РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
статья по информатике и икт

Рожкова Светлана Васильевна

 РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

На современном этапе развития общества, для создания новых технологий, изобретения новых машин, управления современным производством нужен человек, обладающий системой знаний, умеющий применять знания в нестандартных ситуациях,  работать в команде, отличающийся мобильностью и развитым чувством ответственности. Специалисту, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Основы такой подготовки и закладываются при изучении естественнонаучных  дисциплин.

Поскольку основы профессионального развития личности специалиста закладываются в образовательном учреждении, начиная с первых лет обучения, в процессе усвоения естественнонаучных, а затем общепрофессиональных и специальных дисциплин, как раз информатика с ее высокой степенью абстракции и есть фундамент для всего естествознания.

Информатика определяет разностороннее развитие логического мышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности и предопределяет профессиональные качества будущих специалистов.

В настоящее время в области информатики широко используются методы для решения самых разнообразных технических и технологических задач. Поэтому студент должен предвидеть, что и после окончания образовательного учреждения он не раз столкнется с необходимостью применить свои знания из области информатики в практической деятельности.

Подготовка  специалистов в области информатики позволяет сформировать глубокие фундаментальные знания и обеспечивает мощным инструментом решения различных практических задач. Неоспоримым является тот факт, что информатика не просто мощное средство решения практических задач и универсальный язык науки, но и доминирующий элемент общей культуры, неотъемлемая часть цивилизации.

Решающая роль информатики в профессиональной подготовке современного специалиста многогранна и состоит в создании у студентов целостной  системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами, которая складывалась исторически. И существенное влияние на нее оказывали два фактора: уровень развития математического аппарата и степень зрелости знаний об изучаемом объекте, возможность описать его наиболее существенные черты и свойства на языке информатики или, как теперь принято говорить, возможность построить информационную модель изучаемого объекта.

В профессиональном образовании, нацеленном на интересы обучающегося и студента, каждая изучаемая дисциплина строится в ориентации на функции профессиональной деятельности будущего специалиста. Профессиональная деятельность – это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональное развитие студента понимается как изменение личности в процессе вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение служебного опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Изучаемые науки должны способствовать становлению многомерного взгляда обучающегося на его будущую профессиональную деятельность.

В подготовке современного специалиста знания в области информатики занимает важнейшее место. Это объясняется, в первую очередь, тем, что информатика является элементом общечеловеческой культуры, она воспитывает интеллект обучаемого, расширяет его кругозор. Информатика является также основой профессиональной культуры, так как без нее невозможно изучение других, в том числе и профессионально значимых, дисциплин. Кроме того, информатике отводится особая роль в становлении и развитии научного мировоззрения студентов.

Решение прикладных задач профессиональной деятельности требует особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиций общего, что обеспечивает формирование готовности к профессиональной деятельности.

 Обществу необходим специалист-профессионал, способный реагировать на быстрые изменения в соответствующей профессиональной сфере. Особую значимость приобретает наличие у специалиста не столько узкоспециального, сколько твердого фундаментального образования, на основании которого можно путем самообразования не отставать от современных веяний науки и техники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рожкова С.В.,

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Малоохтинский колледж»,  преподаватель  Информатики  и  ИКТ

 РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

На современном этапе развития общества, для создания новых технологий, изобретения новых машин, управления современным производством нужен человек, обладающий системой знаний, умеющий применять знания в нестандартных ситуациях,  работать в команде, отличающийся мобильностью и развитым чувством ответственности. Специалисту, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Основы такой подготовки и закладываются при изучении естественнонаучных  дисциплин.

Поскольку основы профессионального развития личности специалиста закладываются в образовательном учреждении, начиная с первых лет обучения, в процессе усвоения естественнонаучных, а затем общепрофессиональных и специальных дисциплин, как раз информатика с ее высокой степенью абстракции и есть фундамент для всего естествознания.

Информатика определяет разностороннее развитие логического мышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности и предопределяет профессиональные качества будущих специалистов.

В настоящее время в области информатики широко используются методы для решения самых разнообразных технических и технологических задач. Поэтому студент должен предвидеть, что и после окончания образовательного учреждения он не раз столкнется с необходимостью применить свои знания из области информатики в практической деятельности.

Подготовка  специалистов в области информатики позволяет сформировать глубокие фундаментальные знания и обеспечивает мощным инструментом решения различных практических задач. Неоспоримым является тот факт, что информатика не просто мощное средство решения практических задач и универсальный язык науки, но и доминирующий элемент общей культуры, неотъемлемая часть цивилизации.

Решающая роль информатики в профессиональной подготовке современного специалиста многогранна и состоит в создании у студентов целостной  системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами, которая складывалась исторически. И существенное влияние на нее оказывали два фактора: уровень развития математического аппарата и степень зрелости знаний об изучаемом объекте, возможность описать его наиболее существенные черты и свойства на языке информатики или, как теперь принято говорить, возможность построить информационную модель изучаемого объекта.

В профессиональном образовании, нацеленном на интересы обучающегося и студента, каждая изучаемая дисциплина строится в ориентации на функции профессиональной деятельности будущего специалиста. Профессиональная деятельность – это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональное развитие студента понимается как изменение личности в процессе вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение служебного опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Изучаемые науки должны способствовать становлению многомерного взгляда обучающегося на его будущую профессиональную деятельность.

В подготовке современного специалиста знания в области информатики занимает важнейшее место. Это объясняется, в первую очередь, тем, что информатика является элементом общечеловеческой культуры, она воспитывает интеллект обучаемого, расширяет его кругозор. Информатика является также основой профессиональной культуры, так как без нее невозможно изучение других, в том числе и профессионально значимых, дисциплин. Кроме того, информатике отводится особая роль в становлении и развитии научного мировоззрения студентов.

Решение прикладных задач профессиональной деятельности требует особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиций общего, что обеспечивает формирование готовности к профессиональной деятельности.

 Обществу необходим специалист-профессионал, способный реагировать на быстрые изменения в соответствующей профессиональной сфере. Особую значимость приобретает наличие у специалиста не столько узкоспециального, сколько твердого фундаментального образования, на основании которого можно путем самообразования не отставать от современных веяний науки и техники.

Поэтому, кроме формирования у студентов в области информатики понятий и соответствующих умений, целесообразно развивать у них правильное представление о роли информатики вообще и различных ее методов при решении новых научных и технических задач.

Особую актуальность приобретает проблема органичного сочетания профессионального и фундаментального образования, которая осуществляется, прежде всего, путем установления междисциплинарных связей информатики с естественнонаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Таким образом, изучение и преподавание информатики является важнейшей составной частью профессиональной подготовки специалистов. Информатика выполняет и важные общекультурные функции, стимулирует развитие лучших качеств личности, ее творческих способностей и нравственных достоинств.

За время своего существования наука информатика стала неотъемлемым элементом системы образования во всем мире. Объясняется это уникальной способностью учебной дисциплины «информатика» в формировании личности.

Изучение информатики способствует не только накоплению определённой системы знаний, умений и навыков, но и развитию интеллектуальной сферы обучающихся, формированию различных способов мышления. Образование в сфере информатики следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовкой современного специалиста. Целью такой подготовки становится готовность студента к непрерывному самообразованию и практическому применению в полученных знаний.

         Важнейшим показателем результативности образовательного процесса должно быть «интенсивное умственное развитие всех обучаемых, их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений, возрастание познавательных интересов, стремление к углублению своих знаний».

Решая вопросы совершенствования профессионального образования и такой его важной составляющей как образование в области информатики будущих специалистов необходимо исходить из объективно существующего факта чрезвычайной динамичности системы «наука – образование – производство».  Будущие специалисты должны обладать умениями и профессиональной мобильностью – оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практики в целом. Это станет возможно, если образовательное учреждение вооружит выпускника общей междисциплинарной методологией профессиональной деятельности, т.е. подготовит его как специалиста – методолога, умеющего востребовать и использовать “аппарат” каждой отдельной дисциплины в  междисциплинарной связи с другими, как средство решения задач (проблем) в познавательной и профессиональной деятельности.

   Повышение качества подготовки специалистов, призванных решать задачи, связанные с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует в современных условиях от обучаемых не только овладения  определённым  содержанием  образования, но и развития у них таких личностных качеств и черт характера, как сила воли, ответственность за свои поступки, способность отстаивать свои взгляды и убеждения.

   Между тем, признано, что изучение информатики способствует развитию способности к  интеллектуальной и творческой деятельности, к восприятию и  переработке новой информации, влияет на развитие  личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов, позволяющих ему самореализоваться в сфере будущей профессиональной деятельности, то есть является средством повышения общего уровня образованности личности.

        

Список  литературы

  1. Борисова Н.Г.«Программно-методическое обеспечение учебных компьютерных технологий по спецдисциплинам».
  2. Емельянова В.И. «Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин».
  3. Фаберман Б.Л. Передовые педагогические технологии.- Ташкент: ФАН АНРУ, 2000.
  4. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: ПОР,2001.
  5. Ваграменко Я.А. Взаимосогласованные аспекты современного обучения информатике и математике / Я.А. Ваграменко // Современные проблемы преподавания математики и информатики: Материалы науч.-метод. междунар. конф.- Тула, 2004.- Ч. 2.- С. 5-8.
  6. Ваграменко Я.А. Информационный ресурс для современного обучения информатике и математике / Я.А. Ваграменко // Современные проблемы преподавания математики и информатики: Материалы науч.-метод. междунар. конф.- Тула, 2004.- С. 12-15.
  7. Ваграменко Я.А. Особенности информатизации сельской школы / Я.А. Ваграменко // Информатизация сельской школы (Инфоселын-2004): Труды II Всерос. науч.-метод. симпозиума.- Анапа; М.: Книголюб, 2004.-С. 21-26.
  8. Ваграменко Я.А. Телекоммуникационные сети информационного обеспечения сельских школ / Я.А. Ваграменко, Б.И. Зобов // Педагогическая информатика.- 2002.- №1.- С. 23-25.
  9. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Гершунский Б.С.- М.: Педагогика,
  10. http://ru.wikipedia.org
  11. http://eor-np.ru
  12. http://www.obrazovanie.by
  13. http://citforum.ru/computer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин (из опыта работы)

Предлагаемая методическая разработка представляет собой обобщенный опыт методики формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе...

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Методические рекомендации определяют цель и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами по  ПМ.02 Производственно-технологиче...

Роль изучения физики в подготовке специалистов технического профиля

Роль изучения физики в подготовке специалистов технического профиля Физика, наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства, строение материи и законы ее движения. Поняти...

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика программа подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатикапрограмма подготовки специалистов среднего звенапо специальности СПО23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.14 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.14 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего эвена для специальности среднего профессионального образования 35.02.05 «Агрономия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫУДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего эвена для специальности среднегопрофессионального образования35.02.05 «Агрономия»...