Использование ЦОС с целью повышения мотивации обучающихся к освоению учебного предмета
статья по информатике и икт

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiv-doklad-2023.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЦОС с целью повышения мотивации обучающихся к освоению учебного предмета

Одной из задач школьного образования, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации. Необходим поиск путей и средств формирования мотивов учения у обучающихся, что способствует эффективности учебной деятельности.

В мае 2018 года был принят Национальный проект «Образование», в состав которого входят 9 Федеральных проектов, среди них одним из ведущих является проект «Цифровая образовательная среда». Целью данного проекта является «создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы»

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

Определены цели построения цифровой образовательной среды для разных субъектов образовательного процесса.

Цели ЦОС:

Для ученика:

— расширение возможностей построения образовательной траектории;

— доступ к самым современным образовательным ресурсам;

Для родителя:

— расширение образовательных возможностей для ребенка;

— повышение прозрачности образовательного процесса;

— облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя:

— снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;

— снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;

— повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

— формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

— формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;

— формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;

— облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для школы:

— повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;

— расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;

— снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;

— расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Одним из основных компонентов ЦОР является цифровая образовательная платформа.

Цифровая образовательная платформа — информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся, специально ориентированы на использование в образовательном процессе и строятся на основе программ обучения с учетом требований ФГОС.

Использование ресурсов цифровой образовательной платформы в обучении позволяет расширить возможности урока информатики, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока и решать поставленные задачи урока:

— на этапе актуализации знаний использовать компьютерные тесты, конструкторы интерактивных задания;

— на этапе объяснения нового материала применять электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

— на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков применять компьютерные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;

— на этапе контроля и оценки знаний, умений и навыков использовать компьютерные тесты, интерактивные задания, кроссворды, рефлексивные материалы. Велика роль цифровых ресурсов по информатике во внеурочной работе, при организации проектной деятельности, при подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам.

Необходимые блоки в структуре цифровой платформы для онлайн-бучения:

комплекс для самостоятельной работы с учебными материалами с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других устройств;

онлайн-чат или телеконференция для получения консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), предоставляющий возможность дистанционного взаимодействия;

блок для создания распределённого сообщества пользователей (аналог социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

сервис электронной рассылки для своевременной круглосуточной доставки электронных учебных материалов; методичек, стандартов и спецификаций на электронные учебные материалы и технологии;

возможность планирования и формирования учебных курсов;

блок для тестирования и контроля полученных знаний;

сервис для создания видеоуроков и онлайн-лекций, с возможностью загрузки видео и аудио файлов и управления доступом к контенту.

Можно долго говорить насколько облегчают процесс создания обучающих курсов онлайн платформы, но остановимся на основных плюсах:

обучающийся может получать информацию в удобное время независимо от места нахождения;

использование современных технологий и мультимедийных средств

учебный материал может быть наглядным, интересным и доступным для понимания и освоения;

все необходимые учебные материалы доступны проходящему обучение;

самостоятельная работа развивает самоорганизацию, дисциплину, инициативность;

возможность дистанционного обучения людей с ограниченными возможностями;

возможно формирование курсов с использованием новейших методик обучения;

получение статистики на всех этапах обучения по эффективности методики и обратной связи от обучаемых по качеству преподавания и доступности материала, что дает уникальную возможность модифицировать платформу и улучшать процесс обучения.

Не лишены подобные платформы и некоторых недостатков, о которых напоминают психологи:

недостаток общения и социальных аспектов обучения — обмена информацией и эмоциональная вовлеченности в процесс;

недостаточный уровень контроля с точки зрения дисциплины, но данный аспект важен лишь в процессе обучения детей и подростков.

Образовательные возможности «Учи. ру»

Первым среди представленных образовательных площадок для дистанционного обучения школьников стал портал «Учи.ру» – Российская интернет-платформа, одобренная Министерством просвещения РФ. Одним из преимуществ данной цифровой образовательной площадки для уроков информатики является возможность выбора среди учебных предметов раздела «Программирование».

Ещё одна возможность портала «Учи.ру» - создание заданий для упражнений по изучаемым темам. Тематика соответствует УМК по информатике Л.Л.Босовой с 5 класса по 11 класс и также включает подготовку к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Образовательные возможности «Якласс»

Следующий образовательный портал «ЯКласс» – это ресурс, разработанный на базе системы обучения и проверки знаний обучающихся, имеющей доступ к электронному журналу.

Особенность платформы в том, что она способна генерировать огромное количество задач по любой заданной теме в курсе информатики с 5-6, 7-9 и 10-11 классов, ОГЭ и ЕГЭ.

Данная платформа разрабатывалась с целью облегчить работу преподавателям и ученикам, старательно осваивающим новые материалы и темы. Учителю не нужно проверять решения вручную и сообщать о результатах каждому ученику – достаточно посмотреть статистику и поставить новую задачу.

Образовательные возможности «Российской электронной школы»

Регистрация на сайте понятна и доступна для пользователя с любым уровнем компьютерной грамотности. Задания могут задаваться в РЭШ как в изучении целого урока, так и конкретных заданий по теме. С помощью Гида «РЭШ» можно получить возможность создания личных кабинетов учеников и их родителей. Контрольные задания не подразумевают повторного прохождения. Система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями, и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Самая главная задача для учителя: организовать процесс обучения так (традиционные и современные методы), чтобы обучающиеся активно и с интересом работали на уроке. Решить эту задачу позволяет цифровой ресурс «РЭШ».

Образовательные возможности «Яндекс. Учебник»

Яндекс Учебник — это сервис с занятиями для начальной и средней школы с автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС. Включает: бессрочный бесплатный доступ; интерактивные занятия, интересные детям; можно работать с любого устройства под логином и паролем; результат виден сразу после решения задачи; домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени; родители могут просматривать статистику и результаты решений

Образовательные возможности «Цифровая школа Оренбуржья»

Сайт создается учителями всех городов и районов Оренбургской области. Доступные здесь видеоролики помогут педагогам, школьникам и их родителям дополнить и закрепить изученный материал. Учителя смогут обменяться опытом с коллегами, учащиеся - проверить полученные знания или ознакомиться с пропущенной в школе темой самостоятельно, а для родителей появится возможность «освежить» знания и найти общий язык с ребёнком, если тому потребуется помощь.

Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Организация дистанционного взаимодействия, интеграция в цифровую образовательную среду способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения мотивации обучающихся" - 2013 г.

Статья создана как выпускная работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...

Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся

Занятие все чаще проходит в напряженном ритме, перед преподавателем ставится вопрос о том, как оптимально распределить время занятия. Ведь организация процесса обучения таким образом, чтобы обучающиес...

Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе

Сохранение и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов школьников — приоритетное направление государственной полити...

Использование информационных сервисов для повышения мотивации обучающихся

Статья "Использование информационных сервисов для повышения мотивации обучающихся" в сборнике материалов II международной научной конференции "Современное состояние медиаобразования в Р...