Романтизм в английской и немецкой поэзии
методическая разработка по английскому языку (10 класс) по теме

 Урок посвящен английской и немецкой поэзии 18 века. Учащиеся знакомятся с поэтическими  произведениями стран изучаемого языка. Это способствует созданию положительной мотивации к изучению иностранного языка, развитию эстетического вкуса, духовному обогащению учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:   РОМАНТИЗМ  В АНГЛИЙСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ПОЭЗИИ

ЦЕЛЬ: познакомить с творчеством поэтов английских и немецких поэтов 18 в.

ЗАДАЧИ : - развивать творческие способности учащихся;

- развивать навыки говорения и аудирования

- повышать интерес к культурному наследию Великобритании;

- расширять кругозор по теме;

- прививать понимание эстетической ценности поэзии, классической музыки и литературы

ОБОРУДОВАНИЕ:  портреты  поэтов, иллюстрации

ХОД УРОКА

I.  Орг. момент. Сообщение темы

Teacher:  Today our lesson is dedicated to the German and English poets of the 18 century.  I hope that all of you will take an active part in it.

Pupil 1 - …Романтик. Когда произносишь это слово, то сразу представляешь себе человека возвышенного, мечтательного, влюбленного, целеустремленного, готового на неожиданные и красивые поступки.

Таким, наверное, видели поэтов-романтиков их современники, такими они предстают перед нами, когда мы читаем или слушаем их стихи: взволнованные, с горящим взором, одухотворенные…

Огромной заслугой романтизма перед всех литературой 19 века было открытие романтиками тайных глубинных и противоречивых сторон внутреннего мира человека, вера в духовное начало в человека, силу его духа и, конечно, его стремление к чему-то необычному, порой экзотичному.

Pupil 2 -  Германия конца 18 в.. Именно там поэты, желающие выразить свое неприятие существующего мира, мечтающие о полном обновлении мира и человека, объединились. И, как следствие, появилась школа «йенских романтиков», где

«Когда судьбу свою искать

На вольный выйдешь свет,

Рассвет увидишь и закат

И вдруг отыщешь след.

Есть в жизни радость и печаль,

Заботы и труды.

Чтоб не было чего-то жаль –

Доверься счастью ты.

Везде, где неба синева,

Росток любви взойдет;

И каждый, в ком  мечта жива,

Не зря свой путь пройдет».

Ученик 3 – Одним из представителей «йенской школы» романтиков является Новалис, настоящее имя Фридрих фон Гарденберг. Противоречия в его поэзии кричащие. В его сочинениях нередко можно встретить мистику, культ смерти, но одна из основополагающих идей Новалиса – любовь и  искусство, суть бессмертные субстанции. Именно о вечности любви говорит поэт в стихотворении «Гимн»

(ученик читает стихотворение)

Ученик 4 – в это время впервые появляется теория романтизма, которая оказала огромное влияние на появление становление всех течений европейского романтизма.

(звучит романс «Горные вершины»)

Одним из виднейших немецких романтиков считают Людвига Тика.  Творчество Тика – яркая страничка немецкого романтизма. Тик чуть ли не с гимназической скамьи становится профессиональным литератором. В его поэзии можно услышать благородный освободительный пафос, некую подозрительность, скептический юмор.

(ученик читает стихотворение «Уверенность»)

«Вставай! Ведь солнце в путь зовет,

В просторный, вольный мир войди.

Сквозь горы и луга – вперед!

И не грусти в пути!

На месте не стоит ручей –

Бежит в полях легко;

И ветер мчится все резвей

Куда-то далеко.

Луна не дремлет никогда,

На солнце посмотри –

Оно в движении всегда

С зари и до зари.

Лишь ты один в твоих стенах,

Хотя и манит даль.

Вставай! И с посохом в руках

Избудь свою печаль!

Учитель:  А теперь, мы с вами оказались в Англии 18 века.

(звучит романс на стихи Томаса Мура «Вечерний Звон»)

Teacher: I know that some of you are interested in poetry. What are your favourite poets?

(учащиеся называют любимых поэтов)

Teacher: Do you know any English poets?

Pupils: Walter Scott, Byron, Shelly etc.

Teacher: You named very famous poets. They are known all over in the world. But today we’ll speak not only about them. Let’s compare the period of Romanticism in England with such period in Germany.

(рассказ уч-ся о периоде романтизма в английской поэзии)

Pupil 1 : The literature of England is one of the highest achievements of a great nation. At the end of the 18 century a new literature arose in England. It was called Romanticism, and it opposed most of the ideas held earlier in the century. The authors began to take an interest in old legends, Folk ballads, antiquities, ruins and rustic character. The pictures of nature became more realistic. They describe rural scenes, graveyards, majestic mountains, and roaring waterfalls. They also like to write poems and stories of supernatural things such as ghost, fairies, mad folk and haunted castles. Romanticists were emotional and imaginative. They believed in humanity and the possibility of achieving a better world.

Pupil 2 : William Wordsworth was the author of “Lyrical Ballads”, which sounded the new note in poetry. You can find beauty in his unreal world. From nature Wordsworth learned that life may be a continuous development toward goodness. He believed if man heeds the lesson of nature he will grow in character and moral worth.

Pupil 3 :         “The cock is crowing,

                The stream is flowing,

                The cattle are grazing,

                Their heads never raising,

                The ploughboy is whooping – anon-anon

                Small clouds are sailing,

                Blue sky prevailing,

The rain over and gone”

Pupil 4 : “Пять лет прошло; зима, сменяя лето,

                 Пять раз явилась! И опять я слышу

                 Негромкий рокот вод, бегущих с гор,

                 Опять я вижу хмурые утесы”

Pupil 5 : Taylor Coleridge was his close friend for many years. He was the author of wonderful melodic verse.

Teacher: Have you heard  about William Blake?  He was both a poet and an artist. He not only wrote books, but  he also illustrated them. His ideas were unusual. He was interested in children and animals – the most innocent of God’s creatures. As he wrote in “Songs of Innocence”

When the voices of children

Are heard on the green,

And laughing is heard

On the hill

My heart is at rest within my breast

And everything else is still

And who can read any poems by Blake?

(ученики читают стихи Блейка)

Ученик: О, Байрон! Песней сладостной печали

Ты к нежности склоняешь все вокруг,

Как будто с арфы, потрясенной вдруг

Сочувствием, рыданья в прах упали,

И чтоб они не смолкли, не пропали,

Ты осторожно поднял каждый звук,

Дал волшебство словам душевных мук,

Явил нам скорбь в сияющем хорале

Так темной туче отсвет золотой

Дарит луна, идя тропой дозорной,

Так жемчугом блестит убор простой,

Так жилками мерцает мрамор черный.

Пой лебедь гордый песнь разлуки, пой,

Дай нам упиться грустью благотворной.

Так писал о своем соотечественнике другой поэт английского романтизма Джон Китс.

И это действительно так. Потому что одной из самых ярких фигур английского романтизма безусловно стал Джордж Гордон Ноэль Байрон. Байрон является величайшим лириком мировой поэзии. В своих стихах он воспевал верность в любви и дружбе, прославлял подвиги патриотов, способность героя к самоотречению и к самопожертвованию, гуманизм. Лирические произведения Байрона близки к фольклору, об этом говорит безыскусность и простота их стиля, задушевность, напевность.

Adieu, adieu! My native shore

Fades o’re the water blue,

The night-wind sigh, the breakers roar,

And shrieks the wild sea-mew.

Yon sun that sets upon the sea

We follow in his flight.

Farewell awhile to him and thee,

My native Land – Good Night!

A few short hours and He will rise

To give the Morrow birth,

And I shall hail the main and skies,

But not my Mother Earth.

Deserted is my own good Hall

Its hearth is desolate,

Wild weeds are gathering on the wall,

My Dog howls at the gate.

 

Прощай, прощай! Мой брег родной

В лазури вод поник.

Вздыхает бриз, ревет прибой

И чайки вьется крик.

Скрывают солнце волн хребты,

У нас одни пути.

Прощай же солнце с ним и ты

Родной мой край, прости!

Недолог срок – и вновь оно

Взойдет, а я привет

Лишь морю с небом шлю: давно

Земли родимой нет.

Пуст отчий дом, остыл очаг,

И вихрь золу разнес:

На гребне стен пророс сорняк,

У входа воет пес.

Pupil 1: But I’d like to tell some words about Percy Bysshe Shelley. He was the black sheep of a well-to-do conservative family. His father was very angry with his son who had married a common girl and left his son without any money. Shelley was a fighter for freedom. He devoted some of his poems to the struggle against tyranny. But most of his poems are lyrical, philosophical and satirical. He wrote a lot of sonnets, song, and poetic dramas.

It was a bright and cheerful afternoon,

Towards the end of the sunny month of June,

When the north wind congregates in crowds

The floating mountains of the silver clouds

From the horizon – and the stainless sky

Opens beyond them like eternity.

All things rejoiced beneath the sun; the weeds,

The river, and the corn-fields, and the reeds;

The willow leaves that glanced in the light breeze,

And the firm foliage of the larger trees.

It was a winter such as when birds die

In the deep forests; and the fishes lie

Stiffened in the translucent ice, which makes

Even the mud and slime of the warm lakes

A wrinkled clod as hard as brick; and when

Among their children, comfortable men

Gather about great fires, and yet feel cold:

Alas then for the homeless beggar old!

Был ослепительный июньский день.

Тревожить воду ветру было лень.

На горизонте громоздились кучи

Плавучих гор – серебряные тучи.

И небосклон сиял над головой

Бездонною, как вечность, синевой.

Все радовалось: лес, река и нивы.

Поблескивали в роще листья ивы.

И шелестела в тишине едва

Дубов столетних плотная листва…

Была зима – такая, что с ветвей

Комочком белым падал воробей.

Закованные в ледяные глыбы,

В речных глубинах задыхались рыбы.

И до сих пор не замерзавший ил

В озерах теплых, сморщившись, застыл.

В такую ночь в печах пылало пламя,

Хозяин с домочадцами, с друзьями

Сидел и слушал, как трещит мороз…

Но горе было тем, кто гол и бос!

Pupil 2

Любимым образом, к созданию которого обращались многие поэты-романтики было загадочное, полное тайн, подвластное лишь природным силам, бурное и спокойно, лазурное и черное, но манящее море, которое символизировало свободу. О море писали многие поэты. Китс посвятил морю сонет, где по-своему изобразил «свободную стихию»

 (ученик читает сонет «К морю»)

It keeps eternal whispering around

Desolated shores, and with its mighty swell

Gluts twice ten thousand Caverns, till the spell

Of Hecate leaves them their old shadowy sound.

Often ‘tis in gentle temper found,

That scarcely will the very smallest shell

Be mov’d for days from where it sometime fell,

When last the winds of Heaven were unbound….

(Звучит музыка)

Pupil: И немецкие и английские романтики оказали огромное влияние на всю европейскую, в том числе и русскую литературу. Романтизм составил целую эпоху в истории мировой литературы. Романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, они обратились к таким важным вопросам, как любовь, жизнь , судьба, смерть, показали богатейшую гамму человеческих переживаний, заглянув в душу человека. И трудно себе представить романтическую поэзию без удивительных и красочных картин природы и красивой, возвышающей человека любви.

(звучит музыка)

Подведение итогов урока (мероприятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Романтизм в английской и немецкой поэзии

Урок посвящен английской и немецкой поэзии 18 века. Учащиеся знакомятся с поэтическими  произведениями стран изучаемого языка. Это способствует созданию положительной мотивации к изучению и...

Цветы в немецкой поэзии

Обзорный анализ стихотворений о цветах немецких классиков и современников....

Цветы в немецкой поэзии

Обзорный анализ стихотворений о цветах немецких классиков и современников....

"Немецкая поэзия в переводе"

Основная  практическая ценность этой разработки – правильное понимание перевода, идеи стихотворения. Учебно-методической задачей является актуализация языкового материала. Презентация ориен...

Стихи о природе в русской и немецкой поэзии

Урок способствует расширению кругозора учащихся, развитию интереса к чтению литературы в оригинале....

Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»

Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор»   Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...

Романтизм в английской литературе и его представители.Озерная школа

Данная презентация рассчитана для расширения кругозора учащихся  и знакомит их с представителями романтизма Англии 18 века. Ученики знакомятся с представителями Озерной школы:Водсвортом,Кольридже...