Введение в программирование
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Тунаева Наталья Анатольевна

Урок раскрывает базовыепонятия среды программирования, процесс разработки программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_programmirovanie.rar117.72 КБ

Предварительный просмотр:

Введение в программирование

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний

Цель: Познакомить учащихся с первоначальными данными нужными для разработки программ – языками программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.

Задачи:

  • познакомить учащихся с алфавитом языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
  • познакомить учащихся со структурой программы на разных языках программирования;
  • научить учащихся записывать арифметические выражения на языках программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык;
  • выяснить сходства и различия языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
  • развитие умений использовать команды разных языков программирования для записи программы линейной структуры;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.

Оборудование и программное обеспечение:

  • компьютер;
  • проектор;
  • операционная система;
  • язык программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация начальных знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала.
  4. Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний.
  5. Проверка и самопроверка. Анализ полученных результатов.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация начальных знаний учащихся.

Под системой программирования следует понимать систему, образуемую языком программирования, а также вспомогательными средствами для подготовки программ в форме, пригодной для выполнения. Система программирования, иногда говорят «среда программирования», позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно исправлять их, отлаживать и исполнять программу.

Языки программирования являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом и семантикой, поэтому они не допускают свободного толкования инструкций, характерного для естественного языка.

III. Изучение нового материала.

Алгоритмом называется понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели для решения поставленной задачи.

Алгоритмы можно записать разыми способами. Нас будет интересовать самый трудный – на языке программирования.

Давайте рассмотрим 3 языка программирования:

  • Школьный алгоритмический
  • Язык Бейсик
  • Язык Паскаль.

Вы можете спросить, почему три языка, а не один? Дело в том, что в вариантах ЕГЭ по информатике встречаются задачи на программирование. Решение задач можно оформлять на любом языке программирования, в том числе и в виде блок-схемы. Какой язык выбрать, дело пользователя, поэтому я постараюсь кратко изложить особенности трех языков.

Алфавит языка

Язык программирования, как другой язык имеет свой алфавит – набор символов.

Школьный алгоритмический

Бейсик

Паскаль

1) прописные и заглавные буквы русского алфавита;
2) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
3) знаки операций:
+ - * / ^ = <> < > <= >= :=
4) разделители_, пробел, ( ), «, “
5) служебные слова:
Алг, нач, кон, арг, рез, цел, сим, лит, лог, вещ, таб, длин, нц, кц, дано, надо, если, то, иначе, всё, пока, для, от, до

1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
2) 10 цифр;
3) знаки операций:
+ - * / ^ = <> < > <= >= :=
4) разделители_, пробел, ( ), «, “
5) служебные слова:
Byte, integer, long, single, double, boolean, string, dim, const, true, false, data, read, input, print, if, then, else, goto, for
6) буквы русского языка используются в комментариях.

1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
2) 10 цифр;
3) знаки операций:
+ - * / = <> < > <= >= :=
4) ограничители:
. , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;
5) служебные слова:
SET, MOD, AND, FOR, THEN, ARRAY, FILE, STRING, NOT, TO, BEGIN, FUNCTION, CASE, GOTO, OF, IF, DIV, PROCEDURE, DO PROGRAM, WHILE, DOWNTO, WITH, ELSE, XOR, END, REPEAT, LABEL
6) буквы русского языка используются в комментариях.

Математические операции:

Название операции

Форма записи

Школьный алгоритмический 

Бейсик 

Паскаль 

сложение

А + В

А + В

А + В

вычитание

А - В

А - В

А – В

умножение

А * В

А * В

А * В

деление

А / В

А / В

А / В

Возведение в степень

А ^ 2

А ^ 2

Нет

Элементарные функции:

Название операции

Форма записи

Школьный алгоритмический 

Бейсик 

Паскаль 

Абсолютноезначение х

Abs(x)

Abs(x)

Abs(x)

Ln x

Log(x)

Log(x)

Ln(x)

Arctg x

 

Atn(x)

Arctan9x)

Случайное число

 

Rnd

random(x)

Cos x

Cos(x)

Cos(x)

Cos(x)

Знак числа х

 

Sgn(x)

 

ex

Exp(x)

Exp(x)

Exp(x)

Sin x

Sin(x)

Sin(x)

Sin(x)

Целая часть числа х

 

 Int(x)

int(x)

tg x

 

Tan(x)

-

Целая часть числа х округление

 

Fix(x)

round(x)

Квадратный корень от х

Sqr(x)

Sqr(x)

Sqrt(x)

Квадрат числа

Нет

Нет

Sqr(x)

Деление нацело

 

\

DIV

Остаток от деления

Mod (a,b)

 a MOD b

a MOD b

Приоритет операций тот же, что и в математике.

Математическая запись

Запись на Паскаль, Бейсик, Алгоритмическом языке

4∙10-4

4E-4

0,62∙105

0.62E+5

-10,88∙1012

-10.88E12

Структура программы

Школьный алгоритмический

Бейсик

Паскаль

алг – название алгоритма (аргументы и результаты)
дано
 – условие применимости алгоритма
надо
 – цель выполнения алгоритма
нач – описание последовательности команд
кон

DIM описание переменных; 
{начало раздела операторов}
Операторы ввода, вывода, присвоения, арифметические операции,
Операции ветвления, цикл
а
END.

PROGRAM <имя программы>;
VAR –
описание переменных;
{начало раздела операторов}
BEGIN
операторы ввода, вывода иобработки данных
END.
{конец раздела операторов,конец программы}

Переменная – это параметр программы, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы. Переменная характеризуется тремя параметрами:

  • Именем (на латинском языке, могут присутствовать цифры, знак подчеркивания);
  • Типом;
  • Значением (значение зависит от типа переменной)

В языке программирования любая переменная или константа должна быть отнесена к определенному типу.

Элементарные функции:

Типы переменных

Форма записи

Школьный алгоритмический 

Бейсик 

Паскаль 

Целое положительное

цел

 

Byte 0..255
Word 0..65535

Короткое целое

цел

 

Shortint
От -128 до 127

Целое

цел

Integer – 2 байта
От -32768 до 32767

integer
От -32768 до 32767

Длинное целое
От -2147483648 до +2147483647

 

Long – 4 байта

longint

Вещественное

вещ

Single

Real
2,9x10
-39 - 1,7x1038 

 

 

Double

Single
1,5x10
-45 - 3,4x1038 

Cтроковые

лит

String
До 32657 символов

String

Символьный

лит

 

Char

Логический

лог

Boolean

boolean

Основные операторы, нужные для построения линейных алгоритмов

Название оператора

Форма записи

Школьный алгоритмический 

Бейсик 

Паскаль 

Присвоение (присваивание)

:=

=

:=

Ввод

ввод

INPUT

READLN
READ

Вывод

вывод

PRINT

WRITELN
WRITE

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Алгоритмы. Введение в программирование"

Презентация для урок по информатике для 9 классов на тему "Алгоритмы"....

Введение в программирование

Презентация, которую можно использовать на уроке перед изучением языка программирования...

Презентация "Что такое среда программирования - Введение в программирование"

Описание среды программирования Паскаль, общее описание работы среды программирования, описание этапов разработки программ на языке Паскаль....

Введение в программирование

работать с готовой программой на Паскале;составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;составлять несложные программы обработки одномерных массивов;отлаживать, и исполнять программ...

Технологическая карта и конспект урока информатики на тему "Введение в программирование"

Технологическая карта и конспект урока информатики (по ФГОС) на тему "Введение в программирование"....

Презентация на тему "Введение в программирование"

Презентация "Введение в программирование" состоит из 6 слайдов. они последовательно сменяют друг друга. На последнем слайде задание....