Обобщение педагогического опыта по теме "Применение технологии "Обучение в сотрудничестве" на уроках немецкого языка как средство формирования локальной идентичности сельских школьников"
учебно-методический материал

Фролова Ольга Викторовна

Обновленные ФГОС ориентируют на развитие метапредметных результатов, среди которых особое значение при изучении иностранного языка приобретают коммуникативные навыки. Умение общаться среди сверстников, а также носителей языка является частью общей культуры человека.  На моих занятиях в силу разного уровня подготовки и владения языком часто ребята работали индивидуально, отчего снижалась мотивация и возникал страх перед предметом. Использование групповых форм работы позволило снимать напряжение и преодолевать языковой барьер. Выявилась необходимость выстраивания собственной системы работы при обучении в сотрудничестве. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_frolova_o._v._2023_g.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Бутылицкая СОШ»

Обобщение педагогического опыта

«Применение технологии «Обучение в сотрудничестве»  на урокaх немецкого языка как средство  формирования локальной идентичности сельских школьников»

   

Автор: Фролова Ольга Викторовна

учитель немецкого языка первой квалификационной категории

                                             Бутылицы-2022

Содержание

Наименование, цель, задачи и гипотеза опыта………………………………….3

Условия возникновения и становления опыта……………………………….....3

Актуальность и перспективность опыта……………………………………..….4

Ведущая педагогическая идея……………………………………………….…...5

Теоретическая база опыта……………………………………………………...…5

Новизна опыта………………………………………………………………….…6

Технология опыта……………………………………………………………..…..7

Результативность опыта…………………………………………………………12

Адресная направленность…………………………………………………….....13

Список использованной литературы………………………………………..….13

Наименование, цель, задачи и гипотеза опыта.

Наименование: использование  технологии Обучение в сотрудничестве  на урокaх немецкого языка c целью  формирования локальной идентичности сельских школьников

Цель: теоретически обосновать и экспериментально пpoверить эффективность использования  технологии Обучение в сотрудничестве   на уроках немецкого языка и внеурочной деятельности по предмету как средства формирования локальной идентичности.

Задачи:

 - проанализировать и обобщить опыт технологии Обучeние в сотрудничестве  в процессе обучения немецкому языку;

- разработать систему компетентностно-ориентированных заданий  на уроках немецкого языка и внеурочной деятельности по предмету, способствующих формированию локальной идентичности;

 - апробировать систему компетентностно-ориентированных заданий  на уроках немецкого языка и внеурочной деятельности по предмету, способствующих формированию локальной идентичности.

1.Условия возникновения и становления опыта

Обновленные ФГОС ориентируют на развитие метапредметных результатов, среди которых особое значение при изучении иностранного языка приобретают коммуникативные навыки. Умение общаться среди сверстников, а также носителей языка является частью общей культуры человека.  На моих занятиях в силу разного уровня подготовки и владения языком часто ребята работали индивидуально, отчего снижалась мотивация и возникал страх перед предметом. Использование групповых форм работы позволило снимать напряжение и преодолевать языковой барьер. Выявилась необходимость выстраивания собственной системы работы при обучении в сотрудничестве.  

Aнализ современных учебников и учебных пособий по иностранным языкам показал, что до недавнего времени региональный компонент был представлен главным образом в темах и проблемах, касающихся места проживания школьника (город, село), места учебы и проведения досуга. Принимая

В современных условиях обращение к культуре и истории родного края становится приоритетным в воспитании подрастающих поколений. Президент РФ летом 2022 года поручил подготовить концепцию изучения истории и культуры родного края в школе. Очевидно, что темы могут раскрываться на разных предметах. Иностранный язык является той предметной областью, где обращение к достопримечательностям, традициям местности, где живут учащиеся, обязательно.    

Расширение границ и сокращение расстояний в эпоху интернета и информационного общества  также позволяют ребятам общаться с носителями языка. Дети пользуются чат-рулетками для общения с носителями языка, но, к сожалению, не обладают необходимым лексическим и фактографическим запасом знаний о своей малой родине. Исходя из этого, возникла необходимость расширить представления детей о своей малой родине на языке.

Еще одним условием становление стал опыт проведения уроков немецкого языка в школьном музее. Школьный музей «Я люблю свою землю» собрал материалы по истории села, здесь хранятся предметы из жизни людей прошлого.  Проведение занятий в новом пространстве и обращение к предметам старины привел к повышению мотивации учащихся.

С 2018 года принимаю активное участие в рaботе региональной инновационной площадки по теме «Проектирование культурно-образовательной среды как условие формирования локальной идентичности сельских школьников». Я пришла к выводу, что фoрмирование локальной идентичности  способствует более глубокому осмыслению обучающимися культурного компонентa при изучении иностранного языкa.

2. Актуальность и перспективность опыта

В современном обществе постоянно расширяются контакты между людьми разных наций, национальностей, государств. Отдельно взятый человек все больше ощущает себя включенным в единое мировое сообщество. В таких условиях встает вопрос о сохранении своей идентичности, положительном понятии ее, а также уважении и принятии других народов мира.  Изучение иностранного языка должно сопровождаться изучением культуры стран, в которых этот язык используется как основное средство общения. Однако другим аспектом межкультурного взаимодействия является представление своей культуры на иностранном языке. Понятно, что поэтому и система языкового образования должна быть ориентирована на подготовку школьников к представлению своего культурного наследия на иностранном языке. Oвладение региональной культурой во всех ее проявлениях происходит на занятиях по немецкому языку, однако региональный компонент представлен недостаточно полно.

ФГОС НОО и ООО ключевым личностным результатом называет российскую и гражданскую идентичность, что становится ориентиром в работе педагога и заставляет его искать технологии формирования идентичности с помощью предмета.  

Анализ сельской идентичности в контексте культуры, повышения мобильности обучающихся является aктуальной проблемой и находит свое отражение в социологии, философии, культурологи. Исследователи отмечают, что сегодня мы переживаем кризис идентичности, которая складывается стихийно, поэтому выстраивание системы работы в школе становится актуальным.

Кризис идентичности связан и с кризисом человеческих отношений. Современная молодежь не умеет работать в команде и сотрудничать, а это признано одним из навыков XXI века. Развитие гибких навыков сотрудничества и коммуникации становится залогом успешной социализации, что также подчеркивает актуальность представленного опыта.

3.Ведущая педагогическая идея

Формирование локальной идентичности происходит эффективнее при создании образовательной среды, основанной на использовании технологии обучения в сотрудничестве. Грaмотно выстроенная система методических приeмов и стратегий позволяет педагогу на занятиях по иностранному языку, посвященных малой родине, достигать высокого уровня личностных и метапредметных результатов, в частности коммуникативных и регулятивных.  

4.Теоретическая база опыта

Новый ФГОС ООО направлен  на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, которая ориентирована на изучение немецкого языка и культуры в сопоставлении с русским языком и российской культурой.

Ключевое понятие представленного опыта «локальная идентичность». Идентичность – это чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру.  Наиболее полно формированию идентичности способствует современная школа как часть социума, выполняющая социальный заказ общества по образованию и воспитанию учащихся, как в рамках разных предметов, так и во внеурочной деятельности.

Формирование идентичности хорошо освещены А.Г. Асмоловым, предложившим структуру гражданской идентичности в современном образовании,  которая лежит в основе понимания личностных результатов и универсальных учебных действий.    Структура гражданской идентичности в рамках ФГОС представляет собой единство четырех компонентов: когнитивного, эмоционального, ценностного и поведенческого.

Локальная идентичность – это чувство связи с местным сообществом, причастности к событиям, происходящим на «родной» территории (большого или малого города, села или поселка). Е.В. Морозова, Е.В. Улько определяют локальную идентичность как общее чувство сопричастности, которая может реализовываться через идентификацию с отдельными элементами. Эти элементы составляют модели идентичности в разных исследованиях. Исходя из разнообразных подходов, можно выделить следующее содержание локальной идентичности:  география (в том числе социальная среда), события, личности (публичные, родные), традиции и ритуалы, мифы и стереотипы, язык, общество и его структура. При этом для всех элементов содержания важны временные характеристики, причем не всегда в целостной системе: школьник может иметь собственную оценку любого компонента в точки  зрения или прошлого, или настоящего, или будущего. Для формирования локальной идентичности подростков необходимо создать условия для получения опыта во всех измерениях.

Обращение к концепциям локальной идентичности позволяет грамотно отбирать содержание занятий по немецкому языку. Краеведческий материал, который тесно связан с локальной идентичностью, приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся. Позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно. Прививается чувство гордости за свою малую Родину, край, район, село, своих земляков.

Вместе с тем, задача учителя – использовать образовательные технологии для организации эффективной работы с материалом. Одной из таких технологий является обучение в сотрудничестве. Технология разрабатывалась зарубежными педагогами под воздействием идей Джона Дьюи, чей прагматический подход требовал взаимодействия учащихся в разных учебных ситуациях.

Ключевыми принципами технологии являются

  1. Работа в малой группе. Группы формируются по 4-6 человек из учащихся с разным уровнем подготовки. Способов создания групп множество: от объединения по месту в классе до формирования на основе выполнения определенных заданий.  
  2. Определение ролей внутри группы, что позволяет справиться с достаточно сложным заданием. Выделяются роли организатора, аудитора, репортёра, генератора идей, координатора времени, режиссера, консультанта, контролера и др. Определение ролей моет быть осуществлено как учителем, так и учащимися самостоятельно.
  3. Педагог выбирает члена группы, который представляет результаты работы над заданием. Стоит отметить, что наиболее показательным является ответ «слабого» ученика, который должен понять материал. Формальное выполнение задание не является целью технологии.
  4. Оценка осуществляется всей группы, а не отдельных ее членов. Важно учесть, что оцениваются не столько знания, сколько умение работать в команде.

Работа в микрогруппах предполагает прохождение нескольких этапов

  1. Обсуждение задания в группе и распределение ролей.
  2. Непосредственная работа в сотрудничестве.
  3. Проверка группой выполненных заданий, корректирование.
  4. Представление результатов работы
  5. Обсуждение работы в группе

При такой организации работы функции педагога частично передаются учащимся, однако учителю важно организовать подлинное сотрудничество на занятии.  Педагогу важно помочь учащимся осознать необходимость тех или иных навыков и раскрыть содержание этих навыков. Грамотно организованная работа в группе позволяет убедиться в том, что учащиеся вовлечены в деятельность. Необходимо организовать постоянно обратную связь о правильности  выполнения задания. Нужно стимулировать учащихся помогать друг другу, а не следить за выполнением задания. Педагогу стоит понимать систему использования технологии, чтобы у учащихся возникла потребность в ее постоянном применении.

Приведенные ключевые принципы обучения в сотрудничестве раскрываются в стратегиях, которые будут рассмотрены ниже.  

5. Практическая значимость

Обоснованы методические принципы применения технологии обучения в сотрудничестве при формировании локальной идентичности на уроках немецкого языка.

Разработана и адаптирована система приемов данной технологии, которые могут использоваться в учебном процессе, внеурочной деятельности и воспитательной работе.

Создан и  апробирован комплект учебно-методических материалов, включающих в себя:

- разработки уроков немецкого языка, в формате заочных экскурсий для обучающихся 6-7 классов, в рамках классно-урочной системы занятий

- разработки краеведческого материала, в рамках внеурочной деятельности классных часов, мероприятий.

6. Технология опыта        

Технология Обучение в сотрудничестве – педагогическая деятельность, ориентированная на создание условий для совместной активной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.

Важнейшими признаками сотрудничества являются:

  • осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;
  • высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимнaя ответственность за результаты деятельности;
  • взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе в группе, а не просто что-то выполнять вместе. Перед учащимися ставится задача (цель), которую они могут достичь только совместными усилиями. Для решения общей задачи у каждого ученика группы есть только часть общей информации.

Для работы организуется объединение учащихся в группы, в которых определены следующие направления:

1.Поисковики собирают информацию о населенных пунктах, жителях поселений, их увлечениях, праздниках и традициях

2.Переводчики переводят на немецкий язык названия населенных пунктов, улиц, зданий и прочей информации.

3.Оформители оформляют заочные экскурсии.

4.Докладчики  выступают перед классом.

Такое распределение ролей используется на первых этапах знакомства с местным краем. В 8-9 классе желательно чтобы роли перешли в этапы работы, когда команда постепенно переходит от сбора информации и перевода на немецкий язык  к ее оформлению  представлению.  В ходе работы над материалом уточняется или совершенствуется система работы над тем или иным аспектом речи, приобретаются и совершенствуются технические приемы работы со словарем. Учащиеся самостоятельно извлекают из разных источников нужную информацию.

Основные стратегии обучения в сотрудничестве

  1. Обучение в команде.
  2. Пила
  3. Учимся вместе
  4. Исследовательская работа.

Обучение в команде предполагает взаимодействие на всех уровнях общения. Задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый, участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Принято выделять индивидуально-групповую работу. Создается группа из 4 человек. Педагог объясняет новый материал, а потом предлагает в группах закрепить, выполнив разные задания. Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения задания учитель может дать тест, который проверить уровень понимания нового материала.

Например, для учащихся 6-7 классов дается достаточно большой текст, разделенный на фрагменты. Учащиеся самостоятельно переводят с немецкого языка на русский фрагменты, а потом должны собрать единый текст. От корректности перевода зависит смысл всего текста.  

Прием «Журналисты». Задание: Собрать информацию о себе, о друге, о классе. У «журналиста» - блокнот. Вопросы обговариваются заранее или даются опоры. Информация записывается. Побеждает та команда, которая запишет больше фраз.

Метод «Жокей и лошади». Класс делится на 2 группы :«жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Обучение в команде проходит и на этапе проверки знаний. Использую при изучении тем работу по станциям, где учащиеся выполняют задания и получают баллы для своей команды.

Алгоритм работы следующий:

Station

Aufgaben

Ergebnis

Lexik

Kreuzworträtsel.

Macht die Sätze komplett!

Grammatik

Testarbeit

Schreiben

Lückentext

Lesen

Text mit den Аufgaben

Relaxpause

das Lied singen und tanzen

Еще один вариант обучения в команде представляет собой командно-игровая деятельность.

После объяснения материала организуются турнирные столы с учетом уровня обученности учащихся. Выдается задание. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола.

Результатами краеведческой работы с детьми на немецком языке стали:    презентации о своей родной школе, школьном фермерском хозяйстве, своем родном селе. Итоговое занятие провожу в форме презентации творческих проектов. Обучающиеся активно участвуют в проведении ежегодной предметной недели.

Еще одна стратегия «Пила» разработана профессором Э. Аронсоном. Материал разбит на блоки в зависимости от смысла или логики. Учащиеся в группе по 4-6 человек находят материал по своей части вопроса. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Далее они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Работа в группе продолжается с учетом полученной информации.

Изучая тему «Sehenswürdigkeiten», ребята знакомятся с достопримечательностями разных деревень, входящих в состав Бутылицкого поселения. Это природные, исторические, культурные, досуговые места. Задача найти такие места и рассказать о них, выделив преимуществах. В группах, которые собрались по определенному типу мест, обсуждаются общие характеристики и предлагается общая реклама достопримечательностей.

Стратегия «Учимся в месте» предполагает работу командой над отдельным аспектом какой-нибудь общей проблемы. В результате работы отдельных групп в целом достигается рассмотрение материала. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого учащегося. При этом нужно создать условия равных возможностей.

При использовании этой стратегии учителю  стоит обратить внимание на комплектацию групп с учетом особенностей, а также сложности материала. Внутри группы учащиеся сами определяют роли, которые помогут успешно справиться с заданием. Кроме того, нужно учесть мониторинг активности каждого члена группы, а также фиксацию результатов. Таким образом, группа решает познавательную задачу, открывая новый материал, а с другой еще и поддерживает уровень организационной культуры и культуры общения внутри команды.

Изучение темы «Probleme der Landjugend» (Проблемы сельской молодежи) сопровождается дискуссией по разным направлениям. Дети в командах знакомятся с текстами и потом включаются в обсуждение, представляя набор новых слов.

Вариант технологии обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» характеризуется четко выраженным лидерством. Консультант (лидер) находится в центре группы, он организует работу, несет ответственность за успешное выполнение поставленной задачи и, как правило, представляет это решение перед всем классом, хотя учитель имеет возможность выборочного опроса. Однако взаимозависимость всех членов группы здесь высока.

Тема «Sport» мы изучаем так.  В четырех углах лежат предметы, связанные с видами спорта. Дети выбирают тот, которым ин нравится. Так сформировались группы, которые должны обсудить вид спорта, найти новую лексику: Der Fußball – футбол,  der Ball – мяч, Fußball spielen – играть в футбол, der Fußballmeister – чемпион по футболу, die Mannschaft – команда, die Aufstellung – состав на матче, расстановка игроков, das Spielfeld – футбольное поле (поле для игры), das Tor – ворота, гол,  der Schiedsrichter –судья, арбитрр, die Verlängerungszeit – дополнительное время, der Spielstand – счет в игре, es steht 5:0 – счет 5:0. Лексика соотносится с изображениями из школьного музея по теме «История бутылицкого футбола». Кроме работы с лексикой и фотографиями каждая группа готовит вопросы для других учащихся. Таким образом, обобщается материал, совершенствуются умения устной речи. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу.

Во время музейных уроков команды получают задания найти правильные и неправильные утверждения, работая с информацией на  стендах.

Aufgabe. Welche Aussagen sind richtig und welche falsch? Markiert die richtige Antwort.

Richtig

Falsch

1

   Das Dorf Butylitsy befindet sich in Wladimirer Gebiet, Melenkowski Bezirk, am rechten Ufer des Flüßes Oka.

2

Hier befinden sich viele Exponate und alte Sachen, die unsere Schüler selbst gekauft haben.

3

Bis Oktoberrewolution existierte Butylitsy als  Handels-und Industriepunkt des Gebiets.

4

Eine Mittelschule erscheinte in Butylitsy am Anfang der 30 Jahren.

5

Die Einwohner des Dörfes beschäftigen sich mit dem Ackerbau nicht.

6

Das Dorf bestand aus 24 Bauerhöfe im 1676 Jahre.

Обсуждение правильных и неправильных ответов позволяет выстроить логику знакомства с фактами из жизни села. А также научить детей проверять информацию в разных языковых средах. Такое задание формирует и читательскую грамотность.

Исследовательская работа подходит для работы в проектной технологии, а также для решения кейсов. Исследовательская деятельность предполагает самостоятельно исследование отдельных вопросов, а потом объединение результатов работы в микрогруппе и представление общего продукта. Сложность вызывает организация эффективной дискуссии и обсуждения в группах.  При организации групповых дискуссий, в процессе работы над проектами, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности учащихся в классе. А достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания /проекта/ проблемы, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы. 

Такие общие работы делают дети, представляя различные деревни сельского поселения, «Fest».

Отдельно обсуждается тема будущего села. Здесь старшеклассники не только показывают знания, но и демонстрируют эмоционально-ценностное отношение к месту, где они живут. Mein Dorf in der Zukunft. Перед детьми ставится задача: Aufgabe ist es, sich vorzustellen, welche Veränderungen das Dorf in 10, 20, 30 Jahren erwarten? Затем в командах дети самостоятельно представляют проекты будущего села и деревень.

Следует также отметить, выполнение всех указанных выше видов деятельности наилучшим образом способствует развитию коммуникативной компетентности, функциональной грамотности и формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся, что содержится в требованиях новых ФГОС. 

7.Результативность опыта

Успешная реализация целей и задач данной работы привела к положительным результатам как для учащихся, так и для учителя.

Разработан дидактический материал для работы с учащимися различных категорий. Применение  технологии Обучение в  сотрудничестве на уроках иностранного языка позволило изменить отношение обучающихся к предмету, повысить мотивацию к обучению, наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся по немецкому языку,  качество знаний повысилось с 43%  до 52%.

Важно было оценить уровень сформированности коммуникативных способностей детей. Для этого использовались различные методики.

Методика В.В. Синявского и В.А. Федорина «Определение уровня сформированности коммуникативных способностей» Основные умения учащихся: Учащийся формулирует мысли с помощью языка, может организовать и осуществить речевое действие. Учащийся обладает знаниями системы функционирования языковых единиц и способен  использовать эту систему для понимания  собеседника.

Параметр №1. Умение формулировать  мысли с помощью языка.

Годы

Умение формулировать мысли с помощью языка %

2019-2020

38

2020-2021

41

2021-2022

47

Параметр №2. Умение использовать языковые единицы для понимания  собеседника.

Годы

Умение использовать языковые единицы для  понимания  собеседника %

2019-2020

35

2020-2021

44

2021-2022

49

Методика Т.А. Фотековой «Самооценка коммуникативного развития»

Основные умения учащихся: Учащийся обладает знаниями о национальнокультурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка, а также умеет применять эти знания в процессе общения. Учащийся может ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего.

Параметр №1. Умение применять  знания о национально-культурных особенностях речевого поведения носителей языка в процессе общения.

Годы

Умение применять знания о национальнокультурных особенностях речевого поведения носителей языка в процессе общения.  %

2019-2020

31

2020-2021

37

2021-2022

42

Параметр №2. Умение ориентироваться в ситуации общения.

Годы

Умение ориентироваться в ситуации общения. %

2019-2020

32

2020-2021

37

2021-2022

41

Диагностика показывает, что прослеживается положительная динамка в формировании коммуникативной компетенции

Ежегодно мои ученики являются победителями и призерами муниципального этапа ВОШ по немецкому языку.

2018 г – 1  победитель, 1 призер.

2019 г – 1   победитель. 1 призер.

2020 г – 1  победитель.

2021 г – 2  победителя, 3 призера

Победители и призеры олимпиады Юный лингвист:

2018 г — 2 победителя, 3 призера.

2019 г — 3  победителя, 1 призер

Мои ученики — призеры школьной и  муниципальной научно-практической конференции.

2019 г - 1 победитель

2020 г-  1 победитель

2021 г - 1 призер

Опыт работы был обобщен на муниципальном уровне.  Учащиеся показывают по результатам ежегодных мониторингов высокий уровень обученности.

8.Адресная направленность

Данный опыт может быть использован учителями  иностранных языков, в том числе немецкого языка,  заинтересованных в высоких результатах по формированию  навыков устной речи учащихся. Разработанные методические материалы  помогут педагогам  разнообразить организацию учебного процесса.

9. Список использованной литературы

Головнёва Е.В. Региональная идентичность как форма коллективной идентичности и ее структура // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. – 2013. – № 5. – С. 42-50.

Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. - М., 1991

Кощеев, В. А. Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции / В. А. Кощеев, О. В. Кирюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 464-468.

Кузнецова, А.М. Обучение в малых группах. Применение группового обучения на уроках английского языка. – Режим доступа: www.practice ducation.com.

Методика обучения иностранным языкам в средней школе./Под ред.Н.И.Гез, М.В.Ляховицкого, А.А.Миролюбова и др. М.: Высшая школа, 1982

Мильруд Р. П. Сотрудничество на уроках иностранного языка, // ИЯШ  1997. № 6

Морозова Е.В., Улько Е.В. Локальная идентичность: формы актуализации и типы [Электронный ресурс]// Политекс (сайт) URL: http://www.politex.info/content/view/509/30

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.. «Народное образование», 1998г.

Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е. С. Полат // Иностp. языки в школе. — 2000. № 1. —-51 c.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.. «Народное образование», 1998.

Шматко Н. А. «Территориальная идентичность, как предмет социологического исследования// Социс. 1998. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Кривошапко Юлии Владимировны на тему: «Народная культуры, как инструмент формирования профессиональных навыков студентов ОГАОУ СПО

Материал дает возможность оценить приемы,методы работы и дать оценку педагогическому опыту преподавателя спецдисциплин в СПО....

Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности

Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности...

Обобщение педагогического опыта по теме "Тестовый контроль на уроках русского языка"

Научно-методический материал разработан на основе собственного педагогического опыта. Использование тестов на уроках русского языка рассмотрено с теоретической и практической стороны....

Обобщение педагогического опыта по теме "Проектная работа на уроках английского языка в основной школе"

В данной статье представлены результаты диагностики обучающихся и авторская разработка шаблона презентации с рекомендациями...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование алгоритмов на уроках русского языка»

Использование алгоритмов при изучении орфографических тем в школе будет способствовать формированию прочных навыков в том случае, если работа по применению алгоритма правила и алгоритма действия будет...

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».

Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного типа»....