Открытый урок по информатике на тему "Твой цифровой след: как защитить личные данные в интернете"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Анисимова София Олеговна

Открытый урок информатики для 10 класса посвящен теме "Твой цифровой след: как защитить личные данные в интернете". В ходе занятия учащиеся сформируют понятие цифрового следа, познакомятся с видами личных данных в сети и потенциальными угрозами. Урок направлен на формирование навыков безопасного поведения в цифровом пространстве, развитие критического мышления и ответственного отношения к личной информации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по информатике

Класс: 10

Тема урока: «Твой цифровой след: как защитить личные данные в интернете»

Продолжительность: 2 урока по 40 минут

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Сформировать понятие «цифровой след» (активный и пассивный).
  • Познакомить учащихся с основными видами личных данных, оставляемых в интернете.
  • Обозначить основные угрозы, связанные с распространением личных данных (фишинг, социальная инженерия, утечки данных).
  • Рассмотреть базовые принципы и методы защиты личных данных в сети.

2. Развивающие:

  • Развивать умение критически и аналитически мыслить при поиске и оценивании информации из сети.
  • Формировать навыки безопасного поведения в цифровом пространстве.
  • Развивать умение работать в группе, обсуждать и аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать ответственное отношение к личной информации.
  • Повысить осознанность важности кибербезопасности в повседневной жизни.
  • Сформировать стремление к самообразованию в области информационной безопасности.

Тип урока: Комбинированный урок с элементами практикума и дискуссии.

Оборудование:

  • Компьютер учителя, проектор, интерактивная доска (или обычная доска).
  • Компьютеры/ноутбуки с доступом в интернет для каждого учащегося или группы учащихся.
  • Презентация по теме урока.
  • Раздаточный материал (карточки с кейсами для групповой работы, памятки).
  • Маркеры, стикеры.

План урока:

1. Организационный момент (4 мин)

  • Приветствие учащихся и гостей.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Создание позитивного настроя.

2. Мотивация и актуализация знаний (6 мин)

  • Учитель: «Ребята, поднимите руки, кто из вас проводит в интернете более часа в день? А кто использует социальные сети? Почти все, верно. А задумывались ли вы когда-нибудь, что вы оставляете после себя, когда выходите в сеть? Какие «следы» вы оставляете?»
  • Краткий опрос: «Как вы думаете, какая информация о вас может быть доступна в интернете?» (Ответы учащихся: фото, имя, фамилия, школа, место жительства, интересы и т.д.).
  • Учитель: «Именно об этих «следах» и о том, как их контролировать и защищать, мы сегодня поговорим. Тема нашего урока: «Твой цифровой след: как защитить личные данные в интернете».»

3. Изучение нового материала (25 мин)

Понятие «цифрового следа» (5 мин)

  • Учитель: «Что такое цифровой след? Это вся информация, которую мы оставляем о себе в интернете, прямо или косвенно.»
  • Активный цифровой след: что мы публикуем сами (посты, фото, комментарии, данные регистрации).
  • Пассивный цифровой след: что собирается о нас без нашего прямого участия (IP-адрес, история поиска, геолокация, cookie-файлы).
  • Вопрос к классу: «Почему важно знать о своем цифровом следе? К чему может привести его бесконтрольное распространение?» (Ответы: проблемы с поступлением, работой, репутация, мошенничество).

Какие данные мы оставляем и почему они ценны? (5 мин)

  • Виды личных данных: ФИО, дата рождения, адрес, телефон, электронная почта, паспортные данные, банковские реквизиты, фото, видео, интересы, история поиска, сообщения.
  • Ценность данных: Для мошенников (кража личности, финансовые махинации), для компаний (таргетированная реклама), для работодателей (проверка кандидата).

Основные угрозы и методы защиты (15 мин)

  • Учитель: «Теперь давайте поговорим о том, как злоумышленники могут использовать наш цифровой след и как от этого защититься.»
  • Фишинг: «Что это? Как распознать фишинговое письмо/сайт?» (Примеры: поддельные ссылки, грамматические ошибки, просьбы срочно ввести данные). Правило: «Think before you click! (Подумайте, прежде чем нажать!)»
  • Надежные пароли: «Как создать надежный пароль? (Длина, регистр, цифры, спецсимволы). Почему нельзя использовать один и тот же пароль везде? Что такое двухфакторная аутентификация?»
  • Практика (быстрая): Прелагаем учащимся продумать пароль за 10-15 секунд, который они бы считали надежным. Затем спрашиваем, кто использовал в пароле более 12 символов, цифры, спецсимволы, разные регистры.
  • Социальная инженерия: «Что это? (Манипуляция людьми для получения информации). Примеры: звонки «из банка», просьбы о помощи от «друзей» в соцсетях. Правило: «Доверяй, но проверяй!»
  • Публичные Wi-Fi сети: «Почему опасно пользоваться? (Перехват данных). Что делать? (Использовать VPN, не вводить личные данные).»
  • Настройки конфиденциальности в соцсетях: «Покажите, как можно настроить приватность в любой из соцсетей (краткий обзор на слайде: кто видит посты, фото, список друзей).»
  • Рекомендации:
  • Регулярно проверять настройки приватности.
  • Не публиковать лишнюю информацию.
  • Осторожно относиться к запросам друзей от незнакомцев.
  • Использовать антивирусное ПО.
  • Обновлять программы и операционную систему.

4. Практическая работа / Закрепление (34 мин)

  • Групповая работа «Кибер-детективы» (20 мин):
  • Разделить класс на 3-4 группы.
  • Выдать каждой группе карточку с кейсом (короткая ситуация, связанная с утечкой данных или киберугрозой). Примеры кейсов:
  • Маша получила сообщение от «банка» с просьбой срочно перейти по ссылке и ввести данные карты, так как ее счет заблокирован.
  • Коля скачал бесплатную игру с незнакомого сайта, и вскоре его друзья начали получать странные сообщения с его страницы в соцсети.
  • Катя часто выкладывает фото в соцсеть, на которых видно, где она живет и учится, а также планирует отпуск и указывает даты.
  • Задание для групп:
  • Проанализировать ситуацию: какая угроза возникла?
  • Какие ошибки были допущены?
  • Какие действия необходимо предпринять для устранения угрозы?
  • Как можно было предотвратить эту ситуацию?
  • Каждая группа обсуждает свой кейс и записывает ключевые выводы.

4. 1 Презентация результатов (14 мин)

  • Представитель от каждой группы коротко озвучивает свой кейс и предложенные решения.
  • Учитель: Комментирует, дополняет, корректирует.

5. Подведение итогов. Рефлексия (6 мин)

  • Учитель: «Мы сегодня проделали большую работу. Какие главные выводы вы сделали для себя?»
  • Краткий опрос: «Запомните ли вы, что такое цифровой след? Сможете ли вы теперь отличить фишинговое сообщение? Какие 3 правила безопасности вы запомнили лучше всего?»
  • Учитель: «Помните, что ваша безопасность в интернете – это ваша ответственность. Будьте бдительны и относитесь к своей информации так же бережно, как к своим личным вещам.»

6. Домашнее задание (3 мин)

  • Обязательное: проведите аудит своих аккаунтов в социальных сетях (или одного выбранного аккаунта) на предмет приватности. Проверьте настройки конфиденциальности и измените их при необходимости, чтобы ограничить доступ посторонних к вашим данным.
  • По желанию: составьте «Памятку безопасного поведения в интернете» для младших школьников (5-7 правил).

7. Оценивание (2 мин)

  • Оценка активности учащихся в ходе урока, участия в групповой работе, ответов на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по информатике на тему "Глобальная сеть Интернет"

Тема:  Всемирная глобальная сеть Интернет Цели:Образовательная – познакомит учащихся с понятием «Интернет», IP-адресом;Развивающая – развитие у школьников навыков самостоятельной работы в Ин...

конспект открытого урока по информатике ИКТ для уч-ся 11 класса на тему "Создание многотабличной базы данных"

Тема:  «Создание многотабличной базы данных»Цели урока:Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню.Основные пон...

конспект открытого урока по информатике 10 класс на тему: "Структуры данных:деревья,сети, графы ,таблицы"

Тема: Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.Цели урока:Образовательные:ввести классификацию структур информационных моделей;сформировать понятия «граф», «деревья», &l...

Открытый урок по информатике 7 класс "Осуществление поиска в готовой базе данных"

Основные понятия: базы данных, функции, логические операции, операции ветвления в Excel.Учащиеся научатся:Решать задачи в Excel с использованием алгоритмических структур ветвленияРешать задачи поиска ...

Открытый урок по информатике ИКТ "Компьютерные сети. Интернет".

Данный урок проводился с учащимися 7 класса....

КОНСПЕКТ открытого урока по истории на тему «По следам древности» (урок - повторение)

начнём наш урок с разминки. Я буду называть факты, термины, имена, географические названия, а вы должны соотнести их со страной Древнего мира:...