ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
статья по информатике и икт

В настоящее время в школьном курсе информатики недостаточно времени отводится на изучение основ объектно-ориентированного программирования. Такие среды, как Delphi, Visual C++ – остаются учащимися не освоенными. Мы считаем, что упущение это объективно – система образования не может оперативно отслеживать все этапы развития информационных технологий, и предлагаем своё решение проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oop.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Картунен Александр Александрович, учитель информатики и ИКТ

ГБОУ ЦО Кировского района Санкт-Петербурга «Центр информационной культуры»

Бурное развитие информационных технологий, появление новейших операционных систем, по нашему мнению, обуславливает необходимость преподавания школьникам новых подходов к постановке и решению задач на ЭВМ. Одним из таких подходов, безусловно, является объектно-ориентированное программирование; в то же время, понятие «алгоритм» является фундаментальным и заслуживает внимания.

В настоящее время в школьном курсе информатики недостаточно времени отводится на изучение основ объектно-ориентированного программирования. Такие среды, как Delphi, Visual C++ – остаются учащимися не освоенными. Мы считаем, что упущение это объективно – система образования не может оперативно отслеживать все этапы развития информационных технологий, и предлагаем своё решение проблемы.

Курс «Основы объектно-ориентированного программирования» рассчитан на 70 академических часов для школьников 8-11 классов. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю по 2 академических часа.

При распределении курса по продолжительности обучения оказалось целесообразным выделение следующих блоков:

  • Введение в алгоритмическое программирование
  • Объектно-ориентированное программирование. Среда Delphi.

I блок «Введение в алгоритмическое программирование» знакомит учащихся с понятием алгоритма, способами описания и базовыми конструкциями алгоритмов. Вводятся понятия “тип данных”, “подпрограмма”, “модуль” и т.д. Также здесь рассматривается вопрос реализации стандартных алгоритмов на языке Паскаль.

II блок посвящен практическому изучению визуальных средств объектно-ориентированного программирования простых приложений под Windows в среде Delphi. Также здесь рассматриваются вопросы работы с базами данных в среде Delphi.

В конце изучения первого блока предполагается выполнение зачетной работы.

По окончании изучения последнего блока учащиеся для закрепления практических навыков и систематизации знаний под руководством преподавателя выполняют проектную работу.

  1. Содержательная характеристика курса.

Введение в алгоритмическое программирование.

Основные этапы решения задач. Алгоритм – его свойства (массовость, дискретность, детерминированность, результативность, конечность). Способы описания алгоритмов. Базовые конструкции алгоритмов.

Обзор языков программирования. Данные, типы данных в Паскале. Организация ввода и вывода данных языка Паскаль. Операторы языка Паскаль. Массивы. Организация подпрограмм. Работа с файлами. Модуль CRT.

Объектно-ориентированное программирование. Среда Delphi.

Введение в объектно-ориентированное программирование. Визуальные средства объектно-ориентированного программирования простых приложений под Windows. Среда Delphi.

  1. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.

2.1. Введение в алгоритмическое программирование.

  • иметь представление о классификации языков программирования;
  • владеть приемами пошаговой детализации, знать основные алгоритмические конструкции;
  • владеть понятием алгоритма;
  • знать типы алгоритмов;
  • знать способы записи алгоритмов;
  • знать и уметь раскрыть определение разветвляющегося алгоритма, циклического алгоритма;
  • уметь раскрыть понятие типа переменной;
  • знать правила описания переменных в Pascal;
  • уметь использовать Pascal для записи разветвляющихся и циклических алгоритмов;
  • знать следующие типы данных: “массив”, “запись”, “файл” и уметь с ними работать;
  • знать, что такое модуль, и какие бывают модули;
  • уметь подключать модули;
  • знать назначение подпрограмм;
  • уметь организовывать подпрограммы на языке Pascal;

2.2. Объектно-ориентированное программирование. Среда Delphi.

  • знать различая между алгоритмическим и объектно-ориентированным подходами к программированию;
  • понимать что такое “объект”;
  • знать, что такое реляционная модель БД;
  • знать, что такое СУБД;
  • уметь работать в среде Delphi:
  • знать что такое форма приложения
  • иметь представление о понятии «событие» и процедуре обработки события;
  • уметь писать простейшие обработчики событий;
  • уметь пользоваться Object Inspector;
  • иметь представление о свойствах и методах объектов;
  • уметь ориентироваться в интерфейсе среды Delphi;
  • иметь представление о палитре компонент;
  • уметь использовать стандартную палитру компонент;
  • уметь пользоваться редактором кода Delphi;
  • иметь представление о структуре простого проекта;
  • уметь создавать, сохранять, открывать проект и запускать его из среды программирования;
  • знать, как выполнить компиляцию проекта на диск;
  • иметь представление о многооконных приложениях;
  • уметь их создавать;
  • уметь организовывать диалоги и меню;
  • уметь работать с файлами.


  1. Примерное тематическое планирование по курсу "Основы программирования".

8 - 11 классы.

Общая продолжительность курса - 70 часов.

Разделы и темы

Количество учебных часов

Примеч.

По разд.

По темам

Контроль

Вводная информация

1

1. Введение в алгоритмическое программирование.

23

6

1.1. Введение в теорию алгоритмов.

3

1.2. Среда программирования Turbo Pascal 7.0.

1

1.3. Структура программы на языке Pascal.

1.4. Простейшие типы данных языка Pascal.

2

1.5. Операторы ввода-вывода.

1.6. Арифметические операции, операции отношения и логические операции в Pascal.

1

1

1.7. Операторы условия и варианты.

3

1

1.8. Организация циклов на языке Pascal.

3

1

1.9. Модуль CRT.

2

1.10. Работа с массивами в Pascal.

2

1

1.11. Организация подпрограмм на языке Pascal.

3

1

1.12. Работа с файлами в Pascal.

3

1

2. Объектно-ориентированное программирование. Среда Delphi.

41

4

2.1. Delphi: введение, интерфейс, методы разработки приложений.

3

2.2. Создание приложений с использованием стандартной палитры компонент.

12

1

2.3. Организация диалогов.

6

1

2.4. Создание многооконных приложений.

7

1

2.5. Работа с файлами.

7

1

2.6. Проект

6

Итого:

75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы объектно-ориентированного программирования.

Методическая разработка «Основы объектно-ориентированного программирования. Знакомство с языком программирования VisualBasicforApplication» для учащихся 9 класса, изучающих информатику и ИКТ по УМК Уг...

Практическая работа "Знакомство с системой объектно-ориентированного визуального и алгоритмического программирования Lazarus"

Практические работы знакомства и программирования в среде визуального программирования Lazarus для учащихся 9 класса, изучающих информатику по учебнику Угриновича Н.Г....

Презентация "Основы объектно-ориентированного визуального программирования"

Презентация "Основы объектно-ориентированного визуального программирования" на примере Visual Basic предназначена в помощь учителю при проведении урока в 9 классе...

Основы объектно-ориентированного программирования

основные методические моменты для перехода на возможности объектно-ориентированного программирования...

Тест по теме "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования" для учащихся 9 класса

Данный тест предназначен для проверки знаний и умений учащихся 9 класса по теме: "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования"...

Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке Visual Basic

В презентации материал оязыках программироания, что такое транслятор, интерпретатор, компилятор. Так же рассказывается о системе программирования Visual Basic....

Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»

Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»...