" В мире информатики"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Сорокина Ольга Анатольевна

курс внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9-klass-v_mire_informatiki_.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Управление образования администрации Тайшетского района

МКОУ Джогинская СОШ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО:

от «28» 08.  2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Визе В. И.

от «28» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ Джогинская СОШ

_________ Елтратов М. П.

Приказ № _______

от «29» 08   2023 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

курса внеурочной деятельности

                                      «В мире информатики»

(9 класс)

на 2023-2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джогино

2023

Пояснительная записка

1.1 Актуальность. Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Программа основана на учебно-методическом комплекте по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

На сегодняшний день, одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка и сдача основных государственных экзаменов по завершению 9-го класса, а одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ОГЭ и на ЕГЭ.

Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1.2 Идея курса заключается в том, соединить воедино знания, полученные за 5 лет обучения в основной школе. Необходимо выделить существенные факторы, концентрировать внимание на них в процессе подготовки и сдачи экзаменов ОГЭ. Очевидным также является и то, что подготовку необходимо начинать заблаговременно, осуществлять её системно, индивидуально с каждым обучающимся, не исключая работу в группах, в парах и т.д.  

Экзамен в рамках ОГЭ по информатике и ИКТ является необязательным, он входит в список экзаменов по выбору. Если обучающийся выбрал данный экзамен, то стоит детально изучить структуру и его особенности.  

Для успешной подготовки к ОГЭ приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников и пособий в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более грамотно и привлекательно. Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.

Тексты тестов и задания можно составить из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, из сборников для подготовки к ОГЭ, допущенных Министерством образования и науки. Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является помощником на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.  

Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.

  Цель курса:

Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Задачи курса:

  1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
  2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
  3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
  1. Сроки реализации программы: программа внеурочной деятельности реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 34 академических часа (один час в неделю).
  2. Возраст обучающихся. Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 9 класса возраста 15-16 лет.
  3. Режим занятий: занятия по внеурочной деятельности проводятся после окончания уроков. Между началом занятия и последним уроком предусмотрен перерыв продолжительностью 45 минут. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете. На каждого обучающегося предусмотрен персональный компьютер.
  4. Формы проведения занятий.

Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.

Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.

Обучение поданной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов, например, «Решу ОГЭ».

Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:

  • демонстрационные (презентации,  обучающие программные средства);
  • словесные (лекции, семинары, консультации);
  • практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения  для выполнения своей работы).

1.7 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;  
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;   ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;  
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;  
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

 

Метапредметные         результаты.         Основными         метапредметными         результатами, формируемыми приданного курса, являются:

  • владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;  
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 

Предметные результаты включают в себя:  

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;  
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;  
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

         

1.8 Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны           знать: 

  • цели проведения ОГЭ;
  • особенности проведения ОГЭ по информатике;
  • структуру и содержание КИМов ОГЭ по информатике.          

уметь:

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  • оформлять решение практический заданий на компьютере в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам  по информатике. Формы контроля.

                 В качестве объектов контроля используются:

  • вопросно – ответные упражнения;
  • тестовые задания по темам курса (промежуточный контроль);
  • компьютерный практикум;  самоконтроль, взаимоконтроль;  итоговый контроль.

2.Учебно-тематический  план

п/п

Перечень тем

 

Всего часов

В том числе

теория

практика

1.

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

1

1

-

2.

Тематические блоки:

33

13

20

2.1

«Представление и передача информации»

4

1

3

2.2

«Обработка информации»  

2

1

1

2.3

«Проектирование и моделирование»

3

1

2

2.4

«Основные устройства ИКТ»

2

1

1

2.5

«Создание и обработка информационных объектов»

3

1

2

2.6

«Алгоритмизация и программирование»

11

4

7

2.7

«Математические инструменты, электронные таблицы»

3

1

2

2.8

«Организация информационной среды, поиск информации. Телекоммуникационные технологии»»

3

1

2

3.

Итоговый контроль  

2

1

1

 

Итого:

34

13

21

 

Календарно-тематическое планирование  «В мире информатики»  9 класс

п/п

Название темы

Дата

План

Факт

1

Введение. ТБ

 

 

2

Создание презентаций

 

 

3

Создание презентаций

 

 

4

Создание презентаций

 

 

5

Создание простых текстовых документов

 

 

6

Создание простых текстовых документов

 

 

7

Создание простых текстовых документов

 

 

8

Знакомство с контрольно-измерительными материалами ОГЭ по информатике

 

 

9

Знакомство с контрольно-измерительными материалами ОГЭ по информатике

 

 

10

Оценивание объема памяти, необходимой для хранения текстовых данных  

 

 

11

Оценивание объема памяти, необходимой для хранения текстовых данных  

 

 

12

Декодирование кодовых последовательностей  

 

 

13

Анализ информации, представленной в виде схем  

 

 

14

Анализ информации, представленной в виде схем

 

 

15

Анализ простейших моделей объектов

 

 

16

Определение истинности составного высказывания

 

 

17

Принципы поиска информации в Интернете

 

 

18

Адресация в сети

 

 

19

Запись числа в разных системах счисления

 

 

20

Запись числа в разных системах счисления

 

 

21

Поиск информации в файлах и каталогах компьютера

 

 

22

Создание сложных текстовых документов

 

 

23

Создание сложных текстовых документов

 

 

24

Создание сложных текстовых документов

 

 

25

Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя

 

 

26

Алгоритмы, записанные на языке программирования

 

 

27

Алгоритмы, записанные на языке программирования

 

 

28

Создание и выполнение программ на универсальном языке программирования

 

 

29

Создание и выполнение программ на универсальном языке программирования

 

 

30

Обработка большого массива данных с помощью электронных таблиц

 

 

31

Обработка большого массива данных с помощью электронных таблиц

 

 

32

Итоговый контроль

 

 

33

Итоговый контроль

 

 

34

Резерв

 

 

 

  1. Материально-техническое обеспечение:
  1. персональный компьютер учителя и обучающихся, проектор;
  2. интернет-ресурсы, компьютерные презентации;
  3. раздаточный материал (набор карточек, тестов, КИМы).

6. Список  использованной литературы 1. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 160 с.: ил.  

  1. Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 184 с.: ил.  
  2. Информатика. Основы логики. 7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014. – 184 с.
  3. Информатика. Системы счисления и компьютерная арифметика.7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014. – 104 с.
  4. ОГЭ. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 144 с. – (ОГЭ.ФИПИ – школе).
  5. http://kpolyakov.spb.ru/ –  Преподавание, наука и жизнь.
  6. inf.sdamgia.ru – Сдам ГИА информатика.
  7. www.fipi.ru  –   Федеральный институт педагогических измерений.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире информатики

Разработка урока - Интеллектуальная игра...

Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"

Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...

В мире информатики

Ответы, решения, разъяснения к заданиям, опубликованным в газете «В мир информатики»...

Внеклассное мероприятие по информатике для 10–11-х классов по теме «В мире информатики»

Внеклассное мероприятие «В мире информатики» относится к серии занятий по воспитанию интереса к предмету информатика учащихся старшего звена.Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-конкурс».Такая форма ...

ВИКТОРИНА по информатике и ИКТ для 8 класса «В мире информатики»

Викторина проводится в рамках мероприятий, посвящённых неделе естественно-математических наук. Каждой команде выдаётся задание, которое необходимо выполнить за определённый промежуток времени. Каждый ...