бэббидж.

Слайд 2

Разветвляющимся называется алгоритм, в котором выбирается одна из нескольких возможных серий команд. Каждый подобный путь называется ветвью алгоритма. Признаком разветвляющегося алгоритма является наличие операций проверки условия. Условие – это логическое выражение, которое может быть записано в операторе явно или вычислено в программе. Для записи простых условий используются операции отношения: < меньше x>y > больше a>5 <= меньше или равно n<=0 >= больше или равно t>=r <> не равно a+b<>0 = равно s mod 2 = 0

Слайд 3

В ветвлении можно проверять несколько условий одновременно. Для этого условия связываются между собой логическими операциями. Получается сложное условие . Если необходимо проверить одновременное выполнение нескольких условий, для их связи используют логическую операцию AND (И) Например, условие 0 0 ) and ( х <5)

Слайд 4

Если же нужно чтобы выполнялось хотя бы одно из нескольких условий, то для их связи используют операцию OR (ИЛИ) Например, условия y<0 или y>9 будет выглядеть следующим образом: (y<0) or (y>9) Логическая операция NOT (НЕ ) меняет значение условия на противоположное. Например, необходимо взять все значения х, кроме 1 : not (x=1) При связывании нескольких условий логическими операциями, необходимо заключать простые условия в скобки.

Слайд 5

нет Основные варианты структуры ветвления: если - то; если – то - иначе; серия команд 1 да да нет серия команд 1 серия команд 2 условие условие неполное ветвление полное ветвление

Слайд 6

Запись команды ветвления на языке программирования Pascal . IF (условие) THEN ( оператор 1 ) ;

Слайд 8

Запись полного ветвления на языке программирования Pascal . IF (условие) THEN ( оператор 1 ) ELSE ( оператор 2 ); ;

Слайд 10

PROGRAM zadacha1; VAR A, B , max: INTEGER; { описываем переменные А , В и max целыми числами} BEGIN WRITE(‘A=’); { Вводим с клавиатуры числа А и В} READLN(A); WRITE(‘B=’); READLN(B); { Если A>B , то наибольшее число А, иначе наибольшее число В} IF A>B THEN max :=A ELSE max :=B; WRITELN (‘ Большее число = ‘ , max ); END. ЗАДАЧА 1 . Из двух чисел А и В найти набольшее.

Слайд 11

PROGRAM zadacha 2 ; VAR A, B , max, min: INTEGER; BEGIN WRITE(‘A=’); READLN(A); WRITE(‘B=’); READLN(B); IF A>B THEN begin max :=A; min :=B; end ELSE begin max :=B; min :=A; end; WRITELN (‘max=‘, max, ‘ min=‘, min); END. ЗАДАЧА 2 . Из двух чисел А и В найти набольшее и наименьшее.

Слайд 12

да нет серия команд 1 серия команд 3 Условие 1 нет да серия команд 2 Условие 2 Вложенное ветвление: IF (условие) THEN ( оператор 1 ) ELSE IF (условие) THEN ( оператор 1 ) ELSE ( оператор 2 );

Слайд 13

PROGRAM zadacha2; VAR A, B , max, min: INTEGER; BEGIN WRITE(‘A=’); READLN(A); WRITE(‘B=’); READLN(B); WRITE (‘ Большее число : ‘); IF A>B THEN begin max :=A; min :=B; WRITELN (‘max=‘, max, ‘ min=‘, min); end ELSE IF A

Слайд 14

Program zadacha3; Var a, b, c, max: Integer; Begin writeln(‘ введи числа ’); readln( а ,b,c); if a>b then if a>c then max:=a else max:=c else if b>c then max:=b else max:=c; writeln(‘ большее число равно ’, max); End . Задача 3. Найти наибольшее из трёх данных чисел a, b, c.

Слайд 15

ЗАДАЧА 3. Дано действительное число х. Вычислить f( х ) , если

Слайд 16

Решение: Program alg1; Var x,f:real; Begin writeln(‘ введите действительное число :’);readln(x); if x<=0 then f:=0 else if x<=1 then f:=sqr(x)-x else f:=sqr(x)-sin(Pi*x*x); writeln(‘ значение функции F(x) при x=‘,x,’ равно ’,f); End.

Слайд 17

Задачи для самостоятельного решения 1. Санкт-Петербург менял свое название несколько раз. Составить программу которая на введенную дату выдает название города. Если: с 1703 – 1914 г. – Санкт Петербург с 1914 – 1924 г. Петроград с 1924 – 1991 г. Ленинград с 1991г. – Санкт Петербург 2. Определить количество дней в году, который вводит пользователь (високосный, кратны 4, но некратны 100 - 366 дней, не високосный – 365 дней) 3. Дано действительное число х. Вычислить f(x) , если


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Алгоритмы. Введение в программирование"

Презентация для урок по информатике для 9 классов на тему "Алгоритмы"....

Введение в программирование

Урок раскрывает базовыепонятия среды программирования, процесс разработки программ....

Введение в программирование

Презентация, которую можно использовать на уроке перед изучением языка программирования...

Презентация "Что такое среда программирования - Введение в программирование"

Описание среды программирования Паскаль, общее описание работы среды программирования, описание этапов разработки программ на языке Паскаль....

Технологическая карта и конспект урока информатики на тему "Введение в программирование"

Технологическая карта и конспект урока информатики (по ФГОС) на тему "Введение в программирование"....

Презентация на тему "Введение в программирование"

Презентация "Введение в программирование" состоит из 6 слайдов. они последовательно сменяют друг друга. На последнем слайде задание....