Самообразование учителя информатики
материал по информатике и икт

Харламова Татьяна Ивановна

Важный фактор эффективности урока и повышения качаства подготовки к ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Изобильненского городского округа Ставропольского края

 

 

 

 

 

Выступление на районном МО учителей информатики, по теме:  

«Самообразование учителя информатики — важный фактор эффективности урока и повышения качества подготовки к ГИА»

 

 

 

 

 

учитель информатики и ИКТ

высшей квалификационной категории

Харламова Татьяна Ивановна

МБОУ «СОШ №7» ИГОСК  

 

 

 

 г. Изобильный, 2021

Современный урок - это урок, на котором преподаватель умело, использует все возможности учащегося, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования его нравственных основ.

Критерием эффективности урока является максимально возможный результат в процессе обучения при имеющихся: материальной базе, квалификации преподавателя, уровне подготовленности учащегося.

Если проследить общую тенденцию в обычной средней школе, то можно увидеть, что система образования построена так, что большинство школьников, приходя из начального в среднее звено, постепенно перестают хотеть учиться. Что, естественно, сказывается на их успеваемости, знаниях и качестве образования. Причины этого могут быть разные, но главная, то, что школа не учитывает интересы и возможности каждого учащегося. Школа выполняет социальный заказ готовит детей к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы, но не формирует их личные качества и способности, направленные на развитие творческой личности с активной жизненной позицией. А это в конечном итоге и нужно человеку и обществу в целом. Соответственно, нужно внести изменения в традиционную систему с целью получения нового результата образования.

Научно-технический прогресс требует глубоких качественных изменений в образовании. Он обуславливает переход на новое содержание обучения, прогрессивные формы и методы проведения занятий, вызывает необходимость оснастить учебные заведения современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями и оборудованием.

Один из способов повышения эффективности уроков является проведение уроков с помощью составления презентаций. Это расширяет возможности при выборе средств для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность.

Большую роль играет также создание учебных презентаций-фильмов. Использование таких фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон.

Другим способом повышения эффективности уроков информатики является применение проектных технологий и исследовательской деятельности.

Метод исследовательской деятельности – это форма выражения творчества учащихся и педагогическая технология, которая ориентирует учащихся на самообразование и повышение уровня знаний. Метод исследовательской деятельности формирует у учащихся важные личностные качества, развивает мышление и творческие способности, умение анализировать и систематизировать полученную информацию. Склонность к исследованиям свойственна всем без исключения. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможно только на добровольной основе. Индивидуальный подход к организации самостоятельной работы учащихся осуществляется с учетом их типологических особенностей. Такой педагогический подход, дает возможность для наиболее полной реализации принципа индивидуализации учащихся.

Современное образование должно стимулировать учащихся к анализу и обработке больших объемов информации, творческому решению проблем теории и практики.

Повышение эффективности обучения – дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому учителю. Поэтому перед учителями ставят задачу повышения эффективности уроков, более широкого применения современных форм учебной работы. Задача эта очень актуальна тем, что практически весь комплекс знаний и умений по предмету «Информатика» учащиеся должны получать в процессе занятий на уроках.

Каждый преподаватель ставит перед собой следующие задачи:

1. Выявить проблемы эффективности уроков информатики;

2. Определить способы повышения эффективности уроков;

3. Применить данные методы в практике обучения.

Одним из эффективных средств изменения традиционного урока, является использование телекоммуникационных средств. Электронная почта, поисковые системы, образовательные ресурсы, форумы – современные школы имеют возможность использовать их в целях образования. Но при этом важны не сами средства как таковые, а новая технология и методика использования этих средств.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам я считаю создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учащегося.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Презентация дает мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий должно быть тщательно продумано, взвешено и хорошо отработано. Только в этом случае эффективность будет достаточно высокой и принесёт удовлетворение и учителю, и ученикам.

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы по предмету. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных X классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Итак, с чего начинать?..

Первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.

Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:

  • Информация и информационные процессы
  • Информационные технологии
  • Алгоритмы и исполнители
  • Основы логики

 По данным программам подготовить учащихся к сдаче ГИА по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме (факультативы, элективные курсы, кружки).

На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ГИА, не прибегая к использованию других учебников и пособий. Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ГИА.

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА.

Работу по подготовке к экзамену в формате ГИА можно разбить на две части.

Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА практически на каждом уроке.

Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

Планы уроков, начиная с 8-го класса, должны заканчиваться пунктом "Примеры заданий из ГИА". Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ГИА.

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ГИА. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ГИА по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ГИА, а также из сборников для подготовки к ГИА, допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест за курс 8 класса, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На основании чего мною разрабатываются программы дополнительных занятий.

Провожу индивидуальные и групповые консультации после уроков, в строго определённое время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и  слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается необходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из ГИА, чтобы закрепить тему. В ходе подготовки к ГИА ученики под моим руководством повторяют основы информатики. Тестируя учеников, указываю, на какие разделы основ теории по информатике следует обратить дополнительное внимание. Где взять материал для изучения. Рекомендую материал для самостоятельной работы, комментирую наиболее сложные и непонятные разделы. После дополнительной теоретической работы с использованием лекций перехожу к тренингам учеников. В практической работе показываю, как оптимально решить тесты по ГИА, какие ловушки возможны, какие типовые ошибки допускают ученики. Что делать, если ответ неизвестен. Учащиеся выполняют практические задания по каждой лекции.

Сроки изучения лекций и сдачи практического задания ограничены временными рамками. При успешном выполнении практического задания учащимся ставится отметка «зачтено» и они получают доступ к следующему заданию.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ГИА следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С учащимися, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консультации. В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА.

Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит возможность каждого выпускника правильно выбрать ту профессию, которая ему необходима. Поэтому правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ – одна из основных задач школы.

Экзамен в форме ЕГЭ и ОГЭ при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.);        
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);        
- психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

В соответствии с названными компонентами, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ являются:                                
- организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
- мониторинг качества образования;         
- психологическая подготовка к ЕГЭ.         

Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

 В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ мы выделяем три направления:

  1. Информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
    Содержание информационной работы с педагогами.
    1) Информирование учителей на производственных совещаниях:
    -нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;        
    -о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в городе и крае;
    2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:        
    - проведение репетиционных ЕГЭ и ОГЭ, обсуждение их результатов;        
    - творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (на методической или научной конференции в рамках школы);
    - выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся);        
    -психологические особенности 9,11-классников.        
    3) Педагогический совет "ЕГЭ и ОГЭ – методические подходы к подготовке учащихся".        
    4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ОГЭ.        
    Содержание информационной работы с учащимися.        
    1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
    - правила поведения на экзамене;        
    - правила заполнения бланков;        
    - расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).        
    2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ.        
    3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
    4) Репетиционные ЕГЭ и ОГЭ на школьном и муниципальном уровнях по различным предметам.        
    Содержание информационной работы с родителями учащихся.
    1) Родительские собрания:        
    - информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;        
    - информирование о результатах репетиционного ЕГЭ и ОГЭ;        
    - пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ОГЭ.
    2) Индивидуальное консультирование родителей.
  2. Мониторинг качества знаний.

Без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков         учащихся.ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
      Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ОГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты репетиционных ЕГЭ и ОГЭ.  Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Поэтому в течение учебного года в школе планируем и проводим ряд репетиционных экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ, которые позволяют отслеживать степень подготовленности каждого ученика к экзаменам.

Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ОГЭ.

  1. Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА.

Психологическая подготовка учащихся может заключаться в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.1111111111111111111111111111111111111111111111        
Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу. Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к ЕГЭ включает следующие направления деятельности:

 индивидуальные консультации учителей - предметников для учащихся;

 привлечение ресурсов Интернет;

 широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;

 психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.

Организация подготовки к ЕГЭ и ОГЭ на уроках и во внеурочное время.

Учитель, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ОГЭ. К ним относятся: правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность.
       ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.  Подготовка к сдаче ЕГЭ должна идти через приобретение и освоение конкретных знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена. В своей работе учитель должен следовать
принципам подготовки к ЕГЭ.а        
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.           
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.        
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить. 

Шестой принцип – контролирующий. Определение максимальной нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формируем у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Цель учителя состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать тест, оформлять задания чётко и компактно, развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески. Давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Приемы, позволяющие повысить качество подготовки обучающихся к ГИА:

1. Устные упражнения. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. В методике математики, например, различают устные и письменные приемы вычисления. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.        
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.        
     Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.        
Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:        
1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;        
2) контроль состояния знаний учащихся;        
3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
     Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

2. Применение ИКТ на уроках и внеурочных занятиях при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;        
- деятельности учителя, управляющего этими средствами;        
- повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.        
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении: - использование диагностических и контролирующих материалов;        
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;        
        Применение информационных технологий помогают:
- создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
- развить познавательный интерес к предмету;        
- первично закрепить знания учащихся;        
- проверить прочность усвоения знаний.

Эффективно использование сайтов с прототипами заданий по математике для проверки обучающихся своих заданий:

http://sdamgia.ru,  reshuege.ru,  www.fipi.ru/ и т.д.

Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ и ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.