Практикум в Excel
учебно-методическое пособие по информатике и икт (9 класс)
Учебное пособие Практикум в Excel разработано для учашихся 9 классов с целью отработки изученной теории на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум в EXCEL
ВВЕДЕНИЕ
Электронная таблица Excel программного пакета Microsoft Office являются
мощным вычислительным средством, предлагающим пользователям
замечательные возможности и многочисленные инструменты.
Предлагаемое учебное пособие представляет собой сборник практических
заданий, позволяющих ученикам проверить свои знания и навыки работы с
Excel и понять суть производимых этой программой операций.
Пособие не содержит теоретических описаний инструментов и
возможностей программы Excel и не является справочным. Этим оно отличается
от многочисленной изданной литературы, в которой не уделяется необходимого
внимания иллюстрации практического применения программы для решения
прикладных задач.
ОСНОВЫ РАБОТЫ В EXCEL. ПРОСТЕЙШИЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
Задание 1
1. Новую рабочую книгу сохраните в свою рабочую папку под своим именем.
2. На первом листе в ячейку A1 введите текст Объем продаж книг магазином
“Кругозор”. В ячейку А2 введите текст 1 квартал.
3. Ячейки B4:E4 заполните по порядку текстом: Январь, Февраль, Март,
Итого. Ячейки A5:A9 заполните названиями книжных разделов:
техническая, художественная, детская, юридическая.
4. Содержимое ячейки Е4 скопируйте в ячейку А9. Измените, если необходимо,
ширину столбцов.
5. Таблица будет содержать стоимость проданных книг. Заполните ячейки
В5:D8 числами по рис.1. Используйте целые и дробные числа.
6. Для оформления таблицы используйте автоформат. Для числовых значений
установите формат с двумя десятичными знаками.
7. Определите стоимость проданной за квартал технической литературы.
8. Скопируйте полученную формулу для других категорий литературы.
9. Аналогичные действия выполните в строке «Итого».
10. Какие способы копирования вы знаете?
11. Выборочное суммирование. Определите общую стоимость проданной
технической и юридической литературы за Январь и Февраль, например, в
ячейке Н1.
12. В ячейке Н2 определите общую стоимость детской и художественной
литературы в Феврале и Марте.
13. Дополните таблицу столбцами «МАКС» и «МИН» справа от столбца «Итого».
Определите с помощью стандартных функций максимальное и минимальное
значение стоимости для технической литературы. Используя копирование,
определите эти значения для остальных категорий литературы.
14. Скопируйте таблицу без столбцов «МАКС» и «МИН» ниже исходной
таблицы. Удалите числовые данные о продажах за одно нажатие
клавиши Delete.
15. Для каждой категории литературы в новой таблице выразите в процентах
отношение объема продаж за каждый месяц к общей стоимости проданной
литературы данной категории. Используйте для вычислений данные
исходной таблицы. В формулах используйте нужный вид абсолютной
адресации (в каждой строке столбца «Итого» должно получиться 100%).
16. Скопируйте исходную таблицу еще раз и вычислите долю каждого значения
области от общей стоимости всей проданной литературы (общий итог по
таблице должен получиться 100%). Используйте данные первой таблицы и
нужный вид абсолютного адреса.
17. Представьте доли в процентах.
Замечания. 1. Чтобы при добавлении новых данных в таблицу не приходилось
вновь вводить итоговые формулы по строкам или столбцам, рекомендуется
отделять таблицу от итоговых строк и столбцов, содержащих суммирующие
формулы, пустой строкой и столбцом.
2. Пустые ячейки этих строк и столбцов должны быть включены в
область суммирования! Эти пустые строки можно выделить цветом.
3. Строки и столбцы с новыми данными можно вставлять внутри
таблицы или непосредственно перед пустой строкой, тогда они
автоматически попадут в область суммирования.
18. Измените структуру и итоговые формулы таблицы так, чтобы в таблицу
можно было добавлять новые категории литературы и последующие месяцы
без редактирования этих формул. Как это отразится на других таблицах?
Примерный вид полученной таблицы показан на рис. 1.
Рис. 1. Образец преобразованной таблицы
19. Переименуйте лист с таблицами. Назовите его «Кругозор».
20. Скопируйте исходную таблицу на новый лист «Горизонт». Внесите
изменения в заголовок таблицы и показатели объемов продаж.
21. Скопируйте исходную таблицу еще раз на лист «Общий отчет» и удалите на
нем из таблицы данные о продажах.
22. На листе «Общий отчет» определите общую стоимость проданной
литературы по двум магазинам за каждый месяц.
23. Постройте по таблице «Кругозор» круговую диаграмму реализации книг в
январе. Выделите наименьший сектор. Что показывает круговая диаграмма?
24. Постройте по всем данным таблицы «Кругозор» гистограмму. Измените ее
оформление. Оформите диаграмму, применив градиентную заливку для
фона и масштабированные рисунки для элементов гистограммы.
Задание 2
1. Заполнить таблицу по образцу.
2. Значения столбца «Вес, г» для 4 и 6 наименований необходимо ввести
вручную.
3. Определить общую стоимость продуктов и процентный состав.
4. Выяснить, на какое количество порций весом в 100 г рассчитан данный
рецепт.
5. Определить стоимость продуктов для одной порции.
6. Определить стоимость порции для покупателя, если зарплата сотрудника
составляет 25%, а накладные расходы — 80% от стоимости продуктов одной
порции.
7. Отформатировать заголовок таблицы.
8. Построить круговую диаграмму процентного состава салата. Выделить
наименьший сектор. Отобразить на диаграмме значения и подписи данных.
Применить двухцветную градиентную заливку фона.
РАСЧЕТ (КАЛЬКУЛЯЦИЯ)
стоимости продуктов для приготовления салата
на порции
№ Наименование Ед.изм. Цена Кол-во Вес, г Стоимость Состав в %
1 Картофель кг 5 0,30 300,00 1,5 3%
2 Фасоль кг 12 0,25 250,00 3 7%
3 Помидоры кг 30 0,55 550,00 16,5 37%
4 Рыба банка 14,5 1 600,00 14,5 32%
5 Капуста кг 9 0,75 750,00 6,75 15%
6 Яйца шт 1,4 2 40,00 2,8 6%
ИТОГО: 4,85 2490 45,05 100%
Вес одной
порции, г 100
Стоимость продуктов
одной порции 1,81
Зарплата
сотрудников 25% 0,45
Накладные
расходы 80% 1,45
Стоимость порции для
покупателя 3,71
Задание 3
Составить таблицу, содержащую следующие поля:
№ Месяц ФИО Номер
телефона Льгота Оплата Внесено Долг
Заполнить таблицу в соответствии с условиями:
• Записей в таблице — 12.
• Различных месяцев — 3.
• Значения столбца «Внесено» задаются произвольно.
• Столбец «Льгота» заполняется следующим образом: 0 — нет льгот,
1 — скидка в оплате 25%, 2 — скидка в оплате — 50%.
• Различных фамилий — 4, фамилии повторяются в каждом месяце.
• Тариф без льгот записан в свободной ячейке вне таблицы.
Выполнить:
1. Вычислить сумму оплаты в соответствии с номером льготы. Если льгота
равна 0, то 100% тарифа, если льгота равна 1, то скидка в оплате 25%, если
льгота равна 2, то скидка 50%.
2. Вычислить долг.
3. Вычислить общую сумму внесенной оплаты и общую сумму долга.
4. Вычислить среднее значение по полю «Долг».
5. Используя функцию СЧЕТЕСЛИ, определить количество абонентов с долгом
больше среднего.
6. Используя стандартные функции, найти минимальное и максимальное
значения суммы долга.
7. Вычислить сумму долга по каждой фамилии и оформить в виде таблицы со
столбцами «ФИО», «Долг».
8. Вычислить сумму начисленной и внесенной оплаты по месяцам и оформить
в виде таблицы в соответствии с образцом.
Месяц Оплата Внесено
9. Построить диаграмму начисленной и внесенной оплаты по месяцам.
Задание 4
Составить таблицу, содержащую следующие поля:
№
п/п Наименование Стоимость проката
в сутки Дата выдачи Дата сдачи
Заполнить таблицу в соответствии с условиями:
• Записей в таблице — 10.
• Значения в столбце «Дата сдачи» вводятся таким образом, чтобы были
наименования с просроченным сроком возврата (относительно текущей
даты).
• Различных наименований — 4.
Выполнить:
1. Вставить в таблицу столбец «Просрочено дней» и вычислить.
2. Вставить столбец «Пеня» и вычислить сумму пени в соответствии со
следующим условием: если количество просроченных дней меньше 5, то
0,05% за каждый день, от 5 до 10 дней – 0,1% за каждый просроченный день
сверх 5 и по предыдущей ставке за остальные, более 10 дней – 0,3% за
каждый день сверх 10 и по 0,1% – до 10.
3. Дополнить таблицу столбцами «Дней в прокате» и вычислить значения.
4. Дополнить таблицу столбцом «К оплате» и вычислить с учетом пени.
5. Используя функцию СЧЕТЕСЛИ, определить количество просроченных
заказов.
6. Используя стандартные функции, найти минимальное и максимальное
значения дней проката.
7. Вычислить сумму к оплате по наименованиям и оформить в виде таблицы в
соответствии с образцом.
Наименование К оплате
8. Построить диаграмму по наименованиям.
Задание 5
Составить таблицу, содержащую следующие поля:
№
п/п ФИО Дата
Рождения
Месяц выплаты
пособия
Заполнить таблицу в соответствии с условиями.
• Записей в таблице — 10.
• Значения в столбце «Дата рождения» вводятся таким образом, чтобы
были дети в возрасте меньше 3 лет, до 8 лет, от 8 до 17 лет и старше 17
лет.
• Различных месяцев — 3.
• Различных фамилий — 4, фамилии повторяются в каждом месяце.
• Минимальный заработок задается произвольно в свободной ячейке вне
таблицы.
Выполнить:
1. Вставить в таблицу столбец «Возраст» и вычислить возраст ребенка.
2. Дополнить таблицу столбцами «Сумма пособия». Значения в столбце
вычислить в соответствии с условием: если возраст меньше 3 лет, то 100%
от мин. заработка, если возраст меньше 8 лет, то 80%, от 8 до 17 лет —
60%, старше 17 лет — пособия нет.
3. Вычислить общую сумму пособий.
4. Вычислить средний возраст детей.
5. Используя функцию СЧЕТЕСЛИ, определить количество детей старше 8 лет.
6. Вычислить общую сумму пособий по фамилиям. Оформить в виде таблицы.
7. Вычислить сумму выплаты пособий по месяцам и оформить в виде таблицы
в соответствии с образцом.
Месяц Сумма пособия
8. Построить диаграмму выплат по месяцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access
Изучение курса «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access» в 9 классе направлено на достижение следующих целей:•...
Практикум элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов»
Практикум элективного курса содержит задания разного уровня сложности, позволяющие создать для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию и учесть в процессе обучения темп работы кажд...

Сертификат. Microsoft Excel(2003,2007)базовый курс. Практикум.Дистанционная Академия.
Дистанционные компьютерные курсы....

Заготовки для практикума в Excel
Заготовки для выполнения практических работ в Excel по темам:абсолютные и относительные ссылки, первые задачи с -если, задачи моделирования....

ПРАКТИКУМ «ОСВОЕНИЕ СРЕДЫ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MS EXCEL»
Практикум «Освоение среды табличного процессора MS Excel» представляет собой набор практических заданий по содержанию соответствующий темам «Электронные таблицы» дл...
Практикум по Microsoft Office Excel 2013
Практикум содержит 7 практических занятий с самостоятельным пошаговым выполнением каждого задания....