Рабочая программа по Информатике и ИКТ Семакин 10 класс ХСОШ 2021-22
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Цели и задачи изучения курса:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовомуровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различныхучебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачиизучения курса:

  • Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хоринская средняя общеобразовательная школа имени Г. Н. Чиряева»

Рассмотрено на ШМО учителей
математики, физики и информатики

________________ А. В. Семенова

 «_____» ________________ 2021

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________А. В. Семенова

     «_____» _____________ 2021

Утверждаю

Директор школы

______________ Р.В.Самсонова

«_____» _____________ 2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

Информатике и ИКТ10 класс

на 2021-22 учебный год

Рабочую учебную программу составил:

                                                                                                                                              Евдокимов Николай Николаевич

                       учитель первой квалификационной категории

Хоро 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- Приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712 о внесении изменений во ФГОС общего образования, в том числе с учетом программы воспитания;

- Устав МБОУ Хоринской СОШ им. Г.Н.Чиряева Верхневилюйского района;

- Учебный план МБОУ Хоринской СОШ им. Г.Н.Чиряева Верхневилюйского района на 2021-2022 учебный год;

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта  среднего(полного)общего образования по информатике и ИКТ (Базовый уровень),авторской программы курса«ИнформатикаИКТ»,общеобразовательныйкурс(базовыйуровень)для10-11классовСемакинаИ.Г.,ХеннерЕ.К(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) (издательство: БИНОМ, Лаборатория знаний, год издания: 2010)

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Учебно-методический комплект

  1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2014. – 264 с: ил.
  2. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Литература для учителя

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10 – 11 классы: методическое пособие / И.Г.Семакин, Е.К. Хеннен. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 102 с.: ил.
  2. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / И.Г. Семакин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 64 с.: ил
  3. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2014. – 264 с: ил.

Дополнительная литература

  1. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  2. Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark (ПОдля сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие — Москва: 2008. — 40 с.
  3. Волков В.Б.Линукс Юниор: книга для учителя /– М.: ALT Linux , Издательский дом ДМК - пресс, 2009с.
  4. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  5. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПОдля обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 80 с.
  6. Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008. — 85 с.
  7. Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПОдля создания и редактирования мультимедийных презентаций):Учебное пособие. — Москва, 2008. — 61 с.
  8. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПОдля создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008. — 59 с
  9. Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и QuantaPlus (ПОдля создания и редактирования Интернет-приложений): Учебноепособие. – Москва: 2008. – 74 с.
  10. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПОдля обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. ‒ Москва: 2008. ‒ 52 с.
  11. Полякова Е. В. Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень) – Волгоград: Учитель, 2008
  12. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных):Учебное пособие. — Москва: 2008. — 62 c.
  13. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10 -11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  14. Якушкин П. А., Крылов С. С. . ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2008

Демонстрационный и раздаточный материал:

  1. Индивидуальные карточки с заданием;
  2. Информатика в схемах / Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, Е.А. Ракитина, О.В. Вязовова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 48 с.

ЦОРы сети Интернет:

  1. http://metod-kopilka.ru,
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/
  3. http://uchitel.moy.su/,
  4. http://www.openclass.ru/,
  5. http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/
  6. http://www.uchportal.ru/,
  7. http://zavuch.info/
  8. http://window.edu.ru/,
  9. http://festival.1september.ru/,
  10. http://klyaksa.netи др

Цели и задачи изучения курса:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовомуровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различныхучебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачиизучения курса:

  • Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые спозиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего,на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синонимширокой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовыепрограммные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активно использовать самостоятельную работу учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий оформляются письменно.

Методика обучения в большей степени ориентирована на индивидуальный подход, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью используется резерв самостоятельной работы учащихся во вне урочное время, а также резерв домашнего компьютера.

Технологии обучения

В организации обучения планируется использование технологии личностно-ориентированного обучения учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. А также технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Для решения этих задач применяются следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); рефлексия.

В практике используются три формы организации работы на уроке:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
  • практические методы (упражнения, практические работы).

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: Сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Технические средства обучения.

1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

3. Колонки (рабочее место учителя).

4. Микрофон (рабочее место учителя).

5. Проектор.

6. Струйный принтер цветной.

7. Сканер.

8. Модем

9. Локальная вычислительная сеть.

10. Web-камера.

Программные средства.

1. Операционная система WindowsXP/7.

2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

5. Мультимедиа проигрыватель WindowsMedia (входит в состав операционной системы).

6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

7. Почтовый клиент OutlookExpress (входит в состав операционной системы).

8. Браузер InternetExplorer (входит в состав операционной системы).

9. Операционная система UBunta.

10. Антивирусная программа Антивирус Касперского

11. Программа-архиватор 7zip.

12. Клавиатурный тренажер KlavTren.

13. Интегрированное офисное приложение OpenOffice.

14. Пакет программ Open Office.org

15. Мультимедиа проигрыватель.

16. Система тестирования

17. Система оптического распознавания текста АВВYYFineReader 8.0.

18. Система программирования TurboPascal.

Обоснование выбора программы

Современный курс школьной информатики  «точкароста» информатизации образования и общества, в которой создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения, он как ни один другой предмет на целена подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека, закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Информатика представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Данная программа обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить весь мане простой аппарат (что для не которых из них оказывалось непреодолимой проблемой), тотеперьситуацияупростилась:достаточнопонятьпостановкузадачиисуметьподключитькеерешениюподходящуюкомпьютернуюпрограмму,невникаявсаммеханизмрешения.Сталиширокодоступнымикомпьютерныесистемы,направленныенареализациюматематическихметодов,полезныхвгуманитарныхидругихобластях.Ихинтерфейснастолькоудобенистандартизирован,чтонетребуетсябольшихусилий,чтобыпонять,какдействоватьпривводеданныхикакинтерпретироватьрезультаты.Благодаряэтому,применениеметодовкомпьютерногомоделированиястановитсявсеболеедоступнымивостребованнымдлясоциологов,историков,экономистов,филологов,химиков,медиков,педагоговипр.

Информатика и ИКТ входит в образовательную область «Математика». Настоящая рабочая программа составлена на один учебный год.

Формы и средства контроля.

Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет организация контроля знаний и умений учащихся.

Достижения учащихся отслеживаются через участие их вразличного рода конкурсах, конференциях, олимпиадах, результативность промежуточных и итоговых контрольных работ.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Семакина И.Г.с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: настоящая рабочая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики в школе является освоение информационной технологии решения задачи. При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Обучение информатики в общеобразовательной школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями некоторых изучаемых линий (модулей) в основной школе (8-9 класс), затем на следующей ступени обучения (10-11), изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов обычно 2. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Информатика и ИКТ» относится к образовательной области «Математика». Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 10-11 классов в течении 68 часов (в том числе в X классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XI классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с программой духовно-нравственного развития основной образовательной программы школы ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на:

  • освоениесистемыбазовыхзнаний,отражающихвкладинформатикивформированиесовременнойнаучнойкартинымира,рольинформационныхпроцессоввобществе,биологическихитехническихсистемах;
  • овладениеумениямиприменять,анализировать,преобразовыватьинформационныемоделиреальныхобъектовипроцессов,используяприэтоминформационныеикоммуникационныетехнологии(ИКТ),втомчислеприизучениидругихшкольныхдисциплин;
  • развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностейпутемосвоенияииспользованияметодовинформатикиисредствИКТприизученииразличныхучебныхпредметов;
  • воспитаниеответственногоотношенияксоблюдениюэтическихиправовыхнорминформационнойдеятельности;
  • приобретениеопытаиспользованияинформационныхтехнологийвиндивидуальнойиколлективнойучебнойипознавательной,втомчислепроектнойдеятельности.

Основнойзадачейкурсаявляетсяподготовкаучащихсянауровнетребований,предъявляемыхОбязательнымминимумомсодержанияобразованияпоинформатике (в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных).

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической  и практической  составляющих:освоение системы базовых знаний,  овладение умениями информационной деятельности,  развитие и  воспитание учащихся,  применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Основные содержательные линии  общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие   содержательные линии  курса информатики в основной школе:

Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации  в информационных системах;  информационные основы процессов управления);

Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса,  являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу  ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.  

В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на MicrosoftWindows – MicrosoftOffice. Однако, при использовании другой программной среды (например, на базе ОС Linux), учитель самостоятельно может адаптировать эти задания.

Задания из первого раздела практикума могут выполняться учениками в индивидуальном режиме и объеме.  Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной.  Ученикам, имеющим домашние компьютеры, эти задания могут быть предложены для домашнего выполнения.

Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы:  «Выбор конфигурации  компьютера» и «Настройка BIOS».

Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 8, количество контрольных работ - 4.

Учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

  1. Гражданского воспитания: активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
  1. Патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения математики - науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки в области математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  1. Духовно-нравственного воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  2. Эстетическое воспитание: Приобщение, воспитание к культуре, языкам народов, проживающих в России и культуре России, сохранение, поддержка и развитие российской культуры, популяризация российских нравственных и семейных ценностей;
  1. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
  1. Трудового воспитания: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
  1. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
  1. Ценностей научного познания: Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

Метапредметные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметныерезультаты.

1. Умение самостоятельно определять цели и составлятьпланы; самостоятельно осуществлять, контролироватьи корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможныересурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:

  • учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
  • изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
  • алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

  • формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
  • ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умениеориентироваться в различных источниках информации,критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебнаяи производственная деятельность в этой области невозможнабез способностей к самообучению, к активной познавательнойдеятельности.

Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методикаиндивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены натри уровня сложности: репродуктивный, продуктивный итворческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышениюуровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.

Предметные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствиис требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение,преимущественно, общеобразовательной и общекультурнойподготовки.

  • Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
  • Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
  • Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
  • Владение знанием основных конструкций программирования
  • Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
  • Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
  • Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
  • Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
  • Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.

Ученик научится:

  • что такое язык представления информации; какие бывают языки
  • понятиям «кодирование» и «декодирование» информации
  • понятиям «шифрование», «дешифрование».
  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
  • использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • использовать основныеспособы графического представления числовой информации.
  • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться стремя философскими концепциями информации
  • узнать о понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
  • узнать о примерах технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичной системой счисления;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
  • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
  • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Структура информатики (1ч).

Раздел 1. Информация (11ч).

Информация. Представление информации. Измерение информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Раздел 2. Информационные процессы (5ч).

Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

Раздел 3. Программирование (17ч).

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Теории

Практики

Контроля

Всего

1

Введение. Структура информатики.

1

1

2

Информация

5

5

1

11

3

Информационные процессы

2

2

1

5

4

Программирование

9

8

17

Итого:

17

15

2

34

Агронаправление

Агронаправленные задачи рассматриваются в следующих темах: Создание, форматирование сельскохозяйственных документов в текстовых редакторах; Трехмерная векторная графика (модель лошади); Электронные таблицы, построение диаграмм различных типов; Поиск информации в Интернете на сельскохозяйственные темы; Создание презентации на тему «Животноводство», «Растениеводство».

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ

Класс: 10 класс

Количество часов за год всего 34 часов, в неделю 1час.

Плановых практических работ 15, контрольных работ 2.

Планирование составлено на основе:

Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы / Сост.: М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584с.

Учебник:Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2017. – 264 с: ил.

 № урока

Дата проведения урока

Д/З

Тема урока

Планируемые результаты обучения

10 класс

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия

План

Факт

Введение. Структура информатики (1ч).

1

6.09

Введение

Стр 5-10

Знать: в чем состоят цели и задачи изучения курса 10 класса; из каких разделов состоит предметная область информатики, ТБ

Познавательные: уметь работать с учебником и с электронным приложением к учебнику; анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки: свойства, действия, поведение, состояния.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: задавать нужные вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Раздел 1. Информация (11 часов)

2

13.09

§1

Стр 11-13

. Понятие информации

Знать: основные задачи теоретической информации, программные и технические средства информатизации. Три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

Уметь: приводить примеры использования ПК в профессии

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, готовность изменить свое собственное мнение.

3

20.09

Вопросы и задания

стр 21

Представление информации, языки, кодирование.

Знать: что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятие кодирование и декодирование информации; примеры технических систем кодирования информации: азбуку Морзе, телеграфный код Бодо; понятие шифрование и дешифрование

Уметь: переводить информацию из одной знаковой системы в

другую; определять длину кода, количество   различных

комбинаций;

Познавательные: планировать собственную деятельность.

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

4

27.09

Шифрование данных

Практическая работа №1.1.

Шифрование данных.

Знать: что такое криптография;

Уметь: пользоваться простейшими приемами шифрования и дешифрования.

Познавательные: планировать собственную деятельность; находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

5

4.10

§3

Вопросы и задания

 стр 25

. Измерение информации. Алфавитный подход

Знать: сущность алфавитного подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной точки зрения; связь между размером алфавита и информационным весом символа; связь между единицами измерения информации

Уметь: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет

количества информации в разные

единицы;

Познавательные: находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать друг друга, выказывают собственную точку зрения.

6

11.10

§4

Вопросы и задания

 стр 33

Измерение информации.

Содержательный подход. 

 Практическая работа №1.2.

Знать: сущность содержательного подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания образования

уметь решать несложные

задачи на измерение информации,   заключенной в сообщении, используя содержательный

подход (в равновероятном приближении);

Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; проводить поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные: выстраивать работу по заранее намеченному плану; проявлять целеустремленность и настойчивость

в достижении целей.

Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

7

18.10

§5

Вопросы и задания

 стр 43

Представление чисел в компьютере (§5)

иметь представление об универсальности цифрового представления информации; определения понятий дискретного представления информации, двоичного представления информации.

Уметь: реализовывать способы двоичного представления информации в компьютере

Познавательные: осуществлять поиск

и выделение необходимой информации; структурировать свои знания.

Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах.

8

25.10

Практическая работа №1.3.

Представление чисел

Знать: существенные характеристики двоичной системы счисления

Уметь: получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

9

15.11

§6

Вопросы и задания

 стр 48

Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6)

Знать: представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики;   дискретное представление

звука; подходы к представлению графической информации

Уметь: использовать кодовые таблицы при обработке информации; представлять текстовую информацию в компьютере; вычислять размер

цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

10

22.11

Пр 1.4

Вопросы и задания

 

Практическая работа №1.4.

Представление текстов. Сжатие текстов

Уметь: кодировать и упаковывать текстовую информацию

Познавательные: планировать собственную деятельность.

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

11

29.11

§6

Вопросы и задания

 стр 49

Практическая работа №1.5.

Представление изображения и звука

Уметь: кодировать и упаковывать графическую и звуковую информацию

Познавательные: осуществлять поиск

и выделение необходимой информации; структурировать свои знания.

Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах.

12

6.12

Контрольная работа № 1 «Информация».

Уметь: демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний

о способах измерения информации;

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, готовность изменять свое собственное мнение.

Раздел 2. Информационные процессы (5 часов)

13

13.12

§7; 8;

Вопросы и задания

 стр 58

Хранение и передача информации

Знать: носитель информации;  историю развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные

характеристики каналов   связи:

скорость передачи,   пропускная

способность; понятие «шум» и

способы защиты от шума;

Уметь: сопоставлять  различные цифровые носители по их техническим  свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной  скорости передачи;

Познавательные: находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки.

Регулятивные: определять  цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать друг друга, выказывать собственную точку зрения.

14

20.12

§9

Вопросы и задания

 стр 69

Обработка информации и алгоритмы.   Практическая работа №2.1. Управление алгоритмическим исполнителем

Знать: основные   типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации;  понятие алгоритма обработки  информации;

Уметь: разрабатывать систему команд исполнителя для решения

несложной задачи на обработку информации;

Познавательные: осуществлять поиск

и выделение необходимой информации; структурировать свои знания.

Регулятивные: формулировать учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах.

15

10.01

§10

Вопросы и задания

 стр 74

Автоматическая обработка информации.

Знать: что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической  машины Поста;

Уметь: составлять алгоритмы решения несложных задач для

управления машиной Поста;

Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; проводить поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные: выстраивать работу по заранее намеченному  плану; проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

16

17.01

§11

Вопросы и задания

 стр 85

Информационные процессы в компьютере. Практическая работа №2.2.

Автоматическая обработка данных

Уметь: составлять алгоритмы решения несложных задач для

управления машиной Поста;

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

17

24.01

Контрольная работа № 2 «Хранение, передача и обработка информации».

Уметь: демонстрировать

навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

Раздел 3. Программирование (17ч).

18

31.01

§12

Вопросы и задания

 стр 92

Алгоритмы и величины.

Структуры алгоритмов.

Знать: этапы решения задачи на компьютере;

понятия исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; возможности компьютера как исполнителя алгоритмов;

систему команд компьютера; основные принципы структурного программирования;

систему типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структуру программы на Паскале

анализировать типы данных, логический тип данных, логические величины, логические операции;

правила записи и вычисления логических выражений;

различия между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

различия между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

Знать: понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур; правила описания массивов на Паскале,  правила организации ввода и вывода значений  массива, правила программной обработки массивов; правила описания символьных величин и символьных строк,

Уметь: определять этапы решения задачи на компьютере;

определять понятия исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; классифицировать структуры алгоритмов; понимать основные принципы структурного программирования; понимать правила записи и вычисления логических выражений; различать операторы: условный оператор if, оператор выбора selectcase; различать операторы: операторы цикла while и repeat – until, оператор цикла с параметром for

понимать порядок выполнения вложенных циклов;

Уметь: описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке; составлять программы лин. вычислительных алгоритмов на Паскале; разрабатывать и отлаживать типовые программы, обрабатывающие числовые данные; разрабатывать и отлаживать простейшие программы, реализующие основные алгоритмические конструкции;

Уметь: разрабатывать и отлаживать типовые программы, реализующие основные методы и алгоритмы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива;

программировать циклы, выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

Знать: основные функции и процедуры  Паскаля для работы с символьной информацией.

Уметь: описывать функции и процедуры на Паскале, записывать в программах обращения к функциям и процедурам; тестировать и отлаживать программы на языке Паскаль.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять анализ исходных данных для решения алгоритмических

задач.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

19

7.02

§13; 14;

Вопросы и задания

 стр 104

Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных.

Познавательные: оформляют алгоритм, предложенный в задаче в виде блок-схемы; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: управляют поведением партнера: убеждают его, контролируют, корректируют и оценивают его действия; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

20

14.02

§15

Вопросы и задания

 стр 109

Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных.

21

21.02

§16

Вопросы и задания

 стр 115

Практическая работа №3.1. Программирование линейных алгоритмов

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическое рассуждение; подбирают алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации.

Регулятивные: проявляют

познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные: понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

22

28.02

§16

Вопросы и задания

 стр 122

Логические величины, операции, выражения.

Практическая работа №3.2. Программирование логических выражений

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

23

7.03

§18; 19; 20;

Вопросы и задания

 стр 131

Программирование ветвлений.

Практическая работа №3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов. Пример поэтапной разработки программы решения задачи.

24

14.02

§21

Вопросы и задания

 стр 149

Программирование циклов.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью компьютера; анализируют объекты с целью выделения признаков.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; различают способ и результат действия.

Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь; владеют диалогической формой речи

25

21.02

§21

Вопросы и задания

 стр 149

Практическая работа №3.4. Программирование циклических алгоритмов. Вложенные и итерационные циклы

26

28.02

§22; 23

Вопросы и задания

 стр 162

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

Познавательные:определяют основную и второстепенную информацию; составляют алгоритмы и блок-схемы на основе анализа текста задачи; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.

Коммуникативные: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

27

7.03

Практическая работа №3.5. Программирование с использованием подпрограмм

28

14.03

§24

Вопросы и задания

 стр 169

Работа с массивами.

Познавательные: анализируют условия и требования задачи; выполняют операции со знаками и символами; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; определяют последовательность промежуточных

целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

29

4.04

§26

Вопросы и задания

 стр 180

Практическая работа №3.6. Программирование обработки одномерных массивов

30

11.04

§27

Вопросы и задания

 стр 180

Практическая работа №3.7. Программирование обработки двумерных массивов

31

18.04

§28

Вопросы и задания

 стр 184

Работа с символьной информацией.

Познавательные: создают и преобразуют алгоритмы для решения задач; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

32

25.04

§29

Вопросы и задания

 стр 51

Практическая работа № 3.8. Программирование обработки строк символов

33

16.05

Повторение, решение задач

Познавательные: анализируют условия и требования задачи; выбирают знаково-символические средства для построения модели; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Коммуникативные: проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

34

23.05

Итоговый урок

Познавательные: находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознавать различные системы, выделять существенные признаки.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: слушать друг друга, выказывать собственную точку зрения.

Тематическое планирование

с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Информатика 9 класс

Раздел

Кол. часов раздела

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Основные направления воспитательной деятельности

1

Информация

9

формирование у обучаемых   представлений об общности информационных процессов для систем различной природы  и их значении в формировании современной научной картины мира.

1.2, 5.2, 8.1

2

Информационные процессы

8

Понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.

1.6, 3.4, 5.2,7

3

Программирование обработки информации

17

Формирование представления об основных изучаемых понятиях: «модель», «информационная модель», «математическая модель»;

этапы разработки и исследования компьютерной математической модели.

2.5, 5.2, 6.3

Основные направления воспитательной деятельности

(из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

1. Гражданское воспитание включает:

  1. формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
  2. развитие культуры межнационального общения;
  3. формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
  4. воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  5. развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  6. развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
  7. формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  8. разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

  1. Патриотическое воспитание предусматривает:
  1. формирование российской гражданской идентичности;
  2. формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
  3. формирование умения ориентироваться в современных общественно - политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  4. развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
  5. развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

  1. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
  1. развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  2. формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
  3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
  4. содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
  5. оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

  1. Эстетическое воспитание предполагает:
  1. приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
  2. создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
  3. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
  4. приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
  5. популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
  6. сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.

  1. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
  1. формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
  2. формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
  3. развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

  1. Трудовое воспитание реализуется посредством:
  1. воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
  2. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
  3. развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  4. содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

  1. Экологическое воспитание включает:
  1. развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  2. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

  1. Ценности научного познания подразумевает:
  1. содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
  2. создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике в 8-9 классах по Семакину

Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Федеральный компонент го...

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" 8 класс (базовый уровень) к учебнику Семакина

Рабочая программа разработана в соостветствии с Примерной программой на основе курса "Информатики и ИКТ" для 8 класса Семакина И.Г.В представленной программе даются обоснования по введённым изменениям...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс Семакин

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс Семакин...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс (автор учебника Семакин И.Г.)

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана для образовательных учреждений...

Рабочая программа по информатике для 11 (базового) класса по УМК Семакин И. Г.

Рабочая программа по информатике для 11 класса базового уровня к УМК Семакина И.Г. на 34 часа (по 1 часу в неделю) с грифом ФГОС. Содержит: пояснительную записку,  учебно-тематический план, ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс на 2016-2017 учебный год (к учебнику Семакина)

Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 2016-2017 учебном году ориентировано на использование учащимися УМК для 8 класса и для 9 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шеста...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ Семакин 11 класс ХСОШ 2021-22

Изучение информатики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины...