Система работы с одарёнными детьми на уроках информатики.
статья по информатике и икт

В данном материале я делюсь опытом работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам и конкурсам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odarennymi_detmi_na_urokah_informatiki.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Система работа с одарёнными детьми

на уроках информатики.

        Информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей.

     Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.

     Виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; спортивная.

       Лучший  способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда  при объяснении нового материала, рассказав суть, и не  вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи.  Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы  умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.

     Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок  раскроет в себе новые способности.

     Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

      Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

 Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:

  1. Постановка проблемной ситуации
  2. Сбор и обработка материала
  3. Презентация проекта
  4. Обсуждение

Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей.

Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.

Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д.

     Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы.

            Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление.

        Другой вариант работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

В этом случае учителю в работе необходимо:

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.
  • Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка.
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени.

     Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным конкурсам и конференциям. 

Логические задачи – неотъемлемая часть информатики. Именно они помогают выявить детей с развитым логическим мышлением. Одаренный ребенок сразу же выстроит логическую цепочку и выдаст ответ, остальные же получат ответ только после того, как несколько раз перечитают исходные данные.

Так как одаренный ребенок многому учится самостоятельно, то мастер-классы на уроках - это еще один прием работы с одаренными детьми. Школьная программа по информатике затрагивает изучение не всех возможностей компьютера, а вот одаренные дети эти возможности изучают и на мастер-классе показывают то, чему научились самостоятельно, тем самым вызывая интерес одноклассников и к предмету и чему-то неизведанному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...

Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории в условиях внедрения ФГОС

Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории в условиях внедрения ФГОС...