Использование ТРКМЧП на уроках информатики
тест по информатике и икт

Вознюк Мария Михайловна

Примеры использования технологии на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trkmchp.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии РКМЧП на уроках информатики

Одной из образовательных технологий, используемых мной на уроках информатики, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Включение в учебный процесс этой технологии позволяет формировать все виды УУД. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии, каждая из которых имеет свои задачи.

Технология критического мышления дает ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Существует достаточно много приемов, которые можно использовать только на определенных стадиях или на всех стадиях. На своих уроках я чаще использую такие приёмы, как «Верю-не верю», «Инсерт», «ЗХУ», «Кластер», «Чтение с остановками», «Синквейн», «Корзина идей», «Плюс-Минус-Интересно», «Толстые и тонкие вопросы».

Кластер

«Кластеры» – гроздь винограда, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди».

Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Прием можно использовать как в индивидульной работе, так и в групповой.

«Грозди» графический прием систематизации материала.

Пример. 

Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились работать с учебником, умели осмысленно читать тексты, выделять главное из прочитанного, правильно понимать вопрос в заданиях. Для достижения этих целей можно использовать различные приемы, например, составление вопросника к тексту, прием «инсерт», прием «верю-не верю».

«Инсерт» ( чтение текста с пометками)

«+» – я это знал

«-» – я этого не знал

«!» – это меня удивило (думал иначе)

«?» – не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

После этого заполняется таблица, выписываются основные положения текста

+

-

!

?

Этот прием используется на стадии осмысление. Применять его целесообразнее при изучении теоретических тем, с достаточным объемом текста.

Графическая форма работы на уроке помогает понять, что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания. «Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль, самооценка), познавательных общеучебных УУД.

«Верю- не верю»

Используется на стадии вызова.

Пример. Тема урока – Измерение количества информации.

Стадия вызова. На столах у учащихся лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «верите ли вы, что…» Ответ на вопрос может быть только «да» (+) или «нет» (-) Поставьте соответствующий знак в первом столбце (а). Работайте в парах.

п/п

Вопросы

«а»

«б»

Верите ли вы, что…..

1.

В 1850 году впервые использовали слово «bit» для обозначения наименьшей единицы количества информации

2.

1 байт=8 бит

3.

Гигабайт-максимальная единица измерения

4.

Страница набранного на компьютере текста «весит» 1 МБ

5.

Объем текстового сообщения зависит от используемого алфавита

После окончания работы учитель предлагает учащимся поделиться своим мнением с классом, далее организует процесс обсуждения.

Для поиска ответов на спорные вопросы ученики обращаются к тексту учебника.

«Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»

На стадии «Вызов» учитель объявляет тему урока .

Просит учащихся вспомнить всё, что им известно по теме, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»:

Знаю

Хочу знать

Узнал

Ученики в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. Несколько учеников по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.

Учитель предлагает учащимся заполнить вторую колонку таблицы. В качестве опоры учащимся может быть предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда?

После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Учитель их также записывает на доске.

На стадии «осмысление» учащимся предлагается найти ответы на поставленные вопросы. Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Учитель просит учащихся обменяться информацией по найденным вопросам, т.е организует закрепление полученных знаний.

(Расскажите о том, что вам уже было известно? Что нового узнали?

Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?)

На стадии «рефлексии» учитель предлагает учащимся вернуться к списку вопросов, составленному в начале урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией. Если у учащихся имеются вопросы без ответов, то можно поиск ответов задать в качестве домашнего задания.

«Синквейн»

  1. Одно существительное – тема синквейна.
  2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
  3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
  4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
  5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

Компьютер

Персональный, современный

Хранит, обрабатывает, создает

Компьютер – электронно-вычислительная машина, память

Данный  прием использую  в конце урока .

Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.

На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – http://standart.edu.ru/ 
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе “Опыт использования ИКТ на уроках информатики "

Из опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ....

Использование ИКТ на уроках информатики: проектно-исследовательская деятельность.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным т...

Использование ИКТ на уроках информатики

Использование ИКТ на уроках информатики...

Методические рекомендации для учителей по использованию ТРКМЧП на уроках гуманитарного профиля.

В методическом пособии представлены разработки уроков с использованием методов, приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Использование ТРКМЧП на уроках истории и обществознания

обобщение опыта работы "Использование приемов ТРКМЧП для развития рефлексии на уроках истории"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики  и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...