Обобщение опыта по теме:"Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка"
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Гаврилова Наталья Александровна

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения побудили меня использовать технологию обучения в сотрудничестве на своих занятиях. В своей практике я использую различные варианты технологии обучения в сотрудничестве в соответствии с поставленными целями и содержанием учебного материала.´

                1. «Обучение в команде» - STL (Student Team Learning)

2. «Ажурная пила» - Jigsaw

3. «Учимся вместе» - Learning Together

4. «Исследовательская работа» учащихся в группах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Технология обучения в сотрудничестве                                                           на уроках английского языка

Самая большая на Земле роскошь -                                                                 это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

С переходом на работу по стандартам второго поколения современная школа ставит перед нами - учителями новые задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в информации, добывать знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, другими словами - уметь учиться. Говоря же об иностранном языке, основной целью обучения становится формирование коммуникативной иноязычной компетенции. А ведь именно обучение устному общению является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики.

 Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побудило меня использовать технологию обучения в сотрудничестве на своих занятиях.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики формирования и развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся, в частности мотивации общения на английском языке посредством использования технологии сотрудничества.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях;

- стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции школьника;

- стимулирование учащихся к самоценной образовательной деятельности, обеспечивающей возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

  Основная идея использования технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главное ее отличие от обычной групповой работы в том, что дети не просто что-то выполняют вместе, а вместе учатся. В процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией. Эффективность уроков повышается благодаря тому, что на них работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Все чувствуют себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чем он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к достижению поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса. Ведь использовать данную технологию можно не только  при обучении детей монологической, диалогической и полилогической речи, а также при формировании у них навыков чтения, письма и изучении грамматического материала.

Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Она получила развитие усилиями многих педагогов в разных странах мира и поэтому довольно разнообразна в своих вариантах:

  • «Обучение в команде» - STL (Student Team Learning)
  • «Ажурная пила» - Jigsaw
  • «Учимся вместе» - Learning Together
  • «Исследовательская работа» учащихся в группах

В своей практике я использую различные варианты технологии обучения в сотрудничестве в соответствии с поставленными целями и содержанием учебного материала.

Метод обучения в команде Student Team Learning – как вариант обучения в сотрудничестве я использую при отработке грамматического материала, а также работе с текстами. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. Оценку команды получают одну на всех в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться.

Jigsaw «ажурная пила, машинная ножовка».

Этот вариант разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году. Я советую использовать его при работе с текстами. Для работы над учебным материалом объединяю учащихся в группы до шести человек.  Каждый участник группы (home group) получает свой текст для чтения, т.е. существует возможность дифференциации сложности заданий в соответствии с уровнем языковой подготовки обучающихся. Внутри одной группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста ученики из разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, встречаются и обмениваются информацией (expert groups). Это так называемая "встреча экспертов". Затем они возвращаются в свои группы (home groups) и по очереди докладывают о  проделанной работе. Всем необходимо слушать друг друга внимательно, делать записи. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы, а также тестовые задания типа “True–False”. “Сильным” ученикам можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать тестовые задания. В заключение обучающиеся оценивают работу всех членов “home group” и записывают результаты в лист контроля. Используя данный вариант обучения  в сотрудничестве в начале своей деятельности я столкнулась с проблемой: рассказав о прочитанном тексте, дети не слушали своих товарищей. Побудить детей к совместной деятельности удалось с помощью составления таблицы по всем прочитанным текстам. Положительную оценку группа получает только в том случае, если таблица заполнена у всех учащихся, и каждый из них может ответить на вопрос учителя.

           

Learning Together («Учимся вместе»)

   Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987 году.

        Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием общей темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. Роль учителя – контроль. Так, например, при объяснении  грамматической темы Present Continuous (Настоящее длительное время), я предлагаю учащимся предложения на английском языке. Изучив материал, первая группа презентует случаи употребления данной грамматической структуры, вторая - образование утвердительной, вопросительной и отрицательной форм, третья - слова-спутники, четвертая - особые случаи употребления. Итогом групповой работы становится выведение общего правила.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве – это исследовательская работа учащихся в группах. Разработан Шломо Шараном в университете Тель – Авива в 1976 году.

        Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом.  В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы я использую в проектной технологии. Так, недавно учащимися 9 класса был выполнен проект "Hello, Great Britain!", итогом которого стало создание компьютерной презентации. Класс был разделен на 5 групп, перед каждой из которых стояла определенная задача: 1) найти общие сведения о Соединенном Королевстве; 2) познакомиться с Шоландией, Англией, Уэльсом и Северной Ирландией и их достопримечательностями соответственно, подобрать иллюстрации.

Вне зависимости от выбираемого мною варианта данной технологии, при организации деятельности учащихся я соблюдаю  основные принципы обучения в сотрудничестве.

Организацию обучения в сотрудничестве я начинаю с формирования  групп с учетом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – 4-5 человек. При этом в каждой группе должен быть “сильный”, “средний” и “слабый” ученики, девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав.

Как показывает практика, наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, определяемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом.

Если группам предстоит решить одну и ту же проблему, целесообразно сообщить о цели задания после организации групп. Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп. Тогда учащиеся, интересующиеся одной  темой, смогут объединиться для совместного творчества. Роли обычно распределяются учениками, в некоторых случаях я делаю это сама.

Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках отметку ставлю не столько за знания, сколько за старания и усилия учащихся. Зачастую на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер.

На заключительном этапе работы сама, как правило, выбираю учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу. Это может быть и “слабый” ученик. Способность “слабого” ученика обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках предоставляемого опыта я использую разнообразные формы учебно – воспитательной работы. Помимо традиционных уроков, групповых и самостоятельных занятий, уроков-конкурсов, уроков-презентаций проектов, технология «обучение в сотрудничестве»  предусматривает  использование таких активных форм, как: диспут, пресс – конференция, дискуссия, ролевая игра.

 Как показывает практика, необходима определенная подготовка учащихся к подобным занятиям, а именно владение лексико-грамматическим материалом в рамках данной темы, знание речевых клише и умение употреблять их в речи. Поэтому на начальном этапе обучения я обычно беру на себя роль организатора общения, поддерживая обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами; обращая внимание на оригинальные мнения участников, спорные моменты; снимая возникающее напряжение. Со временем роль ведущего передаю одному из участников групп. С помощью специальных упражнений я учу школьников запрашивать, уточнять информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, эмоционально адекватно реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.  

Дискуссия, диспут, пресс-конференция как формы демократического общения имеют преимущества перед другими формами: они позволяют организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

 В заключение хотелось отметить: мой опыт и наблюдения показали, что применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка способствует повышению эффективности овладения иностранным языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гаврилова Наталья Александровна учитель английского языка МКОУ СОШ №1 г.Дубовки Волгоградской области 2014

Слайд 2

Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка

Слайд 3

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 4

Актуальность связана с концепцией модернизации в современном образовании: – основной целью обучения становится сформированность коммуникативной иноязычной компетенции; - личностно-ориентированный подход в обучении пронизывает всю систему образования и требует от учащихся сформированности умения учиться

Слайд 5

Цель: обеспечить положительную динамику формирования и развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся, в частности мотивации общения на английском языке посредством использования технологии сотрудничества.

Слайд 6

Задачи: создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях; стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции школьника; стимулирование учащихся к самоценной образовательной деятельности, обеспечивающей возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Слайд 7

Что отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества? взаимосвязь членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей ; совместная учебно-познавательная деятельность; социализация деятельности учащихся в группах; общая оценка работы группы.

Слайд 8

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не что – то выполнять вместе.

Слайд 9

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве: «Обучение в команде» - STL (Student Team Learning) «Ажурная пила» - Jigsaw (Э. Аронсон) «Учимся вместе» - Learning Together (университет штата Миннесота) «Исследовательская работа» учащихся в группах ( Шломо Шаран, Израиль)

Слайд 10

«Обучение в команде» - STL (Student Team Learning) 3 -4 команды разного уровня; капитан ведет подсчет баллов; задания разного уровня; общая оценка для всей команды.

Слайд 11

«Ажурная пила» - Jigsaw А В С А В А С В С

Слайд 12

«Учимся вместе» - Learning Together разнородные группы по 3-5 человек; задание для каждой группы, являющееся подзаданием общей темы; равные возможности; индивидуальный подход; награда всей команде; совместное достижение познавательной, творческой цели.

Слайд 13

«Исследовательская работа» учащихся в группах группы до 6 человек; индивидуальные задания для учащихся в рамках данной подтемы ; с совместный результат. HELLO, the UK!

Слайд 14

Принципы обучения в сотрудничестве: 1. Принцип совместимости. 2. Принцип распределения ролей. 3. Оценка работы группы в целом. 4. Выбор учителем отвечающего.

Слайд 15

Формы учебно – воспитательной работы с использованием технологии сотрудничества: традиционные уроки; уроки – конкурсы; уроки – презентации проектов; уроки диспуты; пресс-конференции; уроки – дискуссии; ролевые игры.

Слайд 16

Преимущества дискуссий, диспутов, пресс-конференций как форм демократического общения: организация живого общения, вовлечение всех участников в обсуждение вопроса, напряжение мысли, самостоятельность суждения, стимулирование речевой активности .

Слайд 17

Результативность: Усвоение учащимися приёмов коммуникативного общения. На уроках стали происходить дискуссии по проблемам, учащиеся смело высказывают своё мнение, защищают точку зрения . Проявление творчества. Повышение мотивации познавательной деятельности. Формирование умений работать в команде, выдвигать и использовать свои идеи и толерантно относиться к иным точкам зрения. С амореализация личностных возможностей школьника. - Улучшение качества знаний.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Ведение профильных классов, спецкурсов, элективных курсов, внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогают учителю не только в обучении детей иностранным языкам, но и в их воспита...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка

Презентация педагогического прооекта по теме: Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка. В презентации представлены цели и задачи проекта, планируемый результат, п...

Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"

В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создани...

Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе

Практика применения данной технологии на уроках английского языка показывает, что вместе учиться не только легче, но и интереснее и значительно эффективнее....

Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка

Материал содержит краткое описание технологии и показывает как на практике использовать разновидности технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка....

Обобщение педагогического опыта по теме "Применение технологии "Обучение в сотрудничестве" на уроках немецкого языка как средство формирования локальной идентичности сельских школьников"

Обновленные ФГОС ориентируют на развитие метапредметных результатов, среди которых особое значение при изучении иностранного языка приобретают коммуникативные навыки. Умение общаться среди сверстников...