Технологическая карта урока по обществознанию по теме «Правовые основы брака и семьи»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Методическая раработка по обществознанию для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: обществознание, 9 класс 

Тема урока: Семейное право-«Правовые основы брака и семьи»

Тип урока: урок «открытия» нового знания с элементами практической работы.

Цели урока: создать условия для формирования понятий о семейных правоотношениях, сформировать представление учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве: сравнить понятия семьи и брака; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

РесурсыПрезентация «Семейное право»

 Семейный кодекс РФ. Разд. II, гл. 3, ст. 10–15; разд. III, гл. 6, ст. 31, 32; гл. 7, ст. 33–37.

Задачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pozdrav-top.ru/show/pozdravlenie/na_svadbu_wedding/page10.html

учебник «Обществознание. 9 класс», под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др., М.: «Просвещение».;

репродукция  картины В. Пукирева «Неравный брак», учебный видеофильм «Семейные правоотношения».

- Формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять каково содержание терминов по теме,  каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению; что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели
и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести);  осуществлять поиск нужной информации

Информационная компетенция

Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, Интернетом.

Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать, что такое семья, семейные правоотношения, какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественно жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной  повседневной жизни.

Уметь находить нужную информацию в различных источниках.

Познавательные: умение ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наблюдать и делать самостоятельные выводы; проводить поиск и извлечение нужной информации по заданной теме.

Регулятивные: умение сознательно организовывать свою деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов); работать по коллективно составленному плану; определять собственное отношении е к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной,  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать различные мнения и интересы; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; понимать значение коммуникации в межличностном общении.

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на понимание причин успешно деятельности; иметь ценностные ориентиры на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.

Технологическая карта урока

 Этап урока,
цель этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

I. Организационный момент

 

Мотивирование к учебной деятельности

 Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Слова приветствия.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

 Учитель читает стихотворение и показывает коллаж (слайд1) 7.jpg

 Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Вопросы:

-Что является опорой в жизни каждого человека? 

- Ребята, предположите, как будет звучать сегодня тема урока.

Семейное право-«Правовые основы брака и семьи» (слайд 2)

Учитель: эпиграфом к этой теме я выбрала слова Сухомлинского «Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости».

    К этой цитате мы вернемся в ходе урока.

Приветствуют учителя, показывают готовность к началу урока.

Наблюдение за демонстрацией учителя.

Отвечают на поставленный вопрос.

Выдвигают версии о теме урока, формулируют совместно с учителем и записывают в тетрадь.

.

+Личностные: позитивно настраиваются на урок, правильно идентифицируют себя с позиции школьника

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока, цель после предварительного обсуждения, знакомятся с планом урока,
-
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

II. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Семейное право - с чем ассоциируется у вас это словосочетание (мозговой штурм) (на доске расписываются все предложения учащихся)

                 

(слайд№3) Семейное право-Совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

(слайд №4) Таким образом, цель нашего урока: сравнить понятия семьи и брака;  конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.

На доске записывают слова ассоциации из которых складывают понятие «семейное право» и определяют цель урока

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения.

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

III. Открытие «нового знания»

Работа со статьями Семейного кодекса, презентацией.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на получение нового знания; выявлять место (шаг, операция) затруднения; фиксировать во внешней речи причины затруднения; организовать работу над ошибками.

А) Стадия вызова

Б) Стадия осмысления

Стадия вызова

Предлагаю вам игру «Веришь - не веришь» (Рабочий лист №1) Напротив каждого суждения вы должны написать «ДА» или «НЕТ», т.е. согласны вы с ним или нет. У вас 3 минуты.

Предлагаю отложить эти листы. Работу проверим после того как вы получите дополнительную информацию по этой теме

Стадия осмысления

1.Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Семья начинается с любви. Так считает большинство людей. И они абсолютно правы. Но у юристов есть одно существенное уточнение: СЕМЬЯ НАЧИНАЕТСЯ С БРАКА.

Давайте выясним разницу между понятиями «брак» и «семья». Предлагаю вам следующие ситуации:

- Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей? (да)

- Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? (да)

(слайд№5) Итак, семья -это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной

Рассмотрим следующую ситуацию:

- Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина- отец ребенка- и женщина- мать ребенка- решили разорвать отношения. ОБЯЗАН ли отец ребенка помогать бывшей семье материально?

- При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми? (при заключении брака)

Дополните кластер

   

                           

 

             

         

             

                       

(слайд №5) Итак брак- это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи. Если этой цели нет, то брак считается недействительным. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям

Выполняют задание на рабочем листе №1

 Обсуждают ситуации и отвечают на поставленные вопросы

Союз мужчины и женщины.

  1. Цель брака - создание семьи
  2. Порождает юридические права и обязанности.

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя, распознают объекты, их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию, учатся решать практические задачи, расширяют представление о семейных правоотношениях.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач, участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнера, согласовывают свои действия с партнером.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. 

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу, оценивают свои достижения в усвоении нового материала.

 - А теперь давайте узнаем порядок и условия заключения брака, права и обязанности супругов.

Класс делится на группы.

(слайд 6) 1группа  должна определить порядок заключения брака по ст.10-11

   2 группа – должна определить условия заключения брака по ст.12-13

   3 группа – должна определить обстоятельства, препятствующие заключению брака ст..14

Вопросы ученикам:

- Каков порядок заключения брака?  (слайд 7)

- Каковы условия заключения брака? (слайд 8)

 - Каковы обстоятельства, препятствующие заключению брака?  (слайд 9)

Давайте закрепим эту информацию решением задач –Рабочий лист №2 –

(слайды 10-12)

                                                                                                                                         Вывод: Итак, брак –ответственное событие в жизни людей в жизни людей, порождающее новые права и обязанности.

2.(слайд13) Обратимся к статьям Семейного кодекса РФ ст.31,32

Вопрос: - Назовите личные неимущественные права и обязанности супругов.

Теперь рассмотрим имущественные правоотношения супругов ст.33, 34, 36, 40-42

Вопрос: - Реализация какого права способствует возникновению имущественных правоотношений?

- Что называется законным режимом имущества супругов? (слайды 15-16)

 - Какое имущество является собственностью супругов?

- Считаете ли вы справедливым положение статьи о праве на общее имущество супругов, который в период брака не имел дохода? Ответ поясните.

- Что не является совместным имуществом супругов?

 - Является золотые украшения, подаренные мужем, личной собственностью жены?

- Будет ли автомобиль. полученный мужем в период брака по наследству, общей собственностью супругов?

Давайте закрепим эту информацию решением задач – Рабочий лист №3 –

Задачи 1-4 (слайды 17-20)

3. Вопрос: Как по-вашему, защитить интересы и законные права супругов, вступающих в брак?

- Положения закона, относящиеся к совместной собственности супругов или личной собственности каждого из них, могут быть изменены соглашение сторон путем заключения брачного договора – это и есть договорной режим имущества супругов (слайд21)

-  Брачный договор (контракт) – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Учитель: Теперь перейдем к ст. 40-42 Семейного кодекса по вопросам:

 - Где заключается брачный договор? (нотариальная контора)

- В какой период времени можно заключить брачный договор? (до и после регистрации брака)

 - Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован? (нет)

- Каково содержание брачного договора? (слайд 22) (в брачном договоре указываются: - способы участия каждого из супругов в доходах друг друга, порядок несения семейных расходов, имущество, отходящее супругам в случае развода)

- Что нельзя писать в брачном договоре? (слайд22) (брачный договор не может: ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, регулировать личные неимущественные права, ставить одного из супругов в неблагоприятные отношения)

Давайте закрепим эту информацию решением задач – Рабочий лист №3 –Задачи 5 (слайд 23)

Вывод: Таким образом государство регулирует с помощью норм семейного права личные неимущественные и имущественные правоотношения супругов. Конечно, личные неимущественные отношения, складывающиеся между членами семьи шире, к ним относятся взаимное уважение, любовь, дружба, верность. Эти отношения не могут регулироваться не только семейным правом, но и правом вообще. Они являются предметом регулирования норм морали.

4. Переходя к вопросу о расторжении брака, давайте вернемся к высказыванию Сухомлинского «Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости». (слайд 24) Выскажите свое мнение об этой цитате при помощи ПОПС-Формулы (слайд 25) Рабочий лист № 5

Вопрос: Как вы считаете, почему не все люди смогли сохранить семью? Чем опасен развод?

Теперь поработаем со Статьями Семейного кодекса 17-21,25. (слайд 26) Результат работы оформите в виде КЛАСТЕРА: необходимо соединить стрелками те понятия, явления, действия, которые связаны между собой – Рабочий лист № 5

Результат-(слайд 27)

Вывод: Таким образом мы сравнили понятия семьи и брака; конкретизировали теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака , личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.

Читают в группах статьи Семейного Кодекса и отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют и координируют ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения

Читают в группах статьи Семейного Кодекса и отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют и координируют ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения

Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют

Читают в группах статьи Семейного Кодекса и отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют

Выполняют задание на рабочем листе №5

Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют

Выполняют задание на рабочем листе №5 и чертят кластер (по желанию на доске)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

IV. Первичное осмыс-

ление и закрепление

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Что же мы изучили сегодня на уроке?

- Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили материал.

Игра: «Лови ошибку»

1.        Регистрация брака производится только в присутствии лиц, вступающих в брак.

2.        Брачный возраст в России определён с 16 лет.

3.         Брак не может быть заключён между близкими родственниками.

4.        Согласно принципам семейного права, главой семьи является мужчина.

5.        Брак в РФ заключается в суде.              

6.         В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с ребёнком?    

7.         Вещи индивидуального пользования не подлежат разделу в случае расторжения брака.

Учащиеся поднимают карточку красного цвета, если ответ неверный, белую-если ответ верный

да

нет

да

нет

нет

нет

да

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

V. Итоги урока. Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Давайте вернемся к Рабочему листу №1 – «Веришь - не веришь» Зачитаем записи и совместно проверим точность формулировок , анализируя правильность заполнения карточки , внесем коррективы.

Вопрос уч: В чем причина ошибок?(слайд 28)

Вопрос:

- Перечислите, какие знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

+ Приём – «Рефлексивный экран»

 

- Отвечают на вопросы.

Делают умозаключения и выводы на основе аргументации

 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме

VI. Домашнее задание

Комментирует домашнее   задание:

п. 18 изучить, ответить на вопросы на стр. 149, составить синквейн со словом семья (брак) 

индивидуально (задание по карточке)

Американский специалист в области человеческих отношений, автор книги «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги выделил семь правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

•        не ворчите;

•        не старайтесь перевоспитать своего супруга;

•        не критикуйте;

•        искренне восхищайтесь достоинством супруга;

•        уделяйте внимание супруге;

•        будьте вежливы;

•        читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.

- Считаете ли вы эти условия достаточными для достижения гармонии в семейных отношениях?

 - Что бы вы исключили из этого списка?

Учитель: Вы будущие супруги и родители. Учитесь заранее ответственно выполнять свои обязанности, заботиться о своих родных и близких. Это войдет в привычку и пригодится в семейной жизни.

 Знание норм семейного права поможет вам в радостный и ответственный период жизни, связанный с решением вступить в брак и регистрацией брака. Но не забывайте, что все многообразие правовых отношений рождает лишь официально оформленный, зарегистрированный брак.

Записывают домашнее задание. Слушают комментарии к выполнению.

Приложение № 1.

Группа 1

Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

Как должны поступить работники загса? 

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Статья 10. Заключение брака

  1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1.        Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

  1. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
  2. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

  1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
  2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса

Приложение № 2.

Группа 2

Анастасия Петрова (17 лет) и Иван Кузнецов (19 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, отказались принять заявление.  Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?

Статья 13. Брачный возраст

  1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
  2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (в ред. Федерального закона от 15.11.97 № 140- З).Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

  • лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
  • близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
  • усыновителями и усыновленными;
  • лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Приложение № 3

Группа 3

Гражданка Панина заключила брак с гражданином Ивановым–Зареченским. Супруги обратились в ЗАГС с просьбой соединить их фамилии ( например: Панина-Иванова-Зареченская). Но ЗАГС отказал им в просьбе. Обоснован ли этот отказ?

Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в Нижний Новгород. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». Прав ли муж с точки зрения законодательства?

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Статья 31. Равенство супругов в семье

  1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
  2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
  3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья  32. Право выбора супругами фамилии                                                                                                            

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

  1.  Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
  2.  В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Приложение № 4.

Группа 4

В ходе бракоразводного процесса гражданин Иванов ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему тридцатилетию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке делиться пополам. Прав ли гражданин В. Свою точку зрения объясните?

 ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ

Статья 34. Совместная собственность супругов

1.Имущество, нажитое супругами во время брака, является и совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо оттого, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

3.Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода

Статья 36. Собственность каждого из супругов

1.Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2.Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.                                                                                                                                                            

Приложение № 5.

глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Статья  54.  Право ребенка жить и воспитываться в семье

1.   Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье,… право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание… Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав …право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства …

                Статья  55.   Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1.        Ребенок имеет право на общение с обоими родителями…. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

2.        Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками …

Статья  56.   Право ребенка на защиту

1.        Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими),… органом опеки и попечительства, прокурором и судом…

2.        Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). …При невыполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию …ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Статья  57.   Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен…

Статья 58.   Право ребенка на имя, отчество и фамилию

  1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
  2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца…
  3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей…

     5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка,  фамилия — по фамилии матери.

Статья 59.   Изменение имени и фамилии ребенка

  1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста 16 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
  2. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4.   Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.  

Статья 60.   Имущественные права ребенка

  1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи…
  2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию, родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3.        Ребенок имеет право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования…

4.  Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Приложение № 6.

ГЛАВА 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
  2. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак…

Статья 63.   Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей        

         1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.  Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2.        Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 64.   Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1.        Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.  Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Статья 65.   Осуществление родительских прав

1. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

  1. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Статья 66.   Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1.        Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2.        Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

  1. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
  2. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и др. родственников

  1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.
  2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.
  3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Приложение № 7.

   Игра “Вопросы из бочки”

1.    Мать оставила троих детей своим родителям, живет отдельно, и уже как год нигде не работает, материально не помогает ни детям, ни родителям, детей не посещает, живет своей беззаботной жизнью.

Вопросы: может ли суд принять решение о лишении родительских прав этой женщины?

Да, может, поскольку эта женщина не выполняет свои обязанности о воспитании, заботе и содержании своих детей

2.     После развода мать и ребенок переехали жить в другой город. Бывший муж Геннадий желает принимать участие в воспитании сына. Однако мать препятствует встречам ребенка с отцом: то говорит, что он болен, то совсем уезжает к родным в деревню.

Вопросы: какое право ребенка нарушается в этой ситуации?

 Право на общение с обоими родителями и другими родственниками 

Какое право отца нарушается в данной ситуации? 

На равные права и обязанности родителей и детей.

3.     Александру 14 лет. Он живет с матерью, но желает жить с отцом (он в разводе с мамой). Мать против переезда к отцу.

Вопрос: имеет ли Александр право выбрать, с кем ему жить? Должен ли суд учесть мнение ребенка. Какое право ребенка нарушается? Право ребенка выражать своё мнение

Согласно ст 65 СК РФ

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

4.     Татьяне 17 лет. У нее есть жених. Она хочет с ним жить. Но родители против этого человека. Не дают ей встречаться, закрывают в квартире.

Вопрос: Правы ли родители в этой ситуации. Что вы посоветуете Татьяне.

Ответственность за жизнь Татьяны несут родители до 18 лет.

Татьяне нужно дождаться совершеннолетия и потом устраивать свою личную жизнь.

5.     Бывший муж Веры переехал жить в другой город. И вот уже 4 месяца не платит алименты на 2-х своих детей. На телефонные звонки не отвечает.

Вопрос: какую обязанность родителя не выполняет этот отец? 

Обязанность содержать своих несовершеннолетних детей.

6.     Василию 25 лет. Он работает охранником в частном предприятии. В свободное время подрабатывает в службе такси. У Василия есть больная мать, пенсия у нее маленькая. Денег на лекарства не хватает. Но Василий редко навещает свою мать. Не интересуется здоровьем.

Вопрос: Какую обязанность не выполняет совершеннолетний сын? 

Обязанность содержать своих нетрудоспособных родителей.

7.     Молодая мама Юлия решила оставить ребенка в родильном доме. Она считает, что она не сможет выполнять обязанности родителя, так как у нее нет жилья и работы.

Вопрос: какое право ребенка нарушает это мать? 

Право жить и воспитываться в семье.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

«Веришь- не веришь»

1.Для заключения брака обязательно присутствие свидетелей заключения данного брака._____________________

2. Брак может быть признан недействительным в случае, если один из супругов окажется состоящим в другом зарегистрированном браке.______________

3. В случае уклонения одного из супругов от расторжения брака (несмотря на предварительное согласие) брак может быть расторгнут в органе ЗАГСа.__________

4. Каждый из супругов обязан проживать совместно со своим супругом.__________

5. Законным режимом имущества супругов является режим совместной собственности на нажитое в браке имущество.___________________

6. Договорной режим имущества супругов устанавливается брачным договором._______

7. В брачном договоре супруги не могут определять права и обязанности по взаимному содержанию.___________

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2

  • 1) Анатолий Смирнов решил вступить в брак с Раисой Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Раисы Волошиной не состояла в браке с отцом Анатолия Смирнова, но при рождении Раисы по совместному заявлению ее матери и отца Анатолия было установлено отцовство, т.е. отец Анатолия признал своей дочерью Раису, о чем была произведена актовая запись в книге регистрации рождений.
    Возможен ли брак между Анатолием и Раисой?
  • 2) Сергеев, желая добиться расположение к себе Федоровой, заявил ей, что застрелит сначала ее, а потом себя, если она не согласится зарегистрировать с ним брак. Федорова, зная неуравновешенный характер Сергеева и допуская реальную возможность исполнить им высказанную угрозу, согласилась, и их брак был оформлен в районном отделе ЗАГСа.

Можно ли признать такой брак законным?

Какое из условий заключения брака в данном случае нарушено?

  • 3) Китаева обратилась в ЗАГС с просьбой зарегистрировать брак с Киселевым, от которого у нее есть заявление об этом же и доверенность на регистрацию в его отсутствие, поскольку он проходит действительную воинскую службу в другом городе, а отпуск командир не дает.

Удовлетворят ли просьбу этой пары, если нет, то почему?

Что бы вы посоветовали им в данной ситуации?

Изменилось бы положение, если бы они обратились с заявлением за несколько дней до отправки на службу?

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 3

  • 1) Жених и невеста подали заявление в ЗАГС о регистрации брака. Заполняя бланк заявления, дошли до графы: какую фамилию жена принимает после регистрации брака. Невеста попросила указать ее добрачную фамилию, поскольку, как она пояснила жениху, на эту фамилию у нее диплом вуза и ее знают, как известного журналиста в их городе, что может сказаться на ее профессиональной карьере. Жениха это обидело, и он продолжал настаивать на перемене фамилии будущей супруги.

Чью сторону должен принять сотрудник ЗАГСа, заполняя бланк?

  • 2) Супруги Н. переехали к родителям мужа, в большую семью со своими традициями, где жены всегда не работали, а вели хозяйство и занимались воспитанием детей. Этого же потребовали и от приехавшей невестки, что вызвало ее недоумение и протест, поскольку у нее высшее образование и она не хочет терять профессиональные навыки врача.

На чьей стороне закон?

  • 3) При расторжении брака супруг просил произвести раздел общего, совместно нажитого имущества и включил в перечень в числе прочего: украшения из золота, которые имелись у жены, ее норковое манто и пианино, купленное дочери. Жена в перечне имущества, подлежащего разделу, указала библиотеку юридической литературы мужа и компьютер, поскольку это по стоимости не меньше, чем ее манто.

Возможен ли раздел имущества супругов согласно предложенному ими варианту?

Изменится ли ситуация, если шубу подарили на свадьбу родственники жены, а компьютер был получен мужем в качестве премии?

  • 4) После внезапной смерти мужа его наследники считали подлежащей исключению из наследственной массы квартиру, мотивируя тем, что квартира была приобретена наследодателем еще до женитьбы на ответчице, с чем последняя была не согласна и в возражение привела следующие доводы: во время брака она продала часть дорогостоящего своего добрачного имущества и на вырученные от продажи деньги в квартире произвели капитальный ремонт.

Дайте юридическую оценку спору.

Будет ли иметь юридическое значение тот факт, что квартира перешла супругу в свое время по наследству?

  • 5) Уже немолодые супруги зарегистрировали брак, который у каждого из супругов был не первым и имелись дети. Предусмотрительно, желая избежать спор после возможной скорой кончины, они заключили брачный договор, в тексте которого оговорили следующие моменты:

взаимную заботу друг о друге и уход в случае тяжелой болезни и достойное погребение на случай кончины, оговаривая сумму расходов для этой цели, добрачное имущество каждого из супругов считать личным и не подлежащим наследованию.

Соблюдены ли условия заключения брачного договора, предусмотренные законом?

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 4

ПОПС - Формула

  •  П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения)  Я считаю, что……………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………….

  • О – обоснование (довод в поддержку вашей позиции)   ….потому, что……………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………

  • П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)        …..например, ………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………

  • С – следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции) …….поэтому…………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………

______________________________________________________________________________

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания в 9 классе по теме:"Нравственные основы брака и семьи"

Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, родителям, традициям через живое общение с семейной парой, живущей 58 лет, священником церкви Святой Троицы Дмитрием, создание проек...

презентация к уроку обществознания "Правовые основы брака и семьи"

Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку. данную работу можно использовать на уроке  обществознания 9 класса. На сла...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Методическая разработка урока...

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Методическая разработка урока...

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по обществознанию на тему "Правовые основы семейных отношений"

Технологическая карта урока с дидактической структурой и презентация по теме...