Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Коробкова Ирина Васильевна

Ведение профильных классов, спецкурсов, элективных курсов, внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогают учителю не только в обучении детей иностранным языкам, но и в их воспитании. Успешной работе способствует использование педагогики сотрудничества, а она, в свою очередь, дает возможность учащимся больше работать в группе и  на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умение включать их в реальную деятельность.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_v_sotrudnichestve.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коробкова И. В.

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка.

Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Если уж мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей.

С этой целью наиболее  эффективным  представляется обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.  Кроме того,  в процессе работы учащихся  в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.

На уроках приходится работать с учениками разного уровня языковой подготовки. Как правило, учащиеся лишены возможности общения с носителями языка. Как же их научить общаться на иностранном языке? Это происходит благодаря  созданию условий для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. Учащиеся с разными учебными возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

  • Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть учащиеся с разным уровнем учебных возможностей, и мальчики, и девочки. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
  • Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).
  • Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, а иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя планка). При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты своего труда.
  • Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть учащийся с низкими учебными возможностями. И если такой ученик в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.

Работа в группах возможна при обучении школьников устной речи, чтению. Каждая группа получает задание, на которое отводится определенное время.

 При развитии навыков и умений монологической речи на уроках перед группами ставятся такие речевые задачи:

представьте, что вы обсуждаете план будущего путешествия. Каждый из вас предлагает свой способ путешествия. Пользуясь данными вам опорами, докажите, что путешествовать пешком очень интересно.

Членам группы предлагаются опорные слова и выражения, а также используются иллюстрации.

Подобные задания получают и остальные группы. Им нужно убедить друзей в том, что путешествие каким-либо другим видом транспорта наиболее интересно.

Эффективна такая форма работы и при обучении диалогической речи. Например, при работе над темой "Мой дом" ребятам дается такая установка:

представьте, что один из ваших друзей получил новую квартиру (или новый дом). Вам интересно побольше узнать о квартире или доме.

На карточках даны отдельные фразы, из которых нужно составить связный разговор.

        В результате работы в группе учащиеся составляют диалог, который и воспроизводят вслух. Поскольку остальные группы получили такое же задание, то во время его проверки они могут проследить, правильно ли выполнено задание, и в случае необходимости внести поправки.

        Работа в группах значима при проверке домашнего чтения. Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята распределяют задание между всеми членами группы:  делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.

          На начальном этапе обучения при организации проверки понимания прочитанного широко используются тематические картинки. Например, дается задание: выбрать из текста и прочитать те предложения, которые могут быть использованы при описании картинки. Или такое задание: сравнить содержание текста с тем, что изображено на картинке, и прочитать предложения, которые не соответствуют тому, что на ней изображено.

        Сотрудничество в группах может быть организовано как ролевая игра на уроках. Так, при освоении темы "Магазин" ребятам предлагается разыграть ситуацию покупки вещи в одном из отделов универмага.

        Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, т.к. общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.

        Работа учащихся в группе позволяет увидеть, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке,  важно отметить, что  ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радости успеха и горесть неудачи так же естественно, как смеяться, радоваться жизни. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.

Таким образом, наши наблюдения показали, что в  сочетании с другими формами организации обучения, работа в малых группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно...

Доклад "Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка"

В данном докладе приведенны несколько примеров использования АМО и краткое описание технологии обучения....

Доклад «Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»

Доклад«Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»...

Обобщение опыта по теме:"Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка"

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения побудили меня использовать технологию обучения в сотрудничестве на своих занятиях. В своей пр...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, ибо это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, т...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка.

Доклад на заседании ШМО учителей иностранного языка «Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»....

Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе

Практика применения данной технологии на уроках английского языка показывает, что вместе учиться не только легче, но и интереснее и значительно эффективнее....