Конспект урока "Информационное моделирование как метод познания"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Денисова Ирина Владимировна

Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов представления).

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.

Задачи урока:

образовательные:

  • ввести понятие модели;
  • познакомить учащихся с основными видами моделей, способами их представления;
  • сформировать у учащихся умение строить модель с помощью графических возможностей текстового редактора.

развивающие:

  • развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем;
  • сформировать информационное видение окружающего мира.

воспитательные:

  • сформирование у учащихся самостоятельность и ответственность при изучении нового материала;
  • использовать полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 14»

Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 6 классе

по учебнику «Информатика и ИКТ» (ФГОС) Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой

«Информационное моделирование как метод познания»

Учитель информатики и ИКТ:

Денисова И.В.

Арзамас, 2019

Технологическая карта урока

Урок №14; 2019-2020 учебный год.

Учитель: Денисова И.В.

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 6

Автор УМК: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова

Тема урока: Информационное моделирование как метод познания.  

Тип урока: урок "открытия" нового знания (формирование). 

Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов представления).

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.

Задачи урока:

образовательные: 

  • ввести понятие модели;
  • познакомить учащихся с основными видами моделей, способами их представления;
  • сформировать у учащихся умение строить модель с помощью графических возможностей текстового редактора.

развивающие:

  • развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем;
  • сформировать информационное видение окружающего мира.

воспитательные:

  • сформирование у учащихся самостоятельность и ответственность при изучении нового материала;
  • использовать полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

  • представления о моделях, моделировании, видах моделей, цели моделирования;
  • умение распознавать оригинал и модель объекта, различать натурную (материальную) и информационную модель, умение приводить примеры моделей.

личностные: 

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
  • понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
  • способствование формированию умений управлять учебной деятельностью, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы;
  • способствование формированию мотивации к изучению предмета информатика, к познавательной деятельности;
  • развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.

метапредметные: 

  • развитие умения выдвигать свою точку зрения, вести диалог, доказывать свою правоту, выявлять причинно-следственные связи;
  • умение работать самостоятельно, пользоваться источниками информации;
  • формировать умение работать с текстом учебника;
  • владение знаково-символическими действиями.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа с учебником, практическая работа.

Основные понятия темы: объект-оригинал, модель, моделирование, натурная модель, информационная модель.

Межпредметные связи: математика, география.

Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.

Ресурсы: 

  • Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  • Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  • Босова, Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  • ЦОР http://metodist.lbz.ru
  • обучающая презентация
  • карточки для закрепления полученных знаний
  • персональный компьютер (ПК) учителя
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • ПК учащихся.

Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Время (мин)

1

Организационный момент.

(Слайд №1)

Активизация учащихся

Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся, значение

помощников учителя на уроке и руководителей

рабочих групп.

Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

развитие самооценки

1

2

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала

1. Фронтальная проверка наличия выполненного

задания в рабочих тетрадях (Приложение 1)

2. Проверка правильности выполнения домашнего задания: по цепочке. (РТ: №99)

(Слайд №2)

3. Блиц-анализ выполнения задания.

4. Вопросы:

  • Что понимаем под объектом?
  • Что может быть объектом?
  • Какие бывают имена объектов?
  • Какими признаками обладают объекты? Примеры.
  • Какие признаки объекта считаются существенными?
  • класс разделен на группы, в каждой их которых

находится руководитель группы. Руководитель

проверяет наличие домашнего задания и

сообщает о готовности группы к проверке.

  • учащиеся по цепочке читают вопросы

кроссворда и отвечают на них, отмечая

правильность выполнения задания или

исправляют ошибки.

  • отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках. 

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УДД:

контроль знаний

5

3

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий,  определение темы и целей урока.

  • У вас есть любимая игрушка? Расскажите.
  • Подумайте, зачем родители дают детям игрушки?

  • О каких свойствах реальных объектов можно узнать по игрушке? (Слайд №3)
  • Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных  предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов и могут помочь в  познании окружающего мира. Существует множество других объектов – заместителей: приведите примеры и на каких уроках вам встречались?
  •  это глобус – заместитель Земного шара, это карта  местности – заместитель  ландшафта Земли и многие другие. Все они обладают некоторыми свойствами реальных объектов: форма, способность вращаться, расположение материков и океанов, природных ресурсов. И объекты-заместители  помогают изучать эти свойства. Такие заместители называют моделями.
  •  Разгадайте ребус (2 слова) (Слайд №4)

Подумайте, как может называться тема нашего урока?

Разгадать следующие 2 слова ребуса (Слайды №5-6)

  • Назовите цели урока: (Слайд №7)

  • для того, чтобы ребенок мог узнать как устроен тот или иной объект, так как игрушки частично похожи на реальные объекты.

  • о форме, назначении, возможностях.

«Информационное моделирование как метод познания»

  • узнать: с какой целью создают модели.
  • понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают;
  • научиться: создавать графические модели с помощью компьютера.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов.

Регулятивные УУД:

умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему;

развитие логического мышления.

6

4

Изучение нового материала

Понимание роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

А) Получение нового знания

  • Узнай о моделировании:

Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал.

Например:

манекен – модель человека;

глобус- модель Земли.

Моделирование – процесс создания и исследования модели.

  • (Слайд №8)

  • смотрят презентацию, записывают определения  модели, прототипа - оригинала

Познавательные УУД:

развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.

8

Поиск решения учебной задачи. Установить правильность и осознанность изученного материала.

Б) Первичное осмысление и закрепление полученных знаний

- Познакомься с видами моделей  и их свойствами. Расскажите о них.

Вводятся критерии оценивания работы в группах

Критерии оценивания:

Верно – 2 балла;

Частично верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

  • Заполнение схемы.

Критерии оценивания:

Верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

  • Задание «Выбери модели среди объектов»

Критерии оценивания:

Верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

  • Укажи модели для решения задачи:

Критерии оценивания:

Верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

Подведение итогов: количество баллов у каждой группы за четыре выполненных задания.

  • работают в группах с учебником, с.52-56, выполняют задания на распечатке. (Приложение 2) (Слайды №9-12)

  • работают индивидуально, заполнение схемы, выполняют задания на распечатке. (Приложение 3) (Слайды №13-14)

  • работают в группах, заполнение таблицы, выбор нескольких объектов из многих, выполняют задания на распечатке. (Приложение 4) (Слайд №15) 

  • работают в группах, заполнение таблицы, выбор нескольких объектов из многих, выполняют задания на распечатке. (Приложение 5) (Слайд №16)

Познавательные УУД:  

поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи;

формирование умения работать в малых группах.

Регулятивные УУД:

итоговый и пошаговый контроль, соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;

внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

11

5

Физкультминутка

(Слайд №17)

Подготовить учащихся к выполнению практической части.

  • Разминка для глаз.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг.
Обведу я ими круг.

Обведу я ими круг.
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Выполняют упражнения

1

6

Практическая работа.

(Слайд №18)

Выполнить практическое задание, используя возможности компьютерной техники.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели». Используя файл Кабинет.doc (Приложение 6) построить информационную модель кабинета.

Критерии оценивания:

Верно – 2 балла;

Частично верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Создание графической информационной модели (в кабинет к директору) в MS Word.

Познавательные УУД:  

умение работать в графических редакторах;

знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).

Регулятивные УУД:

определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.

Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать других

10

7

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

(Слайды №19-20)

Выработка  ответственного

отношения к труду

Баллы, полученные после выполнения ПР добавляются к имеющимся и формируется оценка за урок каждому учащемуся.

  • Что вы сегодня узнали нового?
  • Какова была цель вашей деятельности?
  • Вы достигли поставленной цели?
  • Это вам пригодится для жизни?

Выставление оценок за устную работу на уроке и за

практическую работу на компьютере.

Рефлексия: письменное задание «Облако слов» (Приложение 7)

Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.

10 - 11 баллов – «5»

7 - 9 баллов   – «4»

4 - 6 баллов  – «3»

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.

2

8

Домашнее задание

(Слайд №21)

Формирование способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности

§9, РТ: №101, №103, №106; составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (от 6 слов).

Работа с дневниками

1

Приложение №1

Приложение №2

  1. Прочитайте в учебнике на с. 52 - 53 о том, что общего у всех  моделей. Заполните схему.

  1. Прочитайте в учебнике на с. 53 о видах моделей. Заполните схему и выбрать пример из предложенных.

  1. Прочитайте в учебнике на с. 55-56 о видах информационных моделей. Заполните схему разновидностей информационных моделей и выберите для каждого вида пример, который вам дан.


Приложение №3

Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие – натуральными.

Приложение №4

Выбери модели среди объектов:

фото

скелет

муляж яблока

река

бассейн

автомобиль

кукла

кодовый замок

ручка

мультфильм

схема метро

ежедневник

выкройка фартука

песня

часы

паспорт

Приложение №5

Укажи модели для решения задачи:

Натурная модель

Информационная модель

1. Родители хотят объяснить своему ребенку, что такое самолет

 

 

2. Пассажир хочет выбрать место в салоне самолета

 

 

3. Будущего пилота необходимо научить управлять самолетом

 

 

4. Инженер-конструктор представляет новую по конструкции модель самолета

 

 

Приложение №6

Создаем графические модели.

Задание 1.

  1. Откройте в текстовом процессоре файл Мебель.doc . Используя имеющиеся в нем объекты, изобразите план кабинета директора школы.
  2. Работая с объектами (автофигурами и линиями), применяйте операции Копировать, Переместить, Преобразовать, Повернуть, Отразить, Группировать, Вставить.

Задание 2 (дополнительное). Творческое задание.

  1. Придумайте сами пример объекта, графическую модель которого можно представить с помощью готовых фигур.
  2. Создайте соответствующую графическую модель в Microsoft Office Word.

Приложение №7

Облако слов

Это – облако слов. Выбери и обведи слова (выражения), которые  можно  отнести к этому уроку! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование как метод познания

Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления у обучающихся. А с учетом постоянного  развития информационных компьютерных технологии данное практич...

Моделирование как метод познания

Урок будет полезен учителям информатики, работающим в 7 классе....

Конспект урока информатики в 11 классе "Моделирование как метод познания"

Конпект открытого урока по информатике на тему "Моделирование как метод познания"...

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей

урок информатики в 11 класее "Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.  Формы представления моделей"...

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей

Презентация к уроку "Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.  Формы представления моделей"...

Конспект урока информатики и ИКТ на тему "Моделирование как метод познания"

Конспект урока информатики и ИКТ на тему "Моделирование как метод познания"...

Конспект урока информатики в 9 классе «Моделирование как метод познания»

Цель:1.Сформировать понятие моделирования как метода познания;  рассмотреть классификацию моделей; сформировать понятия:  «информационная модель», «материальная модель&raqu...