Конспект урока по информатике на тему «Правовые основы информационной среды»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Игошкина Юлия Викторовна

Конспект урока по информатике на тему «Правовые основы информационной среды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovye_osnovy_informatsionnoy_sredy.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике на тему «Правовые основы информационной среды»

Цель: Знакомство с основными видами правонарушений в информационной сфере.

Обучающая:

  • Познакомить с основными видами правонарушений в информационной сфере;
  • Рассказать об основных законах и указах для установления цивилизованных отношений на информационном рынке;
  • Назвать способы защиты от несанкционированного доступа к информации.

Развивающая:

  • Сформировать представления о мерах предотвращения подобных правонарушений;
  • Осваивать различные формы коммуникаций;
  • повышать уровень компетенций студентов в вопросах информатизации.

Воспитательная:

  • Воспитывать культуру общения, речи (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность;
  • прививать обучающимся навык самостоятельности в работе,
  • воспитание трудолюбия, эстетического отношения к результатам своего труда.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученной темы.
  3. Изучение новой темы.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Вся совокупность различных технических средств для получения, хранения, обработки, передачи и представления информации, доступных информационных и коммуникационных ресурсов и услуг, а также политические, экономические, социальные и культурные условия их реализации представляет собой информационную среду, в которую оказывается погружён каждый член современного человеческого общества практически с самого рождения.

Высокий уровень развития информационной среды обеспечивает гражданам более удобную и комфортную среду обитания, однако вместе с тем накладывает на них определённые обязанности, связанные с корректным использованием предоставляемых информационных возможностей с правовой и морально-этической точки зрения.

Авторское право — это один из наиболее существенных правовых аспектов, касающихся получения и использования информации. Оно регулирует правоотношения, связанные с созданием и распространением (изданием, исполнением, копированием и т. д.) различных произведений науки, литературы и искусства (в том числе музыки и кино/видео) как результатов творческой деятельности, а также программ для компьютеров и баз данных.

Основным субъектом авторского права является автор (или коллектив соавторов), создавший то или иное произведение. Автору(ам) изначально принадлежат все права на это произведение — личные неимущественные права и исключительное имущественное право на использование произведения в любой форме.

К личным неимущественным авторским правам относятся:

право авторства — право быть признанным общественностью в качестве автора произведения;

право на имя — право самому использовать своё произведение или разрешать использовать его другим с указанием подлинного имени автора, под псевдонимом или анонимно (без указания имени);

право на обнародование — право опубликовать или разрешить кому-либо публикацию произведения в любой форме, либо отозвать произведение из публикации;

право на защиту репутации автора — право на защиту самого произведения и его названия от любых искажений или иных действий, наносящих ущерб чести и достоинству автора.

Указанные личные неимущественные права возникают автоматически уже по факту создания автором того или иного произведения и являются бессрочными. В России эти права могут принадлежать только автору как физическому лицу и не могут быть переданы кому-либо другому (например, нельзя сделать так, чтобы автором произведения стал считаться другой человек вместо настоящего автора). При этом действует «презумпция авторства»: автором считается тот, кто указан в качестве автора на оригинале или на экземпляре копии произведения, если не будет доказано иное.

Таким образом, от автора не требуется никаких действий для официальной регистрации своего личного авторского права — достаточно лишь создать произведение и указать на нем себя в качестве автора. Имущественное право, в отличие от рассмотренной выше категории неимущественных прав, определяет коммерческую принадлежность произведения. Изначально исключительное имущественное право принадлежит автору произведения — именно автор может решать, как, где и когда воспроизводить (копировать), распространять, публиковать (исполнять) или иным способом доводить своё произведение до всеобщего сведения, а также разрешать перевод произведения на другие языки и/или другую его переработку. Но своё имущественное право автор может передать (продать) другим лицам или организациям, например издательствам, радио- или телестудиям и т. д. Такие лица или организации, получившие от автора имущественные права на произведение, называются правообладателями.

Принадлежащее ему имущественное право автор может продать или передать правообладателю:

как исключительное имущественное право — в этом случае автор это имущественное право полностью утрачивает и более не может ни сам распоряжаться воспроизведением, распространением и т. д. своего произведения, ни передать имущественное право другим правообладателям;

как неисключительное имущественное право — в этом случае правообладатель получает права только на разовую публикацию, воспроизведение и т. д., тогда как исключительное имущественное право остаётся у автора (который в том числе может передать его и другим правообладателям).

Обычно передача исключительного имущественного права оформляется официально (заключением договора с правообладателем). Если же такой договор не заключается, то считается, что передано неисключительное право.

Если личное неимущественное авторское право действует бессрочно (т. е. вечно), то имущественное право имеет ограниченный срок действия (который зависит от конкретной страны). Так, в России исключительное право действует в течение всей жизни автора плюс ещё 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в разряд общественного достояния (к которому, в частности, относится и большая часть классических произведений литературы).

Особо рассматривается ситуация, когда произведение создаётся в рамках профессиональной деятельности по заданию руководства организации, в которой работает автор. В этом случае считается, что автор получает за создание произведения заработную плату, поэтому исключительные имущественные права на такое произведение изначально принадлежат организации-работодателю. Признаком авторского права является копирайт — указание фамилии и инициалов автора либо названия организации-правообладателя, предваряемое символом копирайта — буквой «С» в кружочке: © (от английского copyright — право на копирование).

Плагиат и цитирование. Заимствование части чужого авторского произведения (текста, аудио- или видеозаписи) без указания имени настоящего автора и произведения-источника называют плагиатом. Это деяние также является нарушением авторского права и, согласно закону об охране авторских прав, в случае причинения крупного ущерба автору или правообладателю карается штрафом или лишением свободы. Использовать в своей работе можно только небольшие фрагменты (цитаты) из чужих авторских произведений, при этом цитирование должно быть действительно необходимо по смыслу текста работы, объём цитируемых фрагментов должен быть небольшим по сравнению со всем остальным произведением, каждая цитата в тексте обязательно должна заключаться в кавычки и снабжаться информацией о первоисточнике (об авторе и названии исходного произведения).

В настоящее время существует специальное программное обеспечение (например, реализованный в Интернете онлайн-сервис «Антиплагиат»), позволяющее проверить свою работу на наличие заимствований из чужих авторских произведений. Этим программным обеспечением широко пользуются преподаватели при проверке ученических работ.

Небольшое исключение делается только для использования произведений и их фрагментов в учебных целях — для подготовки и проведения уроков, без распространения используемого материала. Однако и в этом случае необходимо указание произведения-первоисточника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс "Правовые основы предпринимательской деятельности

Способствует закреплению у учащихся знания правовых основ предпринимательской деятельности через организацию проектной деятельности и решения экономических задач , понимания важности этих знаний в жиз...

Конспект интегрированного урока в 9 классе по теме «Правовые основы информационного общества»

Конспект интегрированного урока в 9 классе по теме «Правовые основы информационного общества»Цели урока: Создать условия для дальнейшего становления правовой культуры обучающихся через знакомство с по...

Конспект урока по информатике на тему «Информационная безопасность»

Конспект урока по информатике на тему «Информационная безопасность»...

Конспект урока по информатике на тему «Информационные технологии»

Конспект урока по информатике на тему «Информационные технологии»...

Конспект урока по информатике на тему «Основы логики и логические основы компьютера»

Конспект урока по информатике на тему «Основы логики и логические основы компьютера»...

Конспект урока по информатике на тему «Информационное общество»

Конспект урока по информатике на тему «Информационное общество»...