Что можно сделать с информацией, 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Глазкина Анастасия Михайловна

Разработка урока для 10 класса по теме Что можно сделать с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_chto_mozhno_delat_s_informatsiey.docx198.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема что можно делать с информацией.

Цель урока: изучить и записать в тетрадь основные способы работы с информацией; выполнить практическую работу

С информацией можно выполнять различные действия, которые относятся к информационным процессам. Основные из них включают передачу, обработку и хранение информации.

Материальна ли информация?

Информация нематериальна и существует тогда когда связана с каким л носителем.

Основные понятия

  • Материальный носитель — объект или среда, содержащие информацию.
  • Изменение свойств носителя информации называется информационным процессом.

К Информационным процессам относятся:

1. Передача информации

  • Участники: источник и приёмник.
  • Канал связи: среда передачи (звуковые волны, электрические сигналы).
  • Помехи: внешние факторы, влияющие на передачу.

Примеры:

  • Разговор по телефону (источник — говорящий, приёмник — слушающий, канал — радиоканал).
  • Отправка электронного письма (источник — отправитель, приёмник — получатель, канал — интернет).

Сигнал – это изменение свойств носителя, используемое для передачи информации.

Последовательность сигналов называется сообщением.

2. Обработка информации – изменение информации: ее формы или содержания.

  • Основные виды:
  • Создание новой информации.
  • Кодирование (включая шифрование).
  • Поиск информации.
  • Структурирование.
  • Сортировка. По алф порядку, нумерованный список, возрастание и убывание.

Пример:

  • При решении математической задачи происходит обработка информации: данные преобразуются в ответ через вычисления.

3. Хранение информации

  • Носители:
  • Биологические (человеческая память).
  • Традиционные (бумага, камень).
  • Современные (магнитные, оптические, электронные).

Интересный факт:
Современные жёсткие диски могут хранить до 22 ТБ данных, что эквивалентно примерно 5,5 млн книг.

Практическое применение

  • Социальные сети: используют все три процесса — передают данные между пользователями, обрабатывают запросы и хранят посты/фото.
  • Умные часы: собирают информацию о здоровье (пульс, сон), обрабатывают её и отображают результаты.

Таким образом, понимание информационных процессов помогает эффективно работать с данными в повседневной жизни и профессиональной деятельности.


Практическая работа «Работа с информацией»

Цель работы: научиться применять основные операции с информацией на практике.

Задание 1. Обработка информации

Задача: преобразовать текстовую информацию в структурированную форму.

У вас есть список температур за неделю (в градусах Цельсия):

  • Понедельник: 22°C
  • Вторник: 25°C
  • Среда: 18°C
  • Четверг: 21°C
  • Пятница: 24°C
  • Суббота: 19°C
  • Воскресенье: 23°C

Выполните следующие действия:

  1. Найдите среднюю температуру за неделю.
  2. Расположите дни в порядке возрастания температуры.
  3. Представьте данные в виде таблицы.
  4. Постройте график изменения температуры.

Задание 2. Кодирование информации

Задача: закодировать и декодировать сообщение.

  1. Используя азбуку Морзе, закодируйте фразу: «ИНФОРМАЦИЯ — ЭТО СИЛА»
  2. Декодируйте следующее сообщение:
    • – • • – • – – • • – • • – – • • • – • – • •

Задание 3. Структурирование данных

У вас есть список учеников с оценками по предметам:

  • Анна: математика — 5, русский — 4, информатика — 5
  • Борис: математика — 4, русский — 5, информатика — 4
  • Виктор: математика — 3, русский — 4, информатика — 4

Создайте:

  1. Таблицу успеваемости
  2. Диаграмму среднего балла по классу

Вот как это можно сделать:

  1. Определите данные: соберите информацию о среднем балле каждого ученика в классе.
  2. Создайте столбчатую диаграмму:
       - Введите данные о средних баллах в таблицу.
       - В диаграмме по вертикальной оси отложите значения средних баллов, а по горизонтальной — фамилии или имена учеников.
       - Каждый столбец будет представлять средний балл одного ученика.
  3. Оформите диаграмму: добавьте заголовок, подписи осей.

Столбчатая диаграмма позволит наглядно сравнить средние баллы каждого ученика и выявить тенденции или различия в успеваемости.

  1. Список учеников по среднему баллу (от высшего к низшему)

Задание 4. Передача информации

Представьте, что вы должны передать важное сообщение через посредника. Сообщение: “Встречаемся в 15:00 у школы”.

Определите:

  1. Какой канал связи выбрать
  2. Как защитить информацию от искажений
  3. Как убедиться, что сообщение доставлено правильно

Критерии оценки:

  • Правильность математических вычислений — 2 балла
  • Качество структурирования данных — 2 балла
  • Корректность кодирования — 2 балла
  • Эффективность способов передачи — 2 балла
  • Оформление результатов — 2 балла

Максимальное количество баллов: 10

Время выполнения: 40 минут

ЗАДАНИЕ 5. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА!

Оборудование: компьютер с текстовым редактором, доступ к интернету.

Задание 1. Обработка информации

  1. Создайте текстовый документ и запишите в него следующую информацию:
  • Список ваших любимых фильмов (не менее 5)
  • Оценки этих фильмов по 10-балльной шкале
  • Год выхода каждого фильма
  1. Выполните следующие операции:
  • Отсортируйте список по году выхода (от старых к новым)
  • Отсортируйте по оценкам (от лучших к худшим)
  • Структурируйте информацию в виде таблицы
  • Кодируйте оценки, заменив цифры на звёздочки (10 = ★★★★★, 9 = ★★★★★, и т.д.)

Задание 2. Хранение информации

  1. Сохраните созданный документ в следующих форматах:
  • .txt
  • .docx
  • .pdf
  1. Сравните размеры полученных файлов и запишите результаты.

Задание 3. Передача информации

  1. Передайте созданный документ тремя способами:
  • По электронной почте
  • Через облачное хранилище
  • Через мессенджер
  1. Для каждого способа укажите:
  • Время передачи
  • Удобство использования
  • Возможные помехи при передаче

Задание 4. Анализ информации

  1. Проанализируйте полученную информацию:
  • Найдите средний рейтинг фильмов
  • Определите самый старый и самый новый фильм
  • Выпишите фильмы с рейтингом выше 8 баллов

Требования к оформлению

  1. Работа должна быть оформлена в виде отчёта.
  2. Все действия необходимо подробно описать.
  3. Результаты представить в виде таблицы.

Критерии оценки

  • Выполнение всех заданий — 5 баллов
  • Грамотность оформления — 2 балла
  • Полнота анализа — 3 балла

Время выполнения: 45 минут


Д/З

Оптические хранители информации — это устройства или носители, которые используют свет для записи и считывания данных. Вот некоторые из них:

  1. Компакт-диски (CD) — изначально использовались для хранения аудио, но позже стали применяться для хранения данных. Бывают CD-ROM (только для чтения), CD-R (запись один раз) и CD-RW (перезаписываемые).
  2. DVD (Digital Versatile Disc) — имеют больший объём хранения по сравнению с CD. Аналогично CD, существуют DVD-ROM, DVD-R и DVD-RW.
  3. Blu-ray диски (BD) — разработаны для хранения видео высокой чёткости. Также могут использоваться для хранения данных. Бывают BD-ROM, BD-R и BD-RE (перезаписываемые).
  4. Голографические носители — используют лазерные лучи для записи информации в трёх измерениях. Пример — голографические диски, которые могут хранить больше данных, чем традиционные оптические носители.
  5. Мини-диски (MD) — компактный оптический носитель информации.

Составить таблицу по следующим критериям:

Плюсы/минусы/ актуальные бренды, используемые потребителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что можно сделать из снега...

Данная презентация раскрывает возможности учащихся в создании снежных фигур....

Что можно сделать из осенних листьев :)

Такие чудесные аппликации можно сделать из осенних листьев, ну а сначала надо сходить на экскурсию, полюбоваться осенней природой и собрать эти самые листья :) Вдохновляйтесь :)http://www.ellf.ru/crea...

"Вторая жизнь вещей или что можно сделать из клубка и лоскутка"

Со временем наши вещи стареют: изменяется форма, появляютс протёртые места, проходит мода, вещи становятся малы. В каждом доме, наверняка, найдутся ненужные вязаные вещи: шапки, варежки, свитера и про...

"Что можно сделать для улучшения речи ребёнка?

Данный материал предназначен для ознакомления родителям и начинающим воспитателям детских садов. В последнее время значительно выросло количество детей с различными проблемами звукопроизношения. Многи...

Ученик пришел без сменной обуви или не в форме. Что можно сделать?

В некоторых школах дежурные учителя или директор, встречающие утром детей в школе, заворачивают тех, кто явился без сменной обуви или не в форме. Имеют ли они на это право? Что говорит закон? Для...

Круг сообщества, разрешение конфликтов на тему «Что можно сделать, чтобы наш класс стал дружным?»

Методическая разработка плана-конспекта мероприятия "круг сообщества" на тему: «Что можно сделать, чтобы наш класс стал дружным?». Учащимся необходимо учиться разрешать...

Что можно сделать с информацией, 10 класс

Разработка урока для 10 класса по теме Что можно сделать с информацией....