Технологическая карта урока по информатике "Информация. Информационные процессы", 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Баинова Анна Александровна

Технологическая карта урока по информатике "Информация. Информационные процессы", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya._informatsionnye_protsessy.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по информатики

Разделе 2 «Теоретические основы информатики», первый урок в разделе

Тема урока

Информация. Информационные процессы

Цель

Формирование представления обучающихся об информации и информационных процессах, способах хранения и передачи информации.

Задачи

  • познакомить учащихся с понятием информационного процесса;
  • рассмотреть примеры сбора информации как информационного процесса;
  • рассмотреть разные типы и способы обработки информации.
  • рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе;
  • рассмотреть схему передачи информации.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

Представление о сферах применения способов хранения и передачи информации в различных сферах деятельности человека. Осознание ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи информации человеком.

Метапредметные:

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей хранения и передачи информации; понимание информационных процессов как одном из основных понятий современной науки и их роли в современном мире.

Предметные:

Оперировать с понятиями, связанными с хранением и передачей информации. Понимать сущность понятий информация, информационный процесс.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Формы организа-ционной работы

Групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная, дифференцированная

Виды оценивания

Комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся

Ход урока

Этап учебного занятия

Цель этапа

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланир. результатов

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организацион-ный момент

Приветствие, проверка подго-товленности учащихся к учебному заня-тию, фиксация отсутствующих

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к восприятию нового материала

Регулятивные: волевая само- регуляция.

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности

Создание условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность

В виде рисунков закодирована текстовая информация, связанная с темой нашего сегодняшнего урока (Приложение 1)

Составьте схему фишбоун (Приложение 2). Что у вас получилось?

Как вы думаете, что обозначают эти слова?

Да это действия, которые можно производить над информацией. Иначе эти действия называются информационные процессы.

А как в наше время сохраняется информация?

Какова же цель нашего   урока?

Как мы достигнем цель? Какие задачи нужно выполнить?

Составляют фишбо-ун в группах по три человека.

Отвечают на вопросы учителя:

Книги, энцикло-педии, компьютеры.

Познакомиться с информационными процессами, разли-чать действия, выполняемые  с информацией.  Узнать как хранили инфор-мацию раньше и как хранят ее в современном мире.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: планиро-вание учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познаватель-ные умение ориентироваться в своей системе знаний.

3. Актуализация знаний

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

Задает вопросы обучающимся.

Если у них при ответе возникают трудности, то учитель просит помочь ответить на них другого обучающегося

Является информационным процессом или не является:

-Разговор по телефону;

-Запись в блокнот;

Катание на карусели;

-Написание письма другу;

-Просмотр фильма;

-Выполнение  Д/з по истории

Да все правильно – молодцы.

Отвечают на вопросы учителя:

Является

Является

Не является

Является

Является

Является

Познаватель-ные умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникатив-ные: умение слушать и понимать речь других, оформ-лять мысли в устной форме

4. Первичное усвоение новых знаний

Организовать построение изучения нового знания

Объясняет обучающимся новый материал. Учитель демонстрирует презентацию сопровождая ее пояснениями и вопросами (Приложение 3)

Итак, мы выяснили цели урока, давайте назовем тему нашего урока. Запишем ее в тетрадь. Вы уже знаете, что окружающий нас мир — это мир информации.  Глядя в окно, слушая учителя, смотря телевизор, читая книгу — вы получаете информацию.

Как еще можно получить информацию?

Полученную информацию очень часто нужно сохранить, но полагаться только на человеческую память не стоит. Существуют и другие способы хранения информации: диски, записные книжки. Какие еще способы хранения существуют?

Человеческая цивилизация развивалась, потому что люди обмениваются между собой информацией, они разгова-ривают, пишут друг другу письма, звонят по телефону. Такой процесс обмена информацией называется — передача. Приведите свои примеры передачи информации.

Очень часто имея одну информацию нужно получить другую информацию. Перед нами встает проблема обработки информации. Решаем ли мы задачу, думаем над тем куда пойти вечером, переводим текст с английского языка на русский – мы обрабатываем инфор-мацию. Давайте приведем примеры обработки информации. А с помощью чего мы можем обработать информацию? Итак, нам стало известно, что информацию можно обрабатывать, и мы определили с помощью чего это можно сделать – мозг, компьютер, технические устройства.

Информация. Информационные процессы. Записывают тему урока

Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме.

Познаватель-ные – приобретение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания (Физкультминут-ка)

Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

(работа в группах, фронтально)

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Для закрепления знаний информационных процессов предлагает детям разбиться на три группы и выбрать капитана, раздает каждой группе сигнальные флажки.

Первая группа — передача информации,

вторая — обработка информации,

третья — хранение информации.

Учитель называет различные ситуации,

относящиеся к одному из трех информационных процессов.

За каждый правильный ответ начисляет один бал и отмечает на доске.

-Номер телефона в записной книжке;

-Ученик слушает учителя;

-Мальчик пишет письмо другу;

-Студент переводит текст с английского языка;

-Больной вызывает скорую помощь по телефону

-Мама читает книгу;

-Оценка записана в классном журнале;

-Собака нюхает след;

-Штурман самолет прокладывает на карте маршрут;

-Две бабушки разговаривают возле подъезда;

-Инженер рассчитывает мощность машины;

-Шофер видит красный сигнал светофора;

-Файл находится на диске компьютера;

-В музее находится глиняная табличка с иероглифами;

-Моряк расшифровывает сообщение, полученное азбукой морзе.

Делятся на группы и выбирают капитана. Каждая группа отвечает  за какой – то информационный процесс.

Определяют информационный процесс и поднимают сигнальный флажок если процесс совпадает с их группой.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные –поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции.

Первичное применение новых знаний

Организовать повторение учебного

содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Демонстрирует презентацию (Приложение 3)

Диктант с последующей взаимопроверкой. Сильные ученики получают задания повышенной сложности.

Обучающиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

Коммуникативные умение принимать реше-ние, брать ответственность на себя.

Регулятивные - коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные ре-зультаты своих действий, а также воз-можные ошибки;

Итог  урока.

Оценивание

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Демонстрирует презентацию. Задает вопросы. (Приложение 3)

Давайте подведем итог урока.

Ребята, опираясь на свои записи, скажите, что нового мы сегодня узнали?

 Как человек хранит информацию?

Какими свойствами обладает память человека?

Чем отличается память человека от памяти человечества?

Как люди хранят информацию различных видов?

Обучающиеся отвечают  на вопросы.

1) Познаватель-ные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

волевая саморегуляция;

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Рефлексия.

Организовать рефлексию обучающихся  по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности,

Демонстрирует презентацию с заданием. (Приложение 4)

Оформляем лестницу успеха.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте смайлик на верхнюю ступеньку.

Если вы считаете, что не-достаточно усвоили материал, то на среднюю ступеньку.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте на нижнюю ступеньку.

Оформляют свои результаты.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Инструктирует обучающихся о выполнении домашнего задания.

Ваше домашнее задание:

Творческое: Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать – как будет считываться с него информация.

Записывают в дневник.

Регулятивные -

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Заключительная часть результативность урока)

Урок проведен в соответствии со всеми этапами урока. Добилась осмысления учебного материала по теме урока всеми учащимися, используя для этого специальные приемы: фишбоун, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций, приемы постановки наводящих вопросов, приемы активизации всех учеников в беседе и др.  Оценила реальные продвижения каждого ученика. Цель урока достигнута. Стиль и тон отношений, заданный на уроке, создал на уроке атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологический комфорт.

Литература (Приложение 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Технологическая карта урока с применением информационно - коммуникационных технологий

Технологическая карта урока с применением информационно - коммуникационных технологий, математика, 6 класс...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...