Простейшие программы на Паскале
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosteyshie_programmy_na_paskale.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: Информатика.

Класс: 8.

Тема урока: Простейшие программы на Паскаль.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование умений применять операторы ввода и вывода данных на Паскаль.

Задачи:

Образовательные:

познакомиться с правилами записи операторов ввода и вывода и примерами работы с ними;

научиться вводить и выполнять простейшие программы на Паскаль.

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

Воспитательные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Прогнозируемые результаты

личностные:

развитие познавательного интереса к информатики;

развитие навыков организации своей деятельности;

метапредметные:

развитие умения находить ошибки и грамотно их исправлять;

предметные:

освоить написание простейших программ на Паскаль.

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для теста и практического задания.

Оборудование: доска, офисная доска, мультимедийный проектор.


Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивационный этап

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

-Добрый день.

-Садитесь!

-Скажите, пожалуйста, можно ли решить математическую задачу не выполняя вычислений и почему?

- Да, действительно, необходимо производить вычисления, и иногда при решении мы можем совершить ошибку, которая приведёт к неправильному результату. Но можно написать программу, которая будет выполнять математические вычисления относительно введенных данных.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем. Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

- Здравствуйте!

- Скорее всего, нет, т.к. необходимо проводить подсчёты.

Слушают учителя.

Личностные: умение слушать и выражать эмоции.

Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Предметные: развивают логическое мышление.

 

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

- Но, чтобы написать программ, надо знать «Что такое программа» и «Какую структуру она имеет?». Скажите, так что такое программа?

- Хорошо, а какую структуру имеет программа на Паскаль?

- Программа – это алгоритм, написанный на машинном языке.

Ученик выходит к доске и пишет структуру программы:

Program (название);

(Описательная часть)

сonst: (описние постоянных);

var: (описание переменных);

«Тело программы» (Операторские скобки)

Begin

End.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

- Скажите, а c какими операторами вы знакомы?

- Хорошо, а а что позволяет нам делать данный оператор?

- С оператором присвоения.

- Присваивать допустимое значение переменной.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов.

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

- Сегодня вы познакомитесь вы познакомитесь ещё с 2-мя операторами, оператором ввода данных и оператором вывода данных. А также напишем первую программу на Паскаль.

- Учащиеся внимательно слушают учителя.

Регулятивные: планирование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

- Открываем тетради, записываем, сегодняшнюю дату и тему урока «Организация ввода и вывода данных».

Учитель объясняет сущность работы оператора вывода данных и его формат записи (wtite(ln) <выражение>). Пример программы вывода данных:

begin

writeln('Доброго времени суток!');

end.

2 пример

const f=5;

begin

writeln('f ', '= ', f );

end. 

Учитель объясняет сущность работы оператора ввода данных и его формат записи (read(ln) <имя переменной>). Пример программы вывода данных:

var a, b,s: integer;

begin

writeln('Эта программа определяет площадь прямоугольника');

writeln('Введите длину а');

readln(a);

writeln('Введите ширину b');

readln(b);

s:=a*b;

writeln('Площадь прямоугольника со сторонами', a,' и ', b, ' равна ',s);

end.

Учащиеся открывают тетради и записывают  предназначение операторов, их фоирмат и примеры программ. Частично записывают программу самостоятельно, на основе имеющихся знаний и задают вопросы учителю.

Коммуникативные: идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение проблемы.

6. Первичное закрепление нового знания.

- Итак, с какими операторами вы сегодня познакомились?

- Правильно, запишите формат записи этих операторов.

- Операторами ввода и вывода данных readln и

Writeln.

Ученики записывают формат записи,  изученных операторов.

Познавательные: структурирование знаний.

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Учитель раздаёт тесты для закрепления нового материала.(Приложение 1)

Учащиеся самостоятельно выполняют тест для закрепления нового материала.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

8. Включение в систему знаний и умений.

Предлагаю вам закрепить материал на практике и модернизировать  программу приведённую на странице 116.

Учащиеся работают вместе с помощью учителя расширяют содержание программы применяя операторы ввода и вывода:

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: коррекция.

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Дома вам необходимо  написать программу, которая будет определять скорость, движущегося тела, зная время и путь, пройденный за это время .

- Вам понравился урок, если, да то поднимите большой палец вверх

Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание, оценивают проведенный урок.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


                                                                                                                                        Приложение 1

ФИО:_____________________________________________________________

Класс: 8 ___

Тест по теме: «Простейшие программы на Паскаль

1. Для выполнения операций с целочисленными данными в языке Паскаль используют обозначение

1) real
2) integer
3) char
4) boolean

2. После выполнения программы, записанной на языке Паскаль

program prim;
var s: integer;
begin s:=15;
write (‘s=’, s)
end.

на экран будет выведено

1) s:=15
2) s=15
3) ‘s=’15
4) s= 15

3. Языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи

1) переменные
2) стили программирования
3) имена
4) операторы

4. Оператор вывода, который используется для перехода к новой строке

1) write
2) read
3) writeln
4) readln

5. Запишите формат записи оператора ввода данных:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

простые программы из школьного курса математики на языке PascalABC Разложение числа на простые множители

Программа на языке программирования PascalABC для получения разложения на простые множители...

Основы программирования: ТЕМА 02. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ. ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...

Презентация "Основные разделы программы в Паскале"

Презентация "Основные разделы программы в Паскале"...

Конспект урока по информатике на тему "Простейшие программы"

Конспект урока по информатике на тему "Простейшие программы"...

Лабораторная работа по информатике на тему «Создание простейших программ на одном из языков программирования»

Лабораторная работа по программированию на языке Паскаль для студентов СПО социально-экономического профиля....

Решение простых задач на Паскале с алгоритмами, записанными графическим способом.

Данный материал хорошо использовать при закреплении изучения правил составления простых программ на Паскале, основных операторов Паскаля,  правил составления алгоритмов основных типов, записываем...

Мои программы на Паскале учебнику К.Ю. Полякова (углубл_2 часть)

Приведены некоторые готовые программные коды к заданиям учебника К.Ю. Полякова (углубленный уровень, 2 часть)...