Методическая разработка урока "Устройство компьютера"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Маху Оксана Сергеевна

Урок по информатике 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx265.57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Информатика

Класс: 7

Тип урока: комбинированный урок по теме «Устройство компьютера»

Технологии: Технология проблемного обучения, технология развивающего обучения,ИКТ

Технологическая карта

Тема

Устройство компьютера.

Цель

Познакомить учеников с основными компонентами компьютера, их назначением и принципами работы

Задачи

Изучение функционального назначения периферийного оборудования, развитие познавательного интереса и умения работать с информацией.

Формируемые УУД

Личностные: формирование навыков самоорганизации, развитие самооценки

Регулятивные: - умение ставить учебную задачу, настраивать себя на продуктивную работу,

-  Оценивать результат своей работы  по заданным критериям - Совместно с педагогом обосновывать достижимости цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних и внешних ресурсов.

Познавательные: - развитие познавательной активности, Определять необходимые составляющие элементы компьютера и их функциональное назначение.

Коммуникативные: - умение слушать и понимать других, использовать новую информацию для решения задач

Основные понятия

Системный блок, устройства ввода, устройства вывода

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Интернет-ресурсы

Учебник информатики 7 класс

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции, УУД

Задание для обучающихся

Оценивание,

формы

контроля

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учеников.

Проверяет явку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Коммуникативные УУД: -слушать собеседника и понимать речь других

Регулятивные УУД: самостоятельная организация своего рабочего места.

Настрой н продуктивную работу

Приготовить учебные принадлежности

Самооценка готовности к уроку

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Повторения ранее изученного материала.

Подготовить распечатку кроссвордов, в котором зашифрованы слова по новой теме.

Получают кроссворд и в течении 5 минут разгадывают и выделяют кодовое слово.

Познавательные умения:

-структурировать знания;

-осуществлять анализ жизненного опыта:

Задание состоит в  решении кроссворда по новой теме, в закрашенных клетках кроссворда вы найдете знакомый термин. (Раздаточный материал Приложение 1.).

Разгадка кодового слова Компьютер.

Оценка, самооценка

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

-создает условия для формулировки темы и определение цели урока;

Формулирует проблему, цели и темы, выясняет какого знания не хватает.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Познавательные умения:

-осуществлять актуализацию своего жизненного опыта;

Коммуникативные умения:

-слушать и понимать речь других,

-строить понятные высказывания и умения отвечать на вопросы.

Фронтальный опрос

1)Вопросы, подводящие к теме занятия.

2)Что такое информация?

3)Какие информационные процессы вы знаете?

4)Какие устройства помогают человеку хранить, обрабатывать и передавать информацию?

5) Где используются компьютеры в жизни людей?

Есть ли у Вас дома компьютер!

Разбирали ли Вы когда-нибудь компьютер или ноутбук?

Ломался ли Ваш компьютер?

-фронтальный опрос

-

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с устройством компьютера

Показ презентации на тему «Устройства компьютера».

Учитель останавливается на основных моментах и просит сделать записи по новой теме.

Также на столе есть макет системного блока , детали которого учитель наглядно демонстрирует совмещая с показом презентации.

Ученики фиксируют записи по новой теме  в тетрадь.

Ученики отвечают на вопросы о деталях компьютера.

Познавательные умения:

-устанавливать закономерности;

Выдвигать гипотезы;

-формулировать проблему

Коммуникативные умения:

-слушать и понимать речь других,

-строить понятные высказывания и умения отвечать на вопросы.

Записать название и обозначение терминов

  • Основные устройства компьютера:
  • Внутренние устройства,
  • внешние устройства,
  • устройства ввода и вывода.

 

самооценка

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания , заполнив таблицу

Обеспечить индивидуальную работу на компьютерах, задание в программе Word.

(Приложение 2)

Работа на компьютере с таблицей в программе WORD , перенос определений терминов в ячейки таблицы.

Познавательные умения:

-систематизировать, знания

Коммуникативные умения:

-отстаивать свою точку зрения

-выдвигать предположения

На компьютере заполнить таблицу на тему «Устройство компьютера».

самооценка

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить полученные знания в виде теста на тему «Устройства компьютера»

Выдача теста с последующей самопроверкой .

(Приложение 3)

Заполнение теста и после выполнения проверка ответов.

Познавательные умения:

-систематизировать, обобщать изученное

-устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные умения:

-отстаивать свою точку зрения

-выдвигать предположения

Заполнить тест, выбрать правильный ответ, проверить себя по шкале оценки теста.

взаимоконтроль

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Дается задание написать синквейн на тему Компьютер. Учитель объясняет прием критического мышления  «Синквейн»

Ученики сочиняют синквейн на слово «Компьютер»

 Познавательные умения:

-критически мыслить

-выделять главные мысли

Коммуникативные умения:

-осознанно строить речевое высказывание.

Сочинить синквейн на тему «Компьютер», используют правила:

Первая строка: Одно существительное — тема.

Вторая строка: Два прилагательных — описание темы.

Третья строка: Три глагола — действия, связанные с темой.

Четвертая строка: Фраза из четырех слов — выражение отношения или эмоции к теме.

Пятая строка: Одно существительное — синоним, ассоциация или вывод по теме.

Самооценка,

коррекция

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Прием рефлексии «Светофор» на доске.Учитель объясняет значение сигналов светофора. Красный – совсем непонятно; жёлтый – надо повторить ещё раз;зелёный – всё легко и просто.

Каждый ученик берет и приклеивает магнит на выбранный сигнал светофора.

Познавательные умения:

-систематизировать, обобщать изученное;

-умение делать выводы.

Коммуникативные умения:

-строить монологическое высказывание;

-слушать учителя и собеседников

Выбрать цвет ,соответствующий своему настроению и наклеить на него магнит .

Рефлексия деятельности

IX. Д/з.

Сообщает домашнее задание,

-побуждает к поиску новых знаний

Записывают домашнее задание

Познавательные умения:

-систематизировать, изученное, соединить части в одно целое

Ответить на вопросы в конце параграфа 2.1.2. Устройства компьютера. Вопросы №5-11.

самооценка

Приложение 1

 Фото системного блока

Приложение 2.

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Физическое или виртуальное устройство для долговременного хранения данных.
  2. Специалист, который создает, разрабатывает и поддерживает компьютерные программы.
  3. Устройство ввода для управления курсором на экране компьютера.
  4. Периферийное устройство компьютера, предназначенное для печати информации (текста или графики).
  5. Способность и процесс сохранения, накопления и воспроизведения информации.
  6. Секретная информация для шифрования, уникальный идентификатор записи или код для активации программы.
  7. Единица измерения информации, которая содержит в себе 8 бит.
  8. Оргтехническое устройство, преобразующее находящееся на бумаге изображение в цифровую форму.
  9. Глобальная система объединенных компьютерных сетей

Приложение 3.

Определение устройств компьютера

Блок питания

Звуковая карта

Сетевая карта 

Монитор

Оперативная память

Материнская плата

Центральный процессор  

Корпус

Видеокарта

Накопитель на жёстких дисках

Клавиатура

Мышь

  1. Большая печатная плата, которая соединяет все внутренние компоненты и обеспечивает их взаимодействие через шины данных.
  2. Основной вычислительный элемент, выполняющий команды программ. Часто оснащён системой охлаждения (радиатором и вентилятором).
  3. Быстрая временная память для хранения данных, с которыми процессор работает в данный момент.
  4. Устройство для долговременного хранения операционной системы, программ и файлов.
  5. Преобразует данные из памяти в видеосигнал, который отображается на мониторе.
  6. Преобразует электроэнергию из сети для питания всех компонентов компьютера.
  7. Обеспечивает подключение компьютера к локальной сети или интернету.
  8. Обрабатывает звуковые сигналы для вывода на колонки или наушники. 
  9. Отображает изображение, создаваемое компьютером.
  10. Устройство для ввода текста и команд.
  11. Устройство для управления курсором на экране.
  12. Защитный ящик для всех компонентов системного блока. 

Приложение 4

Тест «Устройство компьютера».


Вопрос 1. Компьютер это -

  1. устройство для хранения информации любого вида.
  2. многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;
  3. электронное вычислительное устройство для обработки чисел;

Вопрос 2. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:

  1. тактовый частоты процессора;
  2. объема обрабатываемой информации.
  3. быстроты нажатия на клавиши;
  4. размера экрана монитора;

Вопрос 3. Система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации называется:

  1. программное обеспечение;
  2. компьютерное обеспечение;
  3. аппаратное обеспечение.
  4. системное обеспечение;

Вопрос 4. Устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации -

  1. процессор;                 
  2. клавиатура.
  3. сканер;                        
  4. монитор;

Вопрос 5. Какое устройство не находятся в системном блоке?

  1. видеокарта                
  2. процессор;
  3. сканер;                        
  4. жёсткий диск;
  5. сетевая карта;

Вопрос 6. Дисковод - это устройство для

  1. чтения/записи данных с внешнего носителя;
  2. хранения команд исполняемой программы.
  3. долговременного хранения информации;
  4. обработки команд исполняемой программы;

Вопрос 7. Какое устройство не является периферийным?

  1. жесткий диск;                
  2. принтер;
  3. сканер.                        
  4. модем;
  5. web-камера;

Вопрос 8. Принтер с чернильной печатающей головкой, которая под давлением выбрасывает чернила из ряда мельчайших отверстий на бумагу, называется

  1. сублимационный;        
  2. матричный.
  3. струйный;                
  4. жёсткий;
  5. лазерный;

Вопрос 9. Программа - это последовательность…

  1. команд для компьютера;                
  2. электрических импульсов;
  3. нулей и единиц;                        
  4. текстовых знаков;

Вопрос 10. При выключении компьютера вся информация теряется …

  1. на гибком диске;                
  2. на жестком диске;
  3. на CD-ROM диске;                
  4. в оперативной памяти;

Вопрос 11. Для долговременного хранения пользовательской информации служит:

  1. внешняя память ;                
  2. процессор;
  3. дисковод;                        
  4. оперативная память;

Вопрос 12. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить:

  1. в оперативной памяти;        
  2. во внешней памяти;
  3. в регистрах процессора;                
  4. на дисководе;

 

100% - 95% (11-12баллов) - отметка «5»

94% - 75% (8-10 баллов) - отметка «4»

74% - 51% (6-7 баллов) - отметка «3»

менее 50% (менее 6 баллов)- отметка «2» с последующей пересдачей, но при этом окончательный отметка будет на балл ниже.

 

Ключ к тесту по теме:

«Устройство компьютера»

 

№ вопроса

Вариант ответа

№ вопроса

Вариант ответа

Вопрос 1

с

Вопрос 7

a

Вопрос 2

b

Вопрос 8

c

Вопрос 3

c

Вопрос 9

a

Вопрос 4

d

Вопрос 10

d

Вопрос 5

c

Вопрос 11

a

Вопрос 6

a

Вопрос 12

b


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему: "Профилактика заражения компьютера"

Данная практическая работа разработана в соответствии с программой и календарно-тематическим планированием дисциплины "Информатика и ИКТ"...

Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека"

Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека" для учащихся 7 классов...

Методическая разработка двух занятий кружка «Мой друг компьютер» изучение графического редактора Photoshop по темам: «Работа со слоями» «Открытка ко дню рождения»

Технология личностно – ориентированного обучения на занятиях кружка «Мой друг компьютер». План 2-х занятий при изучение графического редактора Photoshop по темам:  «Работа...

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа....

Методическая разработка раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

Данная разработка содержит весь необходимый материал для прохождения аттестационных процедур....

Методическая разработка мастер класса «Компьютеры Apple в учебном пространстве»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

Методическая разработка урока по информатике: "Устройство компьютера"

Методическая разработка урока по информатике: "Устройство компьютера"...