Использование ТРКМЧП на уроках истории и обществознания
статья по теме

Астанина Юлия Николаевна

обобщение опыта работы "Использование приемов ТРКМЧП для развития рефлексии на уроках истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta_raboty.docx139.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №107»

Развитие рефлексивной культуры личности

на уроках истории через приёмы

РКМ технологии

Обобщение опыта работы

Составила:

Астанина Юлия Николаевна,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №107»

       

Новокузнецк, 2007

                                     

Наше общество переживает период модернизации, обновления происходят во всех сферах жизнедеятельности: в экономике, в политике, в культуре. На истоке всех преобразований стоит школа. Именно школа в большей степени готовит гражданина для государства. Поэтому сегодня выпускнику общество предъявляет новые требования: он должен быть активным, инициативным, деятельным, конкурентоспособным, здоровым.

В пояснительной записке к программе по истории России говорится, « …школьники должны уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их…».

В образовательную практику основного общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Целью данной образовательной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся).

Применение технологии критического мышления на уроках позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).Российские  исследователи в области методов развития критического мышления: И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И. В. Муштавинская разработали стратегию и приёмы данной технологии. И.О.Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей».

Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: использование современных методических   приемов направленных на развитие интеллектуальных,   коммуникативных   и  познавательных  умения  учащихся.

Технология   помогает ученику   овладеть  способами  работы с  информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать  вопросы, постановки и решения   проблем,  рефлексивного  письма, помогает  овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.

Структура этой технологии стройна и логична. Включает в себя следующие стадии:

Изучением развития критического мышления занимались зарубежные   педагоги и психологи. В последнее время интерес к технологии РКМ возрос и в российской педагогике.  Игорь Олегович Загашев, Сергей Измайлович Заир - Бек, Ирина Валентиновна Муштавинская разработали стратегию и приёмы данной технологии.

В литературе встречается много определений этого термина:

Наиболее близким для себя я считаю определение, сформулированное Дэвидом Вудом: критическое мышление – это «разумное рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности».

Принципиально важным в этой технологии является соблюдение трех обязательных стадий урока: вызова, осмысления, рефлексии.

Стадия «вызова» активизирует обучающихся. На этом этапе происходит мотивация на дальнейшую работу.  Деятельность школьников направлена на поиск уже известной информации, её систематизации.

     

На данной стадии урока я применяю следующие приёмы РКМ

  • составление списка известной информации;
  • рассказ-предположение по ключевым словам;
  •  кластеры, различные таблицы
  • Приемы «Верные и неверные утверждения»;
  • «Лови ошибку!»;
  • «Логическая цепочка».

Например, прием «Выглядит как, звучит как…» направлен на поиск ассоциаций. Ученики записывают зрительные и слуховые соответствия, которые у них возникают при данном понятии.

Другим примером может служить таблица «ПМИ». Данная таблица позволяет вырабатывать у обучающихся суждения о прочитанном или услышанном, помогает соотнести полученные знания с имеющимся опытом.

Информация, полученная на стадии вызова выслушивается, записывается, обсуждается.

  На данном этапе важным является правило: «Любое мнение ученика ценно».

 Стадия «осмысления» предполагает непосредственный контакт с новой информацией через материал параграфа, исторический источник, СМИ.

Среди приёмов  активизации внимания и мышления эффективными являются:

  • «чтение с остановками», ведение дневниковых записей, «бортовых журналов»;
  • графические приёмы организации материала – «Ключевые слова», «Дерево предсказаний», заполнение таблиц – таких, как

         «Толстые и тонкие вопросы»,  «Что? Где? Когда? Почему?»;

Например, для стимулирования более внимательного чтения использую прием системной разметки эффективного чтения и размышления или ИНСЕРТ. В процессе чтения обучающиеся делают пометки на полях условными знаками, а затем составляют таблицу.

Роль преподавателя на стадии осмысления заключается в стимулировании обучающихся  к постановке новых вопросов, к поиску ответов через контекст изучаемой информации.

Стадия  «рефлексии»  предполагает  анализ, интерпретацию или творческую переработку изученной информации, а также помогает ученикам сформулировать получаемые результаты.

        

    Наиболее эффективными приёмами являются:

  • организация различных видов дискуссий.
  • решение логических задач.
  • графическая организация материала.
  • написание творческих работ.

Например, схема ФИШБОУН

В буквальном переводе это слово означает «рыбий скелет». В голове этого «скелета» обозначается проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних отмечаются причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних по ходу чтения выписываются факты, подтверждающие наличие  причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова. В результате проведенного анализа  формулируется вывод, который фиксируется в хвосте «рыбьего скелета».

Другой прием  - ДИАМАНТА.

     Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

    Написание диаманты очень полезно для понимания школьниками

сути различий и взаимосвязи антонимичных понятий.

  На стадии рефлексии обучающиеся возвращаются к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения. При этом осуществляется переосмысление информации и разрешение проблемной ситуации.

                                       

I. Приёмы РКМ при работе с текстом.

                                       

1. Приёмы « Закончи фразу» и «Письмо с дырками».

Данные приёмы позволяют развивать не только критическое мышление, но и способствуют развитию памяти, воображения. Использование подобных приёмов позволяет закреплять учебный материал, отслеживать качество его усвоения. В нашей практике они используются как при проверке знаний, так и на стадии вызова. Обучающимся  предлагаются предложения или текст с незаконченными мыслями, которые требуют логического завершения.

        Пример использования приёма «Закончи фразу» по теме «Реформация в Европе» в 8 классе:

Борьба за переустройство церкви получила название ________….Реформация.

 Противниками реформации церкви были  __________  …католики.

Сторонников реформации называли _________ …протестанты.

Религиозный мир, подписанный в 1555 году, установил принцип _______________...  «Чья страна, того и вера».

Жан Кальвин распространял учение об ___________... избранности человека Богом и предопределённости человеческой судьбы.

Пример использования приёма «Письмо с дырками» по теме «Вторая мировая война» в 9 классе:  

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

После Мюнхенского сговора Англия и Франция отдали_________   (Германии) Судетскую область _________ (Чехословакии) и таким образом спровоцировали  ___________(Германию) к эскалации агрессии.15 марта _______(1939 г.)     Гитлер ввёл свои войска в ______ (Прагу), а Чехословакия была полностью_____________  (ликвидирована) как самостоятельное государство.

2. «Текст с ошибками», «Лови ошибку!»  - разновидности выше названных приёмов.

В текстах, предложенных для изучения, сознательно допускаются  фактические ошибки. Ребята должны откорректировать текст, исправить допущенные ошибки, доказав правильность своего выбора.

         Пример использования приёма «Текст с ошибками» по теме «Отечественная война 1812 г.» в 8 классе:

12 июля 1812 года «Великая армия» Наполеона, переправившись через Днепр (Неман), вторглась в пределы России. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б.Барклая де Толли, другая – П.И.Багратиона, третья-М. И.Кутузова (А.П.Тормасова). Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Александр издал манифест о всеобщей воинской повинности (о создании ополчения).

  1. Приём « Круги по воде».

Работа с текстом может быть организована через поиск ключевых понятий и раскрытие их существенных признаков. Ключевое слово или понятие записывается по вертикали, а затем подбираются на каждую букву слова  характеристики. Данный приём развивает способности видеть в общем частное, а в частном общее.

Пример использования приёма «Круги по воде» в 9 классе по теме «Демократические страны Европы в 1930-е гг.».

Депутаты избираются народом

Есть свобода слова

Можно иметь собственность

Осуществляется правовая защита                                                                                                                                                                      

Конституция – основной закон государства

Разделение государственной власти

Активное участие личности в политической жизни

Творчество и самовыражение личности во всех сферах жизни

Исполнительная власть в руках министерства

Явные возможности развития предпринимательства

II. Организация работы с текстом через таблицы.         

Таблицы помогают систематизировать и классифицировать изучаемый материал, развивают умения анализировать, сравнивать,

обобщать, делать умозаключения. Их можно использовать как при объяснении нового материала, так и на стадии рефлексии.

                                                                                                                                                         

 1.  Концептуальная таблица.

Применяется для систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений и событий, при сравнении нескольких аспектов или вопросов (трёх и более)  предполагает сравнительный анализ изученного материала. Работа с концептуальной таблицей важна для формирования навыков анализа и классификации изучаемой информации.

Концептуальная таблица представляет собой матрицу, составление которой даёт возможность более чёткого сравнительного анализа или комплексной оценки событий, процессов, явлений. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Пример концептуальной таблицы на уроке истории на стадии изучения нового материала по теме «Цивилизации доколумбовой Америки»    в 10 классе.                                                                                  

    Линии сравнения                          

  Ацтеки

      Инки

    Майя

Район обитания

п-в Юкатан

Южная Америка

п-в Юкатан

Общественные отношения

появление  неравенства

выделение знати и жрецов

Появление верховного правителя

И чиновников

Отсутствие единого государства

Занятия

Строительство плотин, каналов, ткачество, вышивка, резьба по камню, производство керамики

Развитие металлургии

Ремёсел, строительство каналов, дамб,

Выращивание кукурузы, картофеля

Земледелие, ремесло, торговля использование труда рабов

Культура

Многобожие

изготовление оружия, украшений из серебра.

отсутствие письменности

Многобожие

Узелковое письмо

Геометрические знания, отсутствие письменности

Многобожие,

иероглифическое письмо, двадцатитричная система счёта, создание точного календаря,

2. Сводная  таблица    Дж. Белланса.

Основной смысл использования приёма «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что линии сравнения, то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.

В начале работы определяются и аргументируются наиболее важные характеристики. Категории сравнения выделяются как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы в формах понятий, вопросов, восклицаний, цитат или ключевых слов.

Подобный приём используется мной при обобщении изученного материала  для установления связи нового материала с предшествующим.

Пример сводной таблицы по теме « Россия в первой половине XIX в.»  в 8 классе:

                           

                                                                                                                                         

Линии

сравнения

Александр I

Николай I

Социально-экономическое

развитие

Отменил крепостное право в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, восстановил привилегии дворян, ввёл военные поселения, монополию на виноводочную продукцию, новые таможенные тарифы

Были проведены: реформа государственной деревни, денежная реформа, в 1830-1840 начинается промышленный переворот, строится первая железная дорога (Петербург – Царское село)

Общественное

движение

Создаются первые тайные организации «Союз спасения»(1816-1817) и «Союз благоденствия»(1818-1821), северное и южное общество декабристов(1821-1825)

Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., разработана Теория официальной народности (С.С.Уваров), появление новых кружков Н.В.Станкевича, А.И. Герцена и Н.П.Огарёва, западников и славянофилов

Внешняя

политика

Участие в коалиционных войнах против Франции, присоединение Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Отечественная война (1812),

Участие в Венском конгрессе, создание Священного союза (1815)

Война с Ираном, присоединение Восточной Армении(1828),

Неудачная война с Турцией (Крымская война 1853-1856)

Наука, образование,

культура

Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф.Крузунштерна,

Н.М.Карамзин «История государства Российского».

Архитектура – О.И.Бове (Большой театр, Манеж, Александровский сад). Живопись - О.А.Кипренский, В.А.Тропинин (портретисты), А.А.Иванов, К.П.Брюллов (классицизм), А.Г.Венецианов (бытовой жанр), П.А.Федотов (критический реализм). М.И.Глинка (традиции национальной музыки)

Введён новый цензурный устав.

Н.И.Лобачевский создал учение о неевклидовой геометрии, П.Л. Шиллинг создал первый элктромагнтиный телеграф.

Б.С.Якоби  изобрёл гальванопластику.

3. Свободная таблица « Плюс, минус, интересно»  Эдварда  де Боно.  

                                                                                                                             

Таблица ПМИ помогает  вырабатывать у обучающихся субъективные суждения по поводу прочитанного или услышанного, соотносить полученные знания с уже имеющимся опытом. Это позволяет учащимся оценивать как сам текст, так и свои знания. Работа с подобной таблицей эффективна как на фазе осмысления содержания, так и фазе рефлексии.

Особенностью работы со сводной таблицей ПМИ  является то, что в неё заносятся только данные изучаемого текста или цитаты из объяснения учителя без их интерпретации. Это способствует развитию у обучающихся корректной работы с информацией без искажения её смысла.

Таблица состоит из трёх разделов. В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы из текста, которые являются наиболее важными, существенными. В эту графу может быть занесена информация, которая характеризует описываемое явление, предмет или объект с положительной стороны (например, при характеристике исторических личностей в эту графу заносятся цитаты, которые, с точки зрения учащихся, характеризуют их с положительной стороны и т.п.).

В графе «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах (например, качества  исторического деятеля, которые характеризуют его с отрицательной стороны).

В графе «Интересно» учащиеся могут отметить те факты, теоретические положения, которые для них являются интересными, неожиданными.

На этапе рефлексии школьники могут обменяться своими записями (одна и та же информация может у них быть занесена в разных графах) и организовать дискуссию по изучаемому материалу. Записи в графе «Интересно» мотивируют учащихся к самостоятельному поиску дополнительной информации  и могут быть даны  в качестве дополнительного задания.

Пример таблицы « Плюс, минус, интересно» по теме « Владимир Мономах – великий киевский князь» в 10 классе:

      П

   М

  И

Облегчил положение бедных людей, ликвидировал непосильные долги, ограничил произвол ростовщиков.

Воссоздал единство Руси, предотвратил набеги половцев, подписал мирный договор с Византией.

« Действовал  стремительно и жестоко», силой подавлял любые мятежи

Был невысокого роста, но крепкого телосложения.

Написал знаменитое «Поучение» -  размышления о смысле жизни и отношениях между людьми.

4. «Таблица – синтез».

Умение соединять целое из частей или различных элементов важно для формирования умственных способностей обучающихся. Одним из приёмов развития мыслительных способностей является названая выше таблица.

При работе с текстом учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые могут быть опорными и являются важными в изучаемой теме. Затем они дают  толкование ключевых слов и делают выписки их текста.

Пример «таблицы – синтез» по теме «Реформирование советской системы» в 9 классе.

Ключевые слова

Толкование

Выписки из текста

Перестройка

Условное название периода в истории СССР, связанного с переходом к рыночным отношениям, развитием многопартийности, появлением частной собственности

В конце 70-х гг. обострились проблемы во всех сферах жизни советского общества. Пришедший к власти М.С.Горбачёв решился демонтировать устаревшую командно-административную систему

«Стратегия ускорения»

Стремительное развитие всех отраслей экономики

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социаль-экономического развития страны. Ускорение осуществлялось через максимальную перегрузку производственных мощностей и многосменный график работы предприятий

Период гласности

 Открытость мнений, раскрепощённость сознания

Гласность была признана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода, разрешающая говорить только то, что требовалось руководству.

Кадровая революция

Изменения в составе руководства, омоложение и сокращение числа управленцев

Новое руководство пришло к мнению, что необходимо осуществлять подбор кадров на основе главного критерия – поддержки ими целей и идей перестройки. Это была своего рода борьба с консерватизмом.

Диалектика нового мышления

философско-политическая концепция о приоритете общечеловеческих ценностей и отказе от силовых методов в разрешение международных конфликтов

Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе мир на две противоположные системы и признать мир целым и неделимым

   

5. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

Данный вариант  таблицы используется на стадии осмысления по ходу работы с информацией, вырабатывает умение устанавливать причины, аргументировать их. Таблица заполняется индивидуально или в группе. Проверка сделанной работы осуществляется в игровой форме: учащиеся задают  вопросы своим одноклассникам, объясняют причины событий.

Пример использования таблицы по теме « Индустриальное развитие Европы в I половине  XIX века» в 8 классе

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Т.Стеффенсон

Железная дорога

Англия

в 1830-е гг.

Развитие науки и техники,

поиск новых способов доставки

грузов

6. Инсерт.

Известно, что чаще всего запоминается самая ключевая информация, а многие важные факты забываются. Для стимулирования более внимательного чтения на смысловой стадии и на стадии рефлексии материала можно использовать приём

I        interactive        самоактивизирующая

N        noting

S        system fo         системная разметка для

E       effective            эффективного

R       reading and       чтения и

T       thiking                размышления

 Ученикам предлагается не только вспомнить изученные события, но и систематизировать их. Во время самостоятельного изучения материала учащиеся делают пометки на полях:

«V» - знакомая информация;

«+» - новая информация;

«-« - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Пример  заполнения таблицы по теме « Реформы Петра Великого»

 в 10 классе.

«V»

«+»

«-«

«?»

Это я знал

Это для меня новое

Думал иначе

Я хочу узнать об этом побольше

Реформировал армию

Создал флот

Стриг бороды

Много строил

Заставлял пить кофе

Был женат дважды

Заставлял носить европейскую одежду

Произошло окончательное слияние поместий с вотчинами

Как сражалась новая русская армия?

А можно ли было откупиться и не стричь бороду?

После прочтения текста важно, чтобы ребята поняли, что изменилось в их представлении в процессе знакомства с новым материалом, все ли противоречия были разрешены. Результаты работы обсуждаются в режиме беседы. Этот приём позволяет выяснить: насколько прочно обучающиеся владеют уже известными им сведениями, на что надо обратить внимание в дальнейшем изучении темы.

7. Таблица « До и после» или «Верные и неверные утверждения».

Данный вариант работы над таблицей вырабатывает исследовательские навыки, формирует умения выстраивать гипотезы и проверять их истинность.

Эту таблицу применяю на стадии вызова для активизации внимания и повышения интереса к  изучаемой теме, начиная работу с реплики «верите ли вы?». Использую её при изучении как известного, так и совсем нового  материала.

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, исторические документы по данной теме) обучающиеся возвращаются к данным утверждениям, чтобы оценить их достоверность.

Пример построения таблицы «До и после»  по теме «Первая мировая  война» в 9 классе:

Утверждения  

До изучения

После изучения

  1. Одной из причин войны стало обострение противоречий по колониальным вопросам
  2. Поводом к войне стало убийство наследника австрийского престола Франц Фердинанда
  3. Война началась с вторжения Германии  на территорию Российской империи
  4. К концу 1914 года план молниеносной войны был сорван
  5. Война завершилась победой стран Четверного союза

+

-

+

+

+

+

+

-

+

-

 

8. «Толстые» и «тонкие» вопросы.

Данный прием позволяет не только развивать мышление, но и помогает научить детей правильно формулировать вопросы.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любом из этапов уроков. На стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления как способ активной фиксации по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация понимания пройденного материала.

На своих уроках этот приём чаще всего использую как для активизации внимания изучаемого материала, так и для его закрепления.  Заполняя данную таблицу, ребята работают в парах или малых группах. Затем происходит обсуждение вопросов, отбираются самые точные и корректные. В процессе обсуждения ребята отвечают на поставленные вопросы, таким образом, происходит осмысление изучаемого  материала.

«Тонкие» вопросы развивают фактические знания, так как нацелены на воспроизведение информации. «Толстые» вопросы требуют установления причинно- следственных связей, формируют умения видеть события  в их перспективе, делать прогнозы.  

 

« Тонкие»

«Толстые»

Кто…?  Что…?  Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему Вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

                                                                                                                       

Пример таблицы по теме «Русская православная церковь в XVIII веке» в 10 классе.

         «Толстые»     ???

                 «Тонкие»    ???

  1. Почему в XVIII веке русская православная церковь теряет своё привилегированное положение?
  2. В чём различие поповцев и беспоповцев?
  3. Предположите, что изменилось  в положении церкви, если бы не отменили патриаршество?
  4. Почему к старообрядцам со стороны царского правительства было непримиримое отношение?
  1. Когда в России было

отменено патриаршество?

  1. Как  звали последнего патриарха

России?

  1. Кому подчинялась православная

 церковь в XVIII в.?

  1. Кто такие старообрядцы?
  2. В каком году был учреждён Синод?
  3. Кто возглавлял Синод?
  4. Могли ли старообрядцы

повлиять на принятие церковных

законов?

III. Графические приёмы РКМ.

Использование схем, таблиц, графических изображений помогает систематизировать  материал,  делает его более понятным. Процесс построения материала в графической форме формирует умение анализировать, развивает наглядно-образное мышление.

 Графические формы можно применять не только на стадии рефлексии, но и как способ пробуждения у обучающихся интереса к теме занятия.

1. Круги Эйлера.

        Данный приём способствует развитию умения сравнивать объекты, находить в них общее и различия. Использую при разных видах работы: при проверке домашнего задания, закрепления и обобщения изученного материала. Мы сравниваем исторических деятелей, события, понятия.

                                                     

  1. Кластеры.

Данный приём предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке. В центре располагается тема занятия, вокруг неё крупные смысловые единицы, которые разбиваются на отдельные элементы. Так происходит дробление ключевого слова или темы на слова- веточки. Выстраивая гроздья, дети развивают умение делать прогнозы и обосновывать их, учатся проводить аналогии, устанавливать связи.

Например, в 8 классе в работе над темой «Общественное движение

в 1830-1850 гг.» ребята  составляют примерно следующий кластер:

                                                       

                                   Общественное движение 1830-1850 гг.

        

       Консерваторы                                                             Революционеры

                                 

                                                       

Уваров С.С.  Погодин М. П.                                Огарёв Н.П.      Герцен А.И.      

                                                        Либералы                              

                                                     .                                                      

                                 

                                             

                         Западники                                     Славянофилы                                

        

       

Соловьёв С.М.       Грановский Т.Н.     Хомяков А.С.             Аксаков К.С.

3.  «Фишбоун».

Нередко в изучении истории мы сталкиваемся с множеством проблемных вопросов. Как их разрешить, если недостаточно явных причин.

Тогда на помощь приходит схема, помогающая не только зрительно увидеть все аспекты  заданной проблемы, но и рассмотреть её с разных сторон.

Эту схему называют «Фишбоун». В буквальном переводе это слово означает «рыбий скелет». В голове этого «скелета» обозначается проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних отмечаются причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних по ходу чтения выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие  суть фактов. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания.

Текст для составления схемы можно дробить на смысловые части, дополняющие друг друга. Тогда работа к решению проблемы будет идти разными путями. На этапе рефлексии происходит обмен мнениями, суммирование информации в единую схему.

Пример такой схемы  по теме « Глобальные проблемы современности»

 в 11 классе:

                   

                    Причина:                                Причина:

Проблема:                                    Вывод: 

 

               

                               

                                    Факты:                           Факты:                                                            

                         

 

                      Причина:                                              Причина:

                     перемещение                                   загрязнение

                     атмосферных                                   воды Мирового океана

                     загрязнений

Проблема:                                    Вывод: 

 Экологические                                                                          Экологические                     

  проблемы                                                                                 конфликты

  порождают                                                                                расширяются и

  конфликты                                      имеют

  между          глобальный

  странами             характер

                              Факты:                               Факты:                 

       25 тыс. озёр Швеции                        1978 – авария американского                                                    с признаками окисления,                        танкера у берегов Бретани

 90 % загрязнений в Норвегии               (Франция), 1995 – аналогичная   из других стран                                             авария японского супертанкера

                                                                   в  Малакском проливе 

                     

         

IV. Логические упражнения.

  1. Логическая цепочка « Причина - Факт - Следствие».

Данный приём позволяет определять связь между причиной и фактом, видеть его последствия. Это  упражнение позволяет осуществлять мини исследование,  устанавливать причинно-следственную связь, развивать навыки исторического анализа. 

Подобную работу организую на стадии вызова при изучении нового материала для того, чтобы установить связь с предшествующей темой, таким образом, активизирую внимание обучающихся.

На стадии рефлексии данный приём тоже  эффективен  потому, что он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход

событий, а значит, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.            

Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Ребята подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.

Примеры логических цепочек:

Причина:        Факт:        Следствие:

Возникновение        Появление        Расслоение общества

излишков         имущественного

в родовой                                    неравенства      

общине

Усиление        Политика        Развитие

иностранной         протекционизма        отечественной

конкуренции        промышленности

Борьба за колонии         Складывание         Раздел стран  Востока

рынки сбыта,         колониальной         на сферы влияния

экспансия         системы

2. «Вычеркните лишнее».

Это упражнение на сравнение, предполагающее исключение одного из событий, терминов, исторических деятелей. Для выполнения задания следует сначала выделить то общее, что связывает приведённые имена или понятия, а затем определить лишнее слово.

Ученики должны объяснить принцип формирования логического ряда, аргументировать свой выбор. Связь может быть временная, территориальная, социальная  или иная другая.

Иногда предлагаю составить  ребятам самостоятельно подобные задания.    Применение таких упражнений способствует развитию внимания, памяти и аналитического мышления.

 Вариантами выполнения  упражнений на исключение лишнего являются логические игры «Третий (четвёртый) – лишний».

Примеры логических рядов:

1) Тимур, Витовт, Мамай, Тохтамыш.

2) Холоп, рядович, тысяцкий, челядин, закуп.

3) Область, губа, уезд, стан, волость.

4)  Государственный совет, Государственная дума, Сенат, Синод, министерства.

5) Священный союз, Союз спасения, Союз трёх императоров, Тройственный союз.

  1. Исторические примеры.

Очень часто запоминание исторических дат вызывает у школьников трудности. Для лучшего запоминания цифр использую исторические примеры. Подобные упражнения позволяют не только активизировать внимание школьников, но  и развивают умения применять полученные знания в новых условиях. Иногда пропускаю одно из «слагаемых», тогда усложняется решение исторического примера. Принцип построения примеров: день, месяц, год.

Например,

  1. 14 + 12 + 1825 = ? ( Выступление декабристов на Сенатской площади)
  2. 11+ 3 + 1801 = ?   ( Дворцовый переворот, начало царствования Александра II)
  3. 22 + ? + 1941= ?   ( Начало Великой Отечественной войны)
  4. ? + 2 + 1861 = ?   ( Манифест об отмене крепостного права)

4. « Перевёртыши».

Это упражнение также помогает развивать память и осмысливать историческую информацию. Даты исторических событий даются «перевёрнутыми», то есть с переставленными цифрами.

Примеры «перевёртышей»:

1) 889        988 = Крещение Руси.

2) 6211         1612 = Избрание Романовых

3) 5159          1955 = Образование  ОВД

  1. «Реши историческую пропорцию».   

Это упражнение на аналогию, помогающее развивать аналитические и творческие способности. Я часто используются подобные задания на уроках повторения и обобщения знаний. Ученики иногда сами составляют подобные задания.

Примеры исторических пропорций:

1)   Невская   битва       ==      Куликовская битва

  Александр   Ярославович                         ?   

2) Падишах   ==            ?                             

    Индия                 Япония

3) Фидий     ==              ?        

    Скульптура          Театр

4) Небо            ==    Море        

     Зевс                          ?

V. Дискуссия как средство развития  критического мышления и рефлексивной культуры.

Дискуссия – с лат. яз. «рассмотрение, исследование».

Спор - древнейшая форма диалога, в ходе которого каждая из сторон стремиться убедить другую в обоснованности и истинности своей позиции, точки зрения, мнения по обсуждаемому вопросу, когда не существует единого мнения по его решению.

Дискуссия - способ обсуждения  и поиска истины   в процессе исследования научных или житейских проблем. Результатом дискуссии должно быть достижение взаимопонимания, поиск компромисса между разными точками зрения.

Дискуссия выступает и как форма организации учебного материала, и как способ работы с содержанием учебного материала. Её применение помогает овладеть приёмами аргументации, формирует умение отстаивать свою  точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Практика проведения дискуссии на уроках истории показала, что её организация будет эффективной, если в изучаемой теме излагаются разные точки зрения на ту или иную проблему, если обсуждаемая проблема не имеет однозначного решения.

В истории очень часто встречаются проблемные темы, которые требуют внимательного рассмотрения.  Существует несколько вариантов проведения дискуссии. Такими являются «мозговой штурм» и стратегия «совместный поиск», предполагающий размышление над прочитанным текстом, обмен мнениями о прочитанном тексте и проблемах, которые в нём рассматриваются. Однако более эффективна, на мой взгляд, стратегия проведения перекрёстной дискуссии.

 Перекрёстная дискуссия.

Стратегия проведения перекрёстной дискуссии была разработана Донной Алверман. Само слово «перекрёстная» предполагает столкновение разных точек зрения. Таким образом, перекрёстная дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных точек зрения.

Технология проведения перекрёстной дискуссии включает в себя несколько этапов:

1) Формулирование вопроса.  Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию, должен быть проблемным, стержневым для изучаемой темы, и, соответственно, не иметь однозначного ответа.  

2) Поиск аргументов должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно - следственных связей между основными понятиями темы.

Для процедуры  фиксации мнений  используется следующая схема:

В центре листа записывается проблема, слева  аргументы  «за», справа аргументы «против». Обучающиеся работают в парах или группами. Им предлагается составить список аргументов, записать свои точки зрения.

3) Последним этапом работы является формулирование вывода, который  не содержит однозначного мнения.

Пример перекрёстной дискуссии на уроке истории

 по теме « Реформирование советской системы» в  11 классе.   

                                       

              « Да»                       Было ли в годы                       «Нет»  

1.   Формирование                «перестройки»        1.Обострение идейно-

      многопартийности          разрушено            политической борьбы

2.  Гласность                         тоталитарное        2. Отсутствие                                                                                                          

                                                    государство?              реформ в экономике                                  

3. Раскрепощение                                                   3. Рост национальных

    общества                                                                  проблем                                                                                        

4.Политический                                                     4. Сохранение командно-

    плюрализм                                                               административных                    

                                                                                      методов    управления                                                        

                                                                                                                                                                                                       

       

 Вывод: Да, за годы «перестройки» было разрушено тоталитарное государство, потому что был осуществлён переход от однопартийности к политическому плюрализму, углубились процессы демократизации общества. Нет, потому что ещё долгое время  страна продолжала жить по принципам социализма.

                                                                                                                               

               

VI. Приёмы развития рефлексивной культуры через творческие задания.

Методика развития креативности на уроках истории имеет свою специфику, поскольку  основной акцент делается не на развитие художественного и технического творчества, а на развитие когнитивности и научного творчества. Креативный человек способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за рамки узко поставленных условий.

Работая в рамках технологии РКМ, мы можем развивать креативные способности, так как способность творчески осмысливать объективную действительность является одной из составляющих  рефлексивной культуры личности.

Среди приёмов развития творческих способностей в нашей практике применяются следующие:

1. Прием «Выглядит, как... Звучит, как ..

Этот прием направлен на поиск ассоциаций  понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «модернизация». 

Выглядит как...

Звучит как...

 – Конвейер  Ступеньки лестницы – Яркая картинка

– «Это ново!» – «Это интересно!» - «Это здорово!»

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.

2. Творческие учебные задачи.

  1. изобретательская  задача, содержащая противоречие;

Пример:

Во время очередного похода на Северо – Восточную Русь хан Батый не смог захватить небольшой городок Козельск, назвав его «злым городком».

Как удалось горожанам защититься от неприятельских войск, если город был осаждён и не было возможности оказать помощь?

  1. исследовательская задача, предполагающая поиск причин.

Пример:

В  XIX в. в отношениях России с Францией был долгий период отсутствия  контактов, дипломатических отношений. Чем это было вызвано?

  1. Задача- прогноз, предполагающая анализ положительных и отрицательных последствий каких- либо явлений.

Пример:

Промышленный переворот в Англии способствовал росту промышленного производства, но  возникший кризис перепроизводства привёл страну к спаду экономики. Каковы же положительные и отрицательные последствия технического прогресса в Англии?

  1. задача с достраиваемым условием, требующая дополнительного истолкования. Обучающиеся сами вводят недостающие данные для решения задачи.

Пример: Как  романский храм превратить готический?

  1. задача «сделай наоборот» позволяет не только развивать воображение и мышление, но и используется как способ коррекции знаний.

Пример: составить рассказ о походе Наполеона в Россию, переставив события наоборот.                   

3.    Творческие стихи. 

Использование различных видов художественной поэзии особенно эффективно на стадии рефлексии. Поэзия не только помогает становлению навыка выражения своих чувств и отношения к окружающему миру, но и способствует развитию критического мышления. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала гораздо более творческим, активизирует внимание школьников.

  1. Синквейн – «пять строк».

          Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь в синквейне.

Во второй строке  два слова, чаще всего прилагательных или причастия. Они   необходимы для описания признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом действия.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.                                      

Пример:

                                            Война

                                Ужасная, страшная    

                           Убивает, калечит, разрушает.

                          Она приносит одни страдания.

                                             Зло.                 

  1. Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:  

                                                                                                                                                 

Строчка 1:  тема (имя существительное)                                                                                                                                        

Строчка 2:  определение (два прилагательных)                                                                                                                        

Строчка 3:   действие (три глагола)                                                                                                                                      

Строчка 4: ассоциации (4 существительных,

причём в этой строке осуществляется переход              

к антонимичным понятиям)  

Строчка 5: действие (3 глагола)                                                                                                                            

Строчка 6: определение (2 прилагательных)                            

Строчка 7: тема (имя существительное)                                  

Пример использования данной стихотворной формы  в 9 классе по теме «Политические режимы в 1930 гг.».

                                                 

                                                    Демократия

                                           Свободный, законный

                                 Защищает, раскрепощает, регулирует

                        Права, многопартийность, однопартийность, бесправие

                                Ограничивает, запрещает, уничтожает

                                    Бюрократический, агрессивный  

                                                   Тоталитаризм                                                                          

                                     

Памятка для формулирования вопросов.

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие события описываются, проигрываются (в статье, рассказе, документе, инсценировке…)
  2. Что называют…? (при условии, что в тексте было определение слова).
  3. Перечислите основных участников событий.
  4. Назовите этапы события.
  5. Назовите действия участников ситуации.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

I. Вопросы на анализ

  1. В чём причины?
  2. Каковы последствия?
  3. Что послужило толчком к событиям?

II. Вопросы на обобщение

  1. Каковы итоги?
  2. Какой вывод можно сделать?
  3. Дайте общую оценку.

III. Вопросы на прогнозирование

     Как вы думаете, что будет, если…?

IV. Проектные вопросы( вопросы на синтез информации)

  1. Что можно было бы сделать, чтобы ситуация не стала столь запутанной?
  2. Предложите свои пути выхода из кризиса, из создавшейся проблемы.

V. Вопросы на выделение сущности

  1. Что составляет основу?
  2. В чём смысл ситуации?
  3. Какова главная идея (мысль)?

VI. Вопросы на обоснование позиции, идеи

  1. Почему вы считаете, что…?
  2. Чем вы можете доказать?
  3. Приведите аргументы, подтверждающие…
  4. Обоснуйте свою позицию.

Памятка по выполнению мыслительных действий.

Мыслительная операция

Суть мыслительной операции

Сравнение

  • это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними

Анализ

  • это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств

Синтез

  • это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое

Абстрагирование

  • это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств

Обобщение

  • мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования

Понятие

  • это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений

Суждение

  • это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств

Умозаключение

  • такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение

Индукция

  • это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений

Дедукция

  • это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Гин А. Приёмы педагогической техники [Текст] \  А. Гин. - М.: Вита – Пресс, 2002.
  2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] \  С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.
  3. Зуева С.П. Рабочая книга школьного психолога [Текст] \ С.П.Зуева, В.П.Михайлова, Е.А. Касаткина. – Кемерово, 1995.
  4. Загашев И.О. Учим детей критически мыслить [Текст] \  И.О.Загашев, С.С. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. -  С.-П.: Речь, 2003.
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] \  Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000.
  6.  Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях [Текст] \  М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М.:ВЛАДОС, 1999.
  7. Кругликов Г.И. Технология творчества [Текст] \ Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. -  Курск, 1995
  8. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст]\ Н.Б. Крылова. - М.,1990
  9. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным материалом в профильной школе [Текст] \  Под ред. А.П.Тряпицыной. – С-Пб.: КАРО, 2005

10.Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии    [Текст] \ В.Г.Крысько. - М.: Владо - Пресс, 2001.

11.Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения      

      истории [Текст] \  И.Я. Лернер. - М., 1982.

12. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления   [Текст] \- И.В.Муштавинская, Г.А. Трофимчук. – С-Пб., 2005

      13. Профильное обучение: Нормативные правовые документы [Текст] \      

          М.:ТЦ Сфера, 2006.

 14.Психологический словарь [Текст] \ под ред. В.П.Зинченко,

      Б.Г. Мещерякова.-  М: Педагогика-Персс, 1997.

15.Розин В.М. Психология и культурное развитие человека [Текст] \   В.М.Розин. – М., 1994.

      16.Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников       [Текст] \     И.А.Федорчук.- Яр-ль: Академия развития, 1999.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....