Рабочая программа по информатике 6 класс (УМК Босова Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (6 класс)

Косенко Елена Викторовна

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образова-тельного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию  и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, межпредметные связи.

Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босо-ва, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._inf6.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 г.Зеленокумска Советского района»

УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «СОШ №12 г.Зеленокумска»

№ 251 от 01.09.2021

директор________Г.В.Неткачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике в 6 классе

Количество часов: 1 в неделю (34 часа)

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2021-2022 учебный год)

Программа разработана на основе примерной рабочей программы по информатике для 5-6 классов. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Количество часов в неделю – 1

Количество практических работ – 17

Количество контрольных работ - 2

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образова-тельного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию  и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, межпредметные связи.

Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босо-ва, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)..

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обще- стве; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях  и операциях; знакомство с одним из языков программи- рования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

Раздел 1. Объекты и системы

Выпускник научится:

        для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

        называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

        осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

        приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

        создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы, определять их размер;

        работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справ- кой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

        создавать круговые и столбиковые диаграммы;

        использовать основные приемы создания презентаций в редакторах  презентаций;

        соблюдать требования к организации компьютерного ра- бочего места, требования безопасности и гигиены при ра- боте со средствами ИКТ.

Выпускник  получит возможность:

        научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

        расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

        научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

        научиться видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

        научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

        расширить представления об этических нормах работы с информационными  объектами.

Раздел 2. Информационное моделирование

Выпускник научится:

        понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

        различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

        «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

        перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

        строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Выпускник  получит возможность:

        сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

        научиться приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

        познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

        научиться выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 3. Алгоритмика

Выпускник научится:

        понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

        понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

        осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

        понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих  алгоритмические  конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

        подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

        исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

Выпускник  получит возможность:

        научиться исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

        научиться по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

        научиться разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Личностные результаты

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание:
  • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
  1. Духовно–нравственное воспитание:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
  1. Эстетическое воспитание:
  • Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
  1. Физическое воспитание (формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия)
  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
  1. Трудовое воспитание:
  • интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно–технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
  1. Экологическое воспитание:
  • осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
  1. Познавательное:
  • сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Перечень учебно-методического обеспечения по  информатике  для  6 классов

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. Босова Л. Л., Босова  А. Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  4. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6  класс».
  5. Материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой (metodist.lbz.ru/).

Содержание учебного предмета информатика с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности

Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное  содержание  по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Объекты

и системы (13 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления

Аналитическая деятельность:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному при- знаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
  • упорядочивать информацию в личной папке

Тема 2. Информационные

модели (11 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы.  Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • создавать словесные модели (описания);
  • создавать  многоуровневые списки;
  • создавать табличные модели;
  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
  • создавать диаграммы и графики;
  • создавать схемы, графы, деревья; графические модели

Тема 3. Алгоритмика

(10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем

Календарно-тематическое планирование для 6 класса

урока

Тема урока

Домашнее задание

Основные направления воспитательной деятельности

Примечание

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Введение, § 1, с.3-10

4,7

Объекты операционной системы. Практическая работа 1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

§ 2 (3), с.16-17№9 с.18, №

1,5,7

Входная контрольная работа

Повт. § 1, 2

7

Файлы и папки. Практическая работа 2 «Работаем с объектами файловой системы»

§ 2 (1,2), с.12-15, 17, №11,12 с.18

5,7

Разнообразие отношений объектов и множеств. Практическая работа 3 «Повторяем возможности графического редактора»

§ 3,с. 19-25, №2, 9 с.27

3,5,7

Разновидности объектов и их классификация

§ 4 (1, 2), с.28-30, №6 с.32

5,7

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа 4 «Повторяем возможности текстового процессора»

§ 4 (1, 2, 3), с.28-31, №2,3 с.31-32

1,5,7

Системы объектов. Состав и структура системы.

Практическая работа 5 «Графические возможности текстового процессора»  (задания 1–3)

§ 5 (1, 2), с.33-36

5,7

Система  и  окружающая  среда.

Практическая работа 5 «Графические возможности текстового процессора»  (задания 4–5)

§ 5 (3, 4), с.36-38, №9 с.38

5,6,7

Персональный компьютер как система. Практическая работа 5 «Графические возможности текстового процессора» (задание 6)

§ 6, с. 39-41, №6 с.41

4,5

Способы познания окружающего мира. Практическая работа 6 «Создаем компьютерные документы»

§ 7, с.42-45, №9 с.46

2,5

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

§ 8 (1, 2), с.47-49, № 5,6, 7 с.50,51

4,5,7

Определение понятия.

Практическая работа 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

§ 8 (3), с.49-50, №10,11 с.51

5,7

Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа 8 «Создаем графические модели»

§ 9, с.52-57, №4,5 с.57

2,5,7

Знаковые информационные модели. Практическая работа 9 «Создаем словесные модели»

§ 10(1, 2, 3), с.59-62, №2, 3 с.64

2,5

Математические модели. Практическая работа 10 «Создаем многоуровневые списки»

§ 10 (4), с.62-64, №5 с.65

5,7

Табличные информационные модели. Практическая работа 11 «Создаем табличные модели»

§ 11(1, 2, 3), с.66-73, №3,4 с.77

5,6,7

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

Практическая работа 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

§ 11 (4, 5), с.74-77, №10 с.77, №14 с.78

5,7

Графики и диаграммы. Практическая работа 13 «Создаем информационные модели — диаграммы и графики» (задания 1–4)

§ 12, с.79-85

5,7

Создание информационных моделей — диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

Повт.§ 12, №3,4 с.87

5,6,7

Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа 14 «Создаем информационные модели — схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

§ 13 (1), с.89-91, №1 с.99

4,5

Информационные модели на графах. Практическая работа 14 «Создаем информационные модели — схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

§ 13 (2, 3), с.91-99, №5 с.99

4,5

Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

§ 14, с.100-102, № 3,5 с.102

2,7

Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик

§ 15, с.103-106, № 4,5 с.107

5,7

Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей

§ 16, с.108-110, №4,5 с.110

7

Линейные алгоритмы. Практическая работа 15 «Создаем линейную презентацию»

§ 17 (1), с.111-112, №2 с.115

5,7

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа 16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

§ 17 (2), с.112-114, №4 с.116

5,7

Алгоритмы с повторениями. Практическая работа 17 «Создаем циклическую презентацию»

§ 17 (3), с.114-115, №8, 11 с.116-117

5,6,7

Исполнитель Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник

§ 18 (1, 2), с.118-123, №5 с.128

5

Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник

§ 18 (3), с.123-125, №9(3,4) с.129

5

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник.

Работа в среде исполнителя Чертежник

§ 18 (4), с.125-127, №10 с.129

5,7

Годовая контрольная работа за курс 6 класса

Повт. §15-18

7

Выполнение и защита итогового проекта

Повт.§3-6

2,5

Выполнение и защита итогового проекта

Повт.§9-11

2,5

РАССМОТРЕНА

Протокол заседания методического объединения учителей естественно математического цикла

№ 1 от 30.08.2021 года

Руководитель МО __________ / М.С.Лобачева /

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

______________ /Е.А.Таренко/

____________________ 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями

программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно  расписано поурочное планирование материала...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс

рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...

рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...

Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)

Рабочая программа составлена на основе: Федерального  государ­ственного образовательного стандарта основного общего обра­зования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...