Что можно сделать с информацией, 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
Разработка урока для 10 класса по теме Что можно сделать с информацией.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 198.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема что можно делать с информацией.
Цель урока: изучить и записать в тетрадь основные способы работы с информацией; выполнить практическую работу
С информацией можно выполнять различные действия, которые относятся к информационным процессам. Основные из них включают передачу, обработку и хранение информации.
Материальна ли информация?
Информация нематериальна и существует тогда когда связана с каким л носителем.
Основные понятия
- Материальный носитель — объект или среда, содержащие информацию.
- Изменение свойств носителя информации называется информационным процессом.
К Информационным процессам относятся:
1. Передача информации
- Участники: источник и приёмник.
- Канал связи: среда передачи (звуковые волны, электрические сигналы).
- Помехи: внешние факторы, влияющие на передачу.
Примеры:
- Разговор по телефону (источник — говорящий, приёмник — слушающий, канал — радиоканал).
- Отправка электронного письма (источник — отправитель, приёмник — получатель, канал — интернет).
Сигнал – это изменение свойств носителя, используемое для передачи информации.
Последовательность сигналов называется сообщением.
2. Обработка информации – изменение информации: ее формы или содержания.
- Основные виды:
- Создание новой информации.
- Кодирование (включая шифрование).
- Поиск информации.
- Структурирование.
- Сортировка. По алф порядку, нумерованный список, возрастание и убывание.
Пример:
- При решении математической задачи происходит обработка информации: данные преобразуются в ответ через вычисления.
3. Хранение информации
- Носители:
- Биологические (человеческая память).
- Традиционные (бумага, камень).
- Современные (магнитные, оптические, электронные).
Интересный факт:
Современные жёсткие диски могут хранить до 22 ТБ данных, что эквивалентно примерно 5,5 млн книг.
Практическое применение
- Социальные сети: используют все три процесса — передают данные между пользователями, обрабатывают запросы и хранят посты/фото.
- Умные часы: собирают информацию о здоровье (пульс, сон), обрабатывают её и отображают результаты.
Таким образом, понимание информационных процессов помогает эффективно работать с данными в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Практическая работа «Работа с информацией»
Цель работы: научиться применять основные операции с информацией на практике.
Задание 1. Обработка информации
Задача: преобразовать текстовую информацию в структурированную форму.
У вас есть список температур за неделю (в градусах Цельсия):
- Понедельник: 22°C
- Вторник: 25°C
- Среда: 18°C
- Четверг: 21°C
- Пятница: 24°C
- Суббота: 19°C
- Воскресенье: 23°C
Выполните следующие действия:
- Найдите среднюю температуру за неделю.
- Расположите дни в порядке возрастания температуры.
- Представьте данные в виде таблицы.
- Постройте график изменения температуры.
Задание 2. Кодирование информации
Задача: закодировать и декодировать сообщение.
- Используя азбуку Морзе, закодируйте фразу: «ИНФОРМАЦИЯ — ЭТО СИЛА»
- Декодируйте следующее сообщение:
• – • • – • – – • • – • • – – • • • – • – • •
Задание 3. Структурирование данных
У вас есть список учеников с оценками по предметам:
- Анна: математика — 5, русский — 4, информатика — 5
- Борис: математика — 4, русский — 5, информатика — 4
- Виктор: математика — 3, русский — 4, информатика — 4
Создайте:
- Таблицу успеваемости
- Диаграмму среднего балла по классу
Вот как это можно сделать:
- Определите данные: соберите информацию о среднем балле каждого ученика в классе.
- Создайте столбчатую диаграмму:
- Введите данные о средних баллах в таблицу.
- В диаграмме по вертикальной оси отложите значения средних баллов, а по горизонтальной — фамилии или имена учеников.
- Каждый столбец будет представлять средний балл одного ученика. - Оформите диаграмму: добавьте заголовок, подписи осей.
Столбчатая диаграмма позволит наглядно сравнить средние баллы каждого ученика и выявить тенденции или различия в успеваемости.
- Список учеников по среднему баллу (от высшего к низшему)
Задание 4. Передача информации
Представьте, что вы должны передать важное сообщение через посредника. Сообщение: “Встречаемся в 15:00 у школы”.
Определите:
- Какой канал связи выбрать
- Как защитить информацию от искажений
- Как убедиться, что сообщение доставлено правильно
Критерии оценки:
- Правильность математических вычислений — 2 балла
- Качество структурирования данных — 2 балла
- Корректность кодирования — 2 балла
- Эффективность способов передачи — 2 балла
- Оформление результатов — 2 балла
Максимальное количество баллов: 10
Время выполнения: 40 минут
ЗАДАНИЕ 5. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА!
Оборудование: компьютер с текстовым редактором, доступ к интернету.
Задание 1. Обработка информации
- Создайте текстовый документ и запишите в него следующую информацию:
- Список ваших любимых фильмов (не менее 5)
- Оценки этих фильмов по 10-балльной шкале
- Год выхода каждого фильма
- Выполните следующие операции:
- Отсортируйте список по году выхода (от старых к новым)
- Отсортируйте по оценкам (от лучших к худшим)
- Структурируйте информацию в виде таблицы
- Кодируйте оценки, заменив цифры на звёздочки (10 = ★★★★★, 9 = ★★★★★, и т.д.)
Задание 2. Хранение информации
- Сохраните созданный документ в следующих форматах:
- .txt
- .docx
- Сравните размеры полученных файлов и запишите результаты.
Задание 3. Передача информации
- Передайте созданный документ тремя способами:
- По электронной почте
- Через облачное хранилище
- Через мессенджер
- Для каждого способа укажите:
- Время передачи
- Удобство использования
- Возможные помехи при передаче
Задание 4. Анализ информации
- Проанализируйте полученную информацию:
- Найдите средний рейтинг фильмов
- Определите самый старый и самый новый фильм
- Выпишите фильмы с рейтингом выше 8 баллов
Требования к оформлению
- Работа должна быть оформлена в виде отчёта.
- Все действия необходимо подробно описать.
- Результаты представить в виде таблицы.
Критерии оценки
- Выполнение всех заданий — 5 баллов
- Грамотность оформления — 2 балла
- Полнота анализа — 3 балла
Время выполнения: 45 минут
Д/З
Оптические хранители информации — это устройства или носители, которые используют свет для записи и считывания данных. Вот некоторые из них:
- Компакт-диски (CD) — изначально использовались для хранения аудио, но позже стали применяться для хранения данных. Бывают CD-ROM (только для чтения), CD-R (запись один раз) и CD-RW (перезаписываемые).
- DVD (Digital Versatile Disc) — имеют больший объём хранения по сравнению с CD. Аналогично CD, существуют DVD-ROM, DVD-R и DVD-RW.
- Blu-ray диски (BD) — разработаны для хранения видео высокой чёткости. Также могут использоваться для хранения данных. Бывают BD-ROM, BD-R и BD-RE (перезаписываемые).
- Голографические носители — используют лазерные лучи для записи информации в трёх измерениях. Пример — голографические диски, которые могут хранить больше данных, чем традиционные оптические носители.
- Мини-диски (MD) — компактный оптический носитель информации.
Составить таблицу по следующим критериям:
Плюсы/минусы/ актуальные бренды, используемые потребителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что можно сделать из снега...
Данная презентация раскрывает возможности учащихся в создании снежных фигур....
Что можно сделать из осенних листьев :)
Такие чудесные аппликации можно сделать из осенних листьев, ну а сначала надо сходить на экскурсию, полюбоваться осенней природой и собрать эти самые листья :) Вдохновляйтесь :)http://www.ellf.ru/crea...
"Вторая жизнь вещей или что можно сделать из клубка и лоскутка"
Со временем наши вещи стареют: изменяется форма, появляютс протёртые места, проходит мода, вещи становятся малы. В каждом доме, наверняка, найдутся ненужные вязаные вещи: шапки, варежки, свитера и про...

"Что можно сделать для улучшения речи ребёнка?
Данный материал предназначен для ознакомления родителям и начинающим воспитателям детских садов. В последнее время значительно выросло количество детей с различными проблемами звукопроизношения. Многи...

Ученик пришел без сменной обуви или не в форме. Что можно сделать?
В некоторых школах дежурные учителя или директор, встречающие утром детей в школе, заворачивают тех, кто явился без сменной обуви или не в форме. Имеют ли они на это право? Что говорит закон? Для...

Круг сообщества, разрешение конфликтов на тему «Что можно сделать, чтобы наш класс стал дружным?»
Методическая разработка плана-конспекта мероприятия "круг сообщества" на тему: «Что можно сделать, чтобы наш класс стал дружным?». Учащимся необходимо учиться разрешать...

Что можно сделать с информацией, 10 класс
Разработка урока для 10 класса по теме Что можно сделать с информацией....

