Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
статья по математике (5, 6, 7 класс) на тему

Чвирова Людмила Витальевна

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016

Выступление на окружной конференции педагогов "Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: практика достижения нового качества образования". Секция № 27 учителей математики. 29.08.2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на 1 Областном съезде учителей математики Самарской области

Чвирова Л.В.

«Математическая перестрелка»  в рамках городской системы работы с одарёнными детьми

Самарский медико-технический лицей совместно с Департаментом образования администрации городского округа Самара проводит городскую Математическую перестрелку для учащихся 5–7 классов школ г. Самара. Это лично-командное соревнование, цель которого — стимулировать интерес школьников к занятиям математикой, завязать и укрепить контакты между школьниками и учителями различных школ.  Проходит «Перестрелка» в первое воскресенье апреля уже в течение 9 лет. /в 2017 году будет юбилей: 10 лет как проходит эта игра/

В Математической перестрелке принимают участие команды из 96 школ г. Самары (а последние 3 года в перестрелке участвуют и школы г. Отрадного), т.е. состязание становится региональным. В блиц-олимпиаде участие принимают более 400 человек.

  Таким образом, «Математическая перестрелка» является уже традиционным мероприятием, причем, уже не только городского уровня, но и областного. Эта игровая олимпиада занимает немаловажное место в ряду возможностей для одаренных детей проявить себя. Она, прежде всего, выполняет функцию поиска талантов среди учеников средних, 5-7-х, классов, только приступающих к математике как к серьезной науке со всеми ее вариациями и разнообразием подходов к решению задач. «Перестрелка» - одно из звеньев в системе работы с одаренными детьми, и в совокупности с другими мероприятиями городского масштаба, организованными на базе лицеев, гимназий и лучших, продвинутых школ, демонстрирует, что таковая система поддержки существует, и не первый год. Она развивается, включая в себя новые наработки лучших учебных заведений города.

Идея проведения игры принадлежит Савину Александру Николаевичу, учителю математики лицея, руководителю кружка по подготовке к олимпиадам. Именно он с начала организации и по сей день является двигателем и идейным вдохновителем этого дела.

Организацией и проведением мероприятия занимаются учителя МО математики и информатики.  Членами жюри являются, как учителя математики лицея и учащиеся 10-11 классов, выпускники лицея, приглашаются представители ЦРО и преподаватели ВУЗов.

Математическая перестрелка состоит из двух частей: личной блиц-олимпиады и командной игры. Итоги подводятся в тот же день.

Правила блиц-олимпиады:  задачи решаются на черновике и ответы вписываются в бланк ответов. Правильный ответ даёт 3 очка, неправильный — отнимает 1 очко, отсутствие ответа — 0 очков.   В каждой параллели блиц-олимпиада проводится по своим задачам. Отбором и составлением задач занимается Савин А. Н. Надо отметить, что среди предложенных задач, примерно 1\4 составляют задачи авторские. Во время проведения блиц-олимпиады,  для учителей, сопровождающих команды,  организованы лекции по правилам игры и разбору решений олимпиадных задач. Награждение производится так же отдельно по параллелям.

Для проведения командной перестрелки используются интерактивные доски или экраны, мультимедиа проекторы и специальная компьютерная программа для подсчёта очков и отображения хода игры. В каждой аудитории соревнуются 4 (3) команды. Аудитории для команд назначаются по результатам жеребьёвки во время регистрации.

Руководителям команд разрешается присутствовать на перестрелке в качестве зрителей.

Все команды на начальном этапе игры имеют одинаковое количество «жизней» и меткость 50% . В ходе игры, при правильном решении задач, меткость увеличивается каждый ход на 10%, а количество «жизней» при успешном выстреле соперника уменьшается.

 Итоги перестрелки подводятся по двум номинациям: победителями в аудитории  признается команда, у которой осталось наибольшее количество жизней и победителями среди всех команд-участниц, решившая наибольшее количество задач.  Причем, возможно, что в аудитории победит не сильнейшая команда (не та, что решила больше задач). Элемент случайности заложен в программе, дает шанс победить «слабой» команде и учащиеся стремятся вновь попасть на игру,  что способствует популяризации математики. Главный приз получает  та команда, которая решила наибольшее количество задач.  

Во время подготовки к награждению ребята имеют возможность обсудить решения задач между собой и с учителями или посмотреть фильм. Примерно треть участников уходит с грамотами и призами.  Все команды получают сертификат об участии.

Завершая разговор о таком мероприятии, как «Математическая перестрелка», хочется отметить, какой эффект она производит на учеников, на команды, участвующие в игре. Ребята заинтересованы: они хотят добиться большего, начинают сознательно готовиться к игре следующего года, решать задачи, искать возможности научиться. Именно акции такого рода необходимы в сегодняшней ситуации изменения в образовании, перехода на стандарты второго поколения. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе этой игры, приносит свои плоды. В «Перестрелке» и блиц-олимпиаде востребованы как личные возможности, так и умение работать в команде, как умение построить стратегию своих действий, так и реальное знание математики и логики. Для одаренных детей это блестящая возможность проявить себя в работе разного уровня сложности, а также в организации команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)

Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных  форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....

Система работы с одарёнными детьми

Презентация представлена на творческом семинаре"Работа с одарёнными детьми"...

Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...