Рабочая программа по информатике 9 класс по ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Милосердов Игорь Сергеевич

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_informatika_9_klass.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ставропольского края

Отдел образования администрации Андроповского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 11 имени Ю.В. Андропова

ПРИНЯТО        

решением методического объединения

учителей_____________________________________________________

Руководитель МО___________________/_________________________

Протокол №      от 30.08.2022года

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

_______________________________Кошевая Л.В.

30.08.2022года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Информатика»

для 9 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Милосердов Игорь Сергеевич

учитель информатики

с.Солуно-Дмитриевское,  2022г

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Изучение информатики в  9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения,  соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, на 34 часа в год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Планируемые результаты  изучения учебного предмета.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, коммуникативных, регулятивных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Регулятивные результаты обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с данностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Основными регулятивными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада;
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы;
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Коммуникативные результаты достигаются в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой. Основными коммуникативными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.
  • Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.
  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.
  • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования.
  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне.
  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;

Учащиеся научатся:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  •         оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • использовать  основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

Учащиеся получат возможность:

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.        

Содержание предмета информатика  (УМК Босова Л.Л. 9 классы).

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

  • введение в информатику;
  • алгоритмы и начала программирования;
  • информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. 

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.  Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы  – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии.  Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,  управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных,  образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

Тематическое планирование в 9 классе

Название темы/раздела

Основное содержание

Кол-во часов

Тема 1. Моделирование и формализация

Понятия натурной и информационной моделей

Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

8 часов

Тема 2. Алгоритмизация и программирование

Этапы решения задачи на компьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

8 часов

Тема 3. Обработка числовой информации

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

6 часов

Тема 4.  Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

10 часов

Итоговое повторение

Повторение основных терминов и понятий курса. Тестирование

2 часа

Всего

34 часа

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Д/з

план

факт.

Предметные

Метапредметные

Личностные

        Введение (1 ч)

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

Научатся: выполнять требования по ТБ

Получат возможность: углубить общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики

Регулятивные:
Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда

Познавательные:
 формируется способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Коммуникативные:
Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; умение работать с учебником

Формируются умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа с классом, работа у доски

стр. 3-4,

подготовить сообщение «Человек в информационном обществе»

Глава 1. Моделирование и формализация (8 ч)

2

Моделирование как метод познания

Научатся: получат представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматировании;

Различать натуральные и информационные модели;

Приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов.

Получат возможность научиться различать образные, знаковые и смешанные информационные модели;

Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные с точки зрения моделирования;

Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования

Регулятивные: 

планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия случае расхождения ожидаемого результата и его реального продукта.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Адекватная мотивация учебной деятельности.  Понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества

Тестирование.

Беседа, просмотр презентации «Моделирование как метод познания», работа с тетрадью на печатной основе (р.т.), работа у доски.

Фронтальная, индивидуальная

§1.1, задания №2-4, 7-8 к §1.1.

3

Знаковые модели

Научатся: получат представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей;

Работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.

Получат возможность научиться: определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

Исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:  планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:  

владение информационным моделированием как важным методом познания;

формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

Представление о сферах применения информационного моделирования.

Работа с презентацией «Знаковые модели».

Интерактивное задание «Изучение закона сохранения импульса», игра «Равноплечий рычаг»

Исследовательская

Индивидуальная, фронтальная

§1.2, задания №13, 7 к §1.2.

4

Графические информационные модели.

Научатся: получат представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей

Получат возможность научиться: создавать графические информационные модели в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные:

владение информационным моделированием как важным методом познания;

поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

умение выполнять построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

представление о сферах применения информационного моделирования

Просмотр презентации «Графические информационные модели».

Фронтальный опрос, работа у доски, практическая работа.

Фронтальная, парная

§1.3, задания  №1-5, 7-9, 12 к  §1.3

5

Табличные информационные модели.

Научатся: получат представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей; использовать таблицы при решении задач, строить и исследовать табличные модели.

Получат возможность научиться: определять различия между таблицами типа «объект-объект» и «объект-свойство», определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи.

Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация труда

Познавательные: получать и обрабатывать информацию

Коммуникативные: умение слушать и слышать, рассуждать, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Представление о сферах применения информационного моделирования; адекватная мотивация учебной деятельности

Презентация «Табличные информационные модели».

Фронтальный опрос, работа у доски и в тетрадях, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§1.4, задания№1-5 к §1.4

6

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

Научатся: получат представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных

Получат возможность научиться: видеть различие между иерархическими, сетевыми и реляционными БД.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

преобразовывать практическую задачу в учебную.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Презентация «База данных как модель предметной области».

Проверочная работа, работа у доски и в тетрадях, практическая работа.

Индивидуальная, фронтальная, парная

§1.5, задания №1-10 к §1.5

7

Система управления базами данных.

Научатся: получат представление о функциях СУБД, основных объектах СУБД;

приобретут простейшие умения создания однотабличной БД

Получат возможность научиться: редактировать структуру таблицы

Презентация «Система управления базами данных».

Работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях, практическая работа.

Индивидуальная, фронтальная, парная

§1.6 (п. 1-3), вопросы и задания  №1-5 к §1.6.

8

Работа с базой данных. Запросы на выборку данных.

Научатся: создавать и использовать однотабличные БД

Получат возможность научиться:  реализовывать запросы на выборку в БД

Проверочная работа

Практическая работа

Индивидуальная, парная

§1.6; тестовые задания для самоконтроля к главе 1.

9

Проверочная работа по теме «Моделирование и формализация

Научатся: грамотно оперировать основными понятиями темы «Моделирование и формализация»

Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов;

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Актуализация знаний по изученной теме. Тестирование.

Фронтальная, индивидуальная

Повторить основные понятия главы 1.

Глава 2. Алгоритмизация и программирование (8ч)

10

Решение задач на компьютере.

Научатся: получат представление об основных этапах решения задачи на компьютере

Получат возможность научиться: выбирать подходящий способ для решения задачи

Регулятивные: формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и т.д.);

умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности

Презентация «Решение задач на компьютере». Работа с учебником, выполнение заданий у доски и в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.

§2.1, вопросы и задания №1-13 к §2.1

11

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

Научатся: получат представление о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»;

умение описывать, заполнять и выводить массив.

Получат возможность научиться: сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Презентация «Одномерные массивы целых чисел».

Фронтальный опрос, работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная, парная

§2.2 (п. 1-3), вопросы и задания №1-5 к §2.2

12

Вычисление суммы элементов массива.

Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива

Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов; суммирование элементов с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами)

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная

§2.2 (п. 4), задание №6 к §2.2

13

Последовательный поиск в массиве.

Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива

Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.)

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная

§2.2 (п. 5), задания №7-9 к §2.2

14

Сортировка массива.

Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива

Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (упорядочение элементов массива по заданным правилам)

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная

§2.2 (п. 6), задания №10-11 к §2.2

15

Конструирование алгоритмов.

Научатся: получат представление о методах конструирования алгоритма;

Представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями).

Получат возможность научиться: осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд.

Просмотр и разбор презентации «Конструирование алгоритмов».

Фронтальный опрос, работа у доски и выполнение заданий в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная

§2.3, вопросы и задания №1-11 к §2.3.

16

Запись вспомогательных алгоритмов на языке программирования.

Научатся: получат представление о способах записи вспомогательных алгоритмов в языке программирования;

Различать виды подпрограмм (процедура и функция).

Получат возможность научиться: разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие вспомогательные алгоритмы.

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная, парная

§2.4, вопросы и задания №1-10 к §2.4;

тестовые задания для самоконтроля к главе 2.

17

Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмизация и программирование»

Научатся: получат представление о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи

Получат возможность научиться: записывать алгоритмы управления формальным исполнителем с помощью понятных ему команд;

Записывать алгоритмы управления на языке программирования).

Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов;

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Актуализация знаний по изученной теме. Выполнение заданий контрольной работы.

Фронтальная, индивидуальная

-

Глава 3. Обработка числовой информации (6 ч)

18

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

Научатся: получат представление о назначении и интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.

Получат возможность научиться: подготавливать электронную таблицу к расчетам, создавать структуру таблицы и заполнять ее данными.

Регулятивные:  

- формирование информационной и алгоритмической культуры;

-формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);

- умение формулировать проблему и находить способы ее решения;

 - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата; - умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и графиках;

- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения.

Познавательные:  умение отображать учебный материал, выделять существенное, формирование обобщенных знаний;

Умение структурировать знания;

Рефлексия способов и условий действия, контроль о оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

умение адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

Освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная, парная

§3.1, вопросы и задания№1-16 к §3.1

19

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Научатся: получат представление об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;

Создавать относительные и абсолютные ссылки для решения задач.

Получат возможность научиться: выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Фронтальный опрос, работа у доски, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§3.2 (п. 1), вопросы и задания  №1-12 к §3.2.

20

Встроенные функции. Логические функции.

Научатся: приобретут навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчётов по вводимым пользователем и встроенным формулам.

Получат возможность научиться: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.

Презентация «Организация вычислений в электронных таблицах».

Фронтальный опрос, работа у доски, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§3.2 (п. 2,3), вопросы и задания №12-17 к §3.2

21

Сортировка и поиск данных.

Научатся:  приобретут навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчётов по вводимым пользователем и встроенным формулам, выполнения операций сортировки и поиска данных в электронных таблицах.

Получат возможность научиться:  проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.

Презентация «Средства анализа и визуализации данных».

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§3.3 (п.1), вопросы и задания №1-5 к §3.3

22

Построение диаграмм и графиков.

Научатся: приобретут навыки

- построения диаграмм и графиков в электронных таблицах;

- ввода данных в готовую таблицу, изменения данных, перехода к графическому представлению.

Получат возможность научиться:  проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§3.3 (п. 2), вопросы и задания №6-12 к §3.3

23

Проверочная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Научатся:  навыки использования электронных таблиц.

Получат возможность научиться:  проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.

Актуализация знаний по изученной теме.

Тестирование.

Фронтальная, индивидуальная

Повторить основные понятия главы 3

Глава 4. Коммуникационные технологии (10 ч)

24

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Научатся: основам организации и функционирования компьютерных сетей.

Получат возможность научиться: расширить представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией

Регулятивные: 

- определять способы действий, умение планировать свою деятельность;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные: 

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

- применение методов информационного поиска. В том числе с помощью компьютерных средств;

- умение структурировать знания;

общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи;

- умение использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека.

Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Просмотр и разбор презентации «Локальные и глобальные компьютерные сети».

Фронтальный опрос, работа с учебником

Фронтальная

§4.1, задания №1-13 к §4.1

25

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

Научатся: получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет

Получат возможность научиться: оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет».

Фронтальный опрос, работа с учебником

Фронтальная

§4.2 (п. 1, 2), вопросы и задания №1-8 к §4.2

26

Доменная система имен. Протоколы передачи данных.

Научатся:  получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных

Получат возможность научиться: организовывать поиск информации в среде коллективного использования ресурсов

Фронтальный опрос, работа с учебником.

Фронтальная

§4.2 (п. 3, 4), задания №9-12 к §4.2

27

Всемирная паутина. Файловые архивы.

Научатся:  получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет;

общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете;

- составлять запросы для поиска информации в Интернете.

Получат возможность научиться: организовывать поиск информации в среде коллективного использования ресурсов

Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернета».

Фронтальный опрос, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§4.3 (п. 1, 2), задания №1-9 к §4.3

28

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

Научатся: получат общие представления о схеме работы электронной почты

Получат возможность научиться: использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности.

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§4.3 (п. 3), задания №10-20 к §4.3

        29

Технология создания сайта.

Научатся: получат общие представления о технологии создания сайтов

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Презентация «Создание web-сайта».

Фронтальный опрос, работа с учебником

Фронтальная, индивидуальная

§4.4 (п. 1), вопросы №1-2 к §4.4

30

Содержание и структура сайта.

Научатся: получат представление о содержании и стуктуре сайта;

Создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§4.4 (п. 2), вопросы №3-4 к §4.4

31

Оформление сайта.

Научатся: оформлять сайт в соответствии с определенными требованиями

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§4.4 (п. 3), вопросы №5-7 к §4.4

32

Размещение сайта в Интернете.

Научатся: размещать сайт в сети Интернет.

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

§4.4 (п. 4), вопросы №8, 9 к §4.4

33

Контрольная работа №2 по теме «Коммуникационные технологии»

Научатся: получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет.

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Регулятивные:

– преобразовывать практическую задачу
в образовательную;

 – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные:

 --самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Актуализация знаний по изученной теме. Тестирование

Фронтальная, индивидуальная

-

Итоговое повторение (2 ч)

34

Основные понятия курса

Научатся: использовать возможности компьютера для осуществления образовательной деятельности

Получат возможность научиться:  систематизировать представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 9 классе

Регулятивные: принятие учебной цели,  планирование, организация, контроль учебного труда.

Познавательные: навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи,  контроль, коррекция, оценка действий партнера

 Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека.

Актуализация знаний, полученных за курс 9 класса.

Фронтальная

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

Рабочая программа для 5 класса по ФГОС

Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....

Рабочая программа для 5 класса по ФГОС

Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по информатике 7-9 ФГОС Семакин И. Г

рабочая программа по информатике 7-9 ФГОС Семакин И. Г...