Раздаточный материал по теме "Системы счисления".
тренажёр по информатике и икт


Предварительный просмотр:

Задача на перевод из двоичной системе счисления в десятичную.

Прилетел как-то  к земной девушке, красавице писанной, ухажер с планеты неизвестной и ну замуж её звать и похваляться, что де и зарабатывает он 1 100 000 $ в месяц, и апартаменты у него общей площадью 10 100 кв. м. И машин у него 10 шт.

Однако, девица наша была с умом и учла, что все это в двоичной системе счисления.

А сколько же это по-нашему будет?

1 100 0002 = 9610 ($) - зарплата

10 1002 = 2410 (м2) – площадь апартаментов

102 = 210 (шт)  - машин

Задача на перевод из 16-ричной системы счисления в десятичную.

А теперь представьте, что вы с ценным товаром – спичками – прилетели на планету Кин-дза-дза.  Вас 10 000 упаковок по 20 руб. за упаковку. У них там 16-ричная система счисления.

Они не разобравшись, все раскупают по 20 своих кин-дза-дзовских рублей, которые вы потом спокойно меняете на свои десятичные.

Какова же неожиданная прибыль?

2016 = 3210 (руб)

32 – 20 = 12 (руб) – разница между ценами за 1 упаковку спичек в десятичной и шестнадцатеричной системах счисления

12 руб * 10 000 шт. спичек = 120 000 (руб)



Предварительный просмотр:

Тема: Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Алгоритм перевода из q- ичной системы счисления в десятичную.

Задание № 1.

Выписать ответы на вопросы в тетрадь.

Что такое  система счисления?

Какие два класса системы счисления существуют? Чем они отличаются?

Что такое основание системы счисления?

Что такое  базис системы счисления?

Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. Иными словами, это язык для наименования записи чисел и выполнения действий над ними.  Разнообразные системы счисления которые существовали раньше т которые используются в наше время, можно разделить на позиционные и непозиционные. Знаки, используемые при записи чисел, называются цифрами.

В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает. Непозиционные системы счисления входят иероглифическая, алфавитная и римская системы счисления. В римской системе счисления в качестве цифр используются  латинские буквы:

I

V

X

L

C

D

M

1

5

10

50

100

500

1000

В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа - большая,  то то их значения вычитаются.

Например, VI = 5 + 1 = 6;  IV = 5 – 1 = 4;                                                      MCMXCVIII = 1000 + (-100 + 1000) + (-10 + 100) + 5 + 1 + 1 + 1 = 1998.

В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от позиции, т.е. один и тот же числовой знак (цифра) имеет различные значения в зависимости от того места, где он расположен.  Количество используемых цифр называется основанием системы счисления.

Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой. Её основание равно десяти: q=10, т.к. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Задание №2.

  1. Какие числа записаны с помощью римских цифр: MMMD, XIX, MCMCIVII?
  2. Запишите год, месяц и число своего рождения с помощью римских цифр.
  3. Выполните действия и запишите результат римскими цифрами:  XXII – V; CV – LII; IC = XIX; MCM = VII; XX / V; X * IV; LXVI / XI; XXIV * VII.
  4. Какое количество обозначает цифра 8 в десятичных числах:                                            6538, 8356, 87 и 831?
  5. Выпишите алфавиты в 5-ричной, 7- ричной, 12- ричной системах счисления.

Основание

Алфавит (базис)

q=5

q=7

q=12

Если требуется указать основание системы, к которой относится число, то оно приписывается нижним индексом к числу. Например: 1011012, 36718, 3В8F16.

В системе счисления с основанием q ( q-ричная система счисления) единицами разрядов служат последовательные степени числа q. Единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего разряда. Для записи числа в q-ричной системе счисления требуется q различных знаков (цифр), изображающих числа 0, 1, …, q-1.

Развёрнутой формой записи числа называется запись в виде

Аq = + (аn-1qn-1 + аn-2qn-2 +  … + а0q0 + а-1q-1 + а-2q-2 + … a-mq-m 

Здесь Аq – само число, q -  основание системы счисления, аj цифры данной системы счисления, n-число разрядов целой части числа, m- число разрядов дробной части числа.

Пример. Получить развёрнутую форму десятичных чисел 32478; 26,387.

3247810 = 3 * 1000 +2 * 1000 +4 * 100 + 7 * 10 + 8 = 3 * 104 + 2 * 103 + 4 * 102 + 7 * 101 + 8 * 100

26,38710 = 2 * 101 + 6 * 100 + 3 * 10-1 + 8 * 10-2  + 7 * 10-3

Задание №3.

  1. Выпишите в тетрадь развернутую запись числа в общем виде.
  2. Запишите в развёрнутом виде числа:                                                                             А10 = 25341; А8 = 25341; А6 = 25341; А16 = 25341;
  3. Запишите в развёрнутом виде числа:                                                                              А10 = 125,34; А8 = 125,34; А6 = 125,34; А16 = 125,34.

     d. Запишите в свёрнутой форме следующие числа:                                                        А10= 9*101 +1 *100 +  5 *10-1 + 3 * 10-2;                                                                А8 =  7 * 83 + 7 * 82 +6 * 81 +4 * 80 +1 * 8-1

             Алгоритм перевода из любой системы счисления в десятичную:               для того чтобы перевести число из любой системы счисления  в десятичную, необходимо представить число  q- ичной системы счисления в развёрнутой форме и выполнить все арифметические действия, в результате получится эквивалент (равное данному ) в десятичной системе.

Замечание: вычисления осуществляйте с помощью калькулятора.

Пример:  А5 = 6432,1=  6 * 53 + 4 * 52 +3 * 51 +2 * 50 +1 * 5-1 =                                                                    = 6 * 125 + 4 * 25 + 3 * 5 + 2 * 1 + 1 * 1/5 = 750 + 100 + 15 +2 +1/5 = 867,210

Задание № 4.

  1. См. задание № 3. Подсчитайте значения чисел не в десятичных системах счисления в  номерах b, c,



Предварительный просмотр:

           Степени двойки:


21

 =  2
22
 = 4
23
 = 8
24
 = 16
25
 = 32
26 = 64
27 = 128
28 = 256
29 = 512
210
 = 1024
211
 = 2048
212
 = 4096
213
 = 8192
214
 = 16384

215 = 32768

216 = 65536

217 = 131072

218 = 262144

219 = 524288

220 = 1048576



Предварительный просмотр:

Тема: _______________________________________________________________________

Основные понятия.  

_______________________ - способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

_____________________ от положения цифры в записи числа не изменяется его величина

_____________________ от положения цифры в записи числа изменяется его величина

Наиболее совершенным принципом представления чисел является __________________, согласно которому одна и та же цифра (числовой знак) имеет различные значения в зависимости от места (позиции), где он расположен.

____________________ – множество всех цифр, используемых в позиционной системе счисления.

____________________ – количество цифр, используемых для записи чисел.

Обозначается: р.

____________ системы счисления – это последовательность ключевых чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту».

Например, _________ системы: p-ой   1, p, p2, p3, … pn

2-й   __________________    8-й  ___________________   10-й ___________________

Алгоритм перевода целых чисел из десятичной в p-ричную:

  1. основание новой системы счисления выразить в десятичной системе счисления и все последующие действия производить в десятичной системе счисления;
  2. последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим неполное частное меньшее делителя;
  3. полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
  4. составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

Тема: _______________________________________________________________________

Основные понятия.  

_______________________ - способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

_____________________ от положения цифры в записи числа не изменяется его величина

_____________________ от положения цифры в записи числа изменяется его величина

Наиболее совершенным принципом представления чисел является __________________, согласно которому одна и та же цифра (числовой знак) имеет различные значения в зависимости от места (позиции), где он расположен.

____________________ – множество всех цифр, используемых в позиционной системе счисления.

____________________ – количество цифр, используемых для записи чисел.

Обозначается: р.

____________ системы счисления – это последовательность ключевых чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту».

Например, _________ системы: p-ой   1, p, p2, p3, … pn

2-й   __________________    8-й  ___________________   10-й ___________________

Алгоритм перевода целых чисел из десятичной в p-ричную:

  1. основание новой системы счисления выразить в десятичной системе счисления и все последующие действия производить в десятичной системе счисления;
  2. последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим неполное частное меньшее делителя;
  3. полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
  4. составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

Тема: _______________________________________________________________________

Основные понятия.  

_______________________ - способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

_____________________ от положения цифры в записи числа не изменяется его величина

_____________________ от положения цифры в записи числа изменяется его величина

Наиболее совершенным принципом представления чисел является __________________, согласно которому одна и та же цифра (числовой знак) имеет различные значения в зависимости от места (позиции), где он расположен.

____________________ – множество всех цифр, используемых в позиционной системе счисления.

____________________ – количество цифр, используемых для записи чисел.

Обозначается: р.

____________ системы счисления – это последовательность ключевых чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту».

Например, _________ системы: p-ой   1, p, p2, p3, … pn

2-й   __________________    8-й  ___________________   10-й ___________________

Алгоритм перевода целых чисел из десятичной в p-ричную:

  1. основание новой системы счисления выразить в десятичной системе счисления и все последующие действия производить в десятичной системе счисления;
  2. последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим неполное частное меньшее делителя;
  3. полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
  4. составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

Тема: _______________________________________________________________________

Основные понятия.  

_______________________ - способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

_____________________ от положения цифры в записи числа не изменяется его величина

_____________________ от положения цифры в записи числа изменяется его величина

Наиболее совершенным принципом представления чисел является __________________, согласно которому одна и та же цифра (числовой знак) имеет различные значения в зависимости от места (позиции), где он расположен.

____________________ – множество всех цифр, используемых в позиционной системе счисления.

____________________ – количество цифр, используемых для записи чисел.

Обозначается: р.

____________ системы счисления – это последовательность ключевых чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту».

Например, _________ системы: p-ой   1, p, p2, p3, … pn

2-й   __________________    8-й  ___________________   10-й ___________________

Алгоритм перевода целых чисел из десятичной в p-ричную:

  1. основание новой системы счисления выразить в десятичной системе счисления и все последующие действия производить в десятичной системе счисления;
  2. последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим неполное частное меньшее делителя;
  3. полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
  4. составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компьютер на пальцах 8 4 2 1 1000 = 8 2 10 1111 = 15 2 10 1010 = 12 2 10 Быстрый и удобный способ перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Раздаточный материал системы счисления 9 класс

12 вариантов проверки темы "Системы счисления " 9 класс...