Конспект урока по информатике на тему «Информационное общество»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Игошкина Юлия Викторовна

Конспект урока по информатике на тему «Информационное общество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnoe_obshchestvo.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике на тему

«Информационное общество»

Цели урока:

  • помочь учащимся получить представление об этапах развития общества, различиях содержания жизнедеятельности в индустриальном и информационном обществах, ввести понятие информационное общество и информационная культура.
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронной почтой и Интернет.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученной темы.
  3. Изучение новой темы.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

В современном человеческом обществе информация представляет собой наиболее важный, ключевой ресурс. В деятельности всё большего числа людей начинает преобладать именно производство, хранение, переработка и реализация (продажа) информации как единственного продукта труда. Эта информация может быть представлена в различных видах — как новостная, справочная, инновационная («ноу-хау»), организационно-управленческая, экономическая, научная и т. д. Высшей формой информации являются знания. В качестве примера производства информации для последующей её продажи можно привести создание художественного информационного контента (книги, музыка, фильмы и пр.), а также разработку программного обеспечения. Общество, достигшее настолько высокой степени развития, при которой основным ресурсом и результатом труда становится именно информация, а не материальные и энергетические ресурсы, принято называть информационным обществом. Основные признаки информационного общества:

возрастание роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

увеличение числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;

рост информатизации общества за счёт использования телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных средств массовой информации (СМИ);

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие граждан различных стран, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

всё более глубокое проникновение информационных технологий в социальную, политическую и экономическую сферы, в процессы управления государством и взаимодействия органов власти с населением (электронная демократия, электронное государство, электронное правительство).

Примерами реализации концепции «электронного правительства» в России являются сайты Президента РФ (рис. 4.1), Государственной Думы (рис. 4.2), правительства Москвы (рис. 4.3), министерств и ведомств (рис. 4.4, 4.5), где любой гражданин России или житель другой страны может не только получить всю необходимую нормативную и правовую информацию, но и обратиться с просьбой, предложением или жалобой в соответствующее министерство или к должностному лицу.

Существуют также специальные сайты для обслуживания населения. Примеры:

Портал городских услуг Москвы (https://pgu.mos.ru, рис. 4.6) — для дистанционного заказа, а в некоторых случаях — и получения в электронной форме тех или иных услуг (например, возможность заказа необходимой справки, получения загранпаспорта или записи в образовательное учреждение), для записи на приём к врачу или в образовательное учреждение и т. д.;

сайты «Москва наш город» (http://gorod.mos.ru, рис. 4.7), «Наш Санкт-Петербург» (http://gorod.gov.spb.ru, рис. 4.8) и аналогичные, предназначенные для обращений жителей соответствующих городов с жалобами на те или иные городские проблемы и предложениями по их решению;

сайты для заказа билетов (на самолёт, поезд, в кино или театр) и т. д.

Понятие «информационная культура» характеризует грань жизни людей, связанную с информационным аспектом жизни в условиях растущего влияния научно-технического прогресса на общую культуру как общества в целом, так и отдельной личности.

Под информационной культурой понимается:

осознание природы информации, её видов и свойств, определяющих качество получаемой информации;

знание основных технологий и технических средств получения, хранения, обработки, передачи и представления информации различных видов и форм представления;

знание надёжных источников достоверной и объективной информации;

умение применять различные технические средства (прежде всего аппаратные и программные средства компьютерной техники) для работы с информацией в профессиональной и повседневной бытовой деятельности, а также умение выбирать наиболее оптимальные средства и возможности для решения конкретных задач по работе с информацией;

умение критически оценивать получаемую информацию и выбирать достоверные, объективные сведения, отделяя их от непроверенной и недостоверной информации;

навыки самообучения (самостоятельного получения знаний путём целенаправленного поиска, сопоставления информации и практического экспериментирования);

способность к самостоятельному критическому мышлению, способность осознавать, где и как полученные знания могут быть применены в профессиональной и бытовой деятельности, способность к творческому мышлению и генерированию новых идей;

морально-нравственные и этические аспекты, связанные с получением, хранением, обработкой, представлением информации и с общением (соблюдение правовых норм, связанных с информационной сферой и коммуникациями, осознание необходимости соблюдать общепринятые правила общения и поведения в обществе, понимание общечеловеческих моральных и культурных ценностей, осознание своей сопричастности к социуму);

формирование и развитие личностных качеств, обеспечивающих коммуникабельность, способность к совместной работе в различных профессиональных сообществах и социальных группах, отсутствие расовой, религиозной, этнокультурной нетерпимости. Более коротко можно сформулировать информационную куль-

туру как такую совокупность качеств личности, благодаря которым другим людям удобно и приятно взаимодействовать (общаться, иметь общие дела) с данной личностью.

Вопросы и задания

  1. Что такое информационное общество? Насколько, по вашему мнению, современное общество соответствует этому определению?
  2. Как вы понимаете смысл концепции электронного правительства? Приведите примеры её реализации.
  3. Что такое информационная культура? Приведите примеры, свидетельствующие, по вашему мнению, о наличии или отсутствии у конкретного человека информационной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике 10 класс "Информационное моделирование"

Данный материал содержит подробный конспек урока по информатике для 10 класса по теме "Информационное моделирование", который включает в себя теоретический материал и практические задания для работы в...

План-конспект урока по информатике и ИКТ "Информационное моделирование" (7 класc)

Формирование у учащихся понятие «информационная модель», изучение видов информационных моделей. Развитие умения описывать информационные модели, выделяя существенные цели моделирования....

Конспект урока по информатике на тему «Информационная безопасность»

Конспект урока по информатике на тему «Информационная безопасность»...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...

Конспект урока по информатике на тему «Информационные технологии»

Конспект урока по информатике на тему «Информационные технологии»...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...

Конспект урока по информатике на тему «Правовые основы информационной среды»

Конспект урока по информатике на тему «Правовые основы информационной среды»...