Технология заучивания текста на уроке наизусть
статья по английскому языку (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Кафедре иностранных языков было предложено рассмотреть технологию «заучивания материала наизусть на уроке».

     Данная технология хорошо разработана В. К. Дьяченко.

 Дьяченко Виталий Кузьмич(1923-2008 гг.) - Российский педагог и психолог.

Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член

Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик

коллективного способа обучения (КСО). Автор 13 монографий по дидактике

и проблемам создания коллективного способа обучения. Заведующий

кафедрой Новые педагогические технологии Красноярского краевого ИПК

РО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Термин «технология обучения» появился в педагогической науке

совсем недавно, примерно в 50-х гг. ХХ в.. Технология обучения – это

направление в дидактике, область научных исследований, система способов,

шагов, приемов, которые разрабатывают оптимальные системы,

конструируют воспроизводимые дидактические процессы с заранее

заданными характеристиками. Последовательность выполнения этих шагов

обеспечивает решение задач развития и обучения личности учащегося.

     Но взгляды педагогов на эти идеи неоднозначны. Большинство педагогов

и ученых сходятся на мнении, что учительский труд не должен быть

механизированным, так как обучение человека не поддается автоматизации.

Но в данный момент технология обучения настолько развита, что позволяет  

создать обучающие системы по определенным предметам, которыми может

пользоваться рядовой учитель. Такие системы создают  специалисты –

технологи, а учителя выступают в качестве консультантом- организатором.

     Другие же ученые указывают на то, что многие учителя в настоящее время

пользуются такими системами так же, как до этого пользовались

методическими пособиями или поурочными планами, которые для них

готовили методисты. Освобождение учителей от рутинных операций

позволяет им заняться собственно педагогической деятельностью и все свое

время и силы посвятить развитию и воспитанию учеников.

    Главная задача технологии обучения – это возможность управления

процессом обучения и гарантировать получение заданного результата.

Использование в педагогической практике технологии обучения позволяет

решить эти задачи. Главным требованием технологии обучения остается

возможность воспроизводимости, поэтому любой учитель сможет повторить

ее.

    Когда разрабатывается технология обучения, надо прежде всего учитывать

три основных момента:

  1. необходимо не только ставить конечную цель, но и уточнять цели

обучения на каждом этапе, придавая им диагностируемый вид:

   

  1. требуется подготовка учебных материалов, определение набора

диагностических инструментов, позволяющих определить степень

достижения целей на каждом этапе процесса обучения, разработка

обучающих процедур;

не обойтись без разработки системы методов, средств и приемов обучения,

обеспечивающих решение поставленных дидактических задач, разработки

материалов для оценки и коррекции результатов обучения.

    Технология обучения отличается от обучения тем, что своей главной

задачей  она ставит определение целей обучения и объективных методов

контроля их достижения. В этом случае методы контроля должны содержать

стандартные задания, представленные в виде тестов для проверки, насколько

качественно достигнуты поставленные цели. Методы контроля призваны

обеспечить и обратную связь. При таком тестировании могут использоваться

любые тесты: как с выбором правильного ответа, так и с его свободным

конструированием.

    Когда в системе технологии обучения разрабатываются методы обучения,

то они направлены не только на деятельность учителя, но и на организацию

учебного процесса школьников. Именно подобная направленность на ребят

во многом отличает технологию обучения от остальных традиционных

методик.

    Прежде чем рассмотреть саму технологию заучивания материала на уроке

наизусть, необходимо рассмотреть психологические аспекты процесса

запоминания.

      Древнегреческий поэт Эсхил в своей поэме « Прометей прикованный»

назвал память матерью всех муз и причиной всего сущего. Название

древнегреческой богини памяти – Мнемозины – до сих пор сохраняется в

научном обиходе. Это такие термины, как «мнемическая деятельность»,

«мнемическое действие».

Память и запоминание: общая характеристика.

      Наша память основана на ассоциациях – связях между отдельными

событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными и

закрепленными в нашем сознании.

      Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их

классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого

управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную, включающую в себя

зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;

словесно -  логическую, выраженную в мыслях, понятиях, словесных

формулировках ; двигательную, называемую также моторной или            

кинестетической; эмоциональную, память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции целям и способам запоминания, память

подразделяют на непроизвольную (без ранее поставленной цели запомнить) и

произвольную (напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации, память делится на

кратковременную, действующую всего несколько минут; долговременную,

характеризующуюся относительной длительностью и прочностью

сохранения воспринятого материала и оперативную, хранящую информацию

лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время.

        В настоящее время разработано множество приёмов и методов

запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы

запоминания и воспроизведения информации:

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в

процесс запоминания информации. Золотое правило обработки информации:

выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов. 

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время

оценить обстановку и подумать.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному

вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в

памяти.

5. Организация материала в категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует

концентрации внимания и блокирует механизмы памяти.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое

вспоминание.

Существует также целая система специальных приемов и способов,

облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём

образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой.

Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных

слов или цифр для облегчения его запоминания. 

Мнемотехника очень чётко и полно сформулирована О. Эренбергом в книге

"Приёмы запоминания информации". Эренберг предлагает следующие

приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма - один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание

материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют

их запоминании.

3) Кодирование информации в простое предложение. Например, для

запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник

желает знать, где сидит фазан».

4) Метод расположения предметов - способ запоминания предметов с

помощью фиксирования их местоположения.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко

используется для запоминания чисел.

7) Использование картинок.

8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно  

связать каждый предмет с последующим, посредством возникающих

ассоциаций.

             Методы и приёмы запоминания в учебном процессе.

Психологи предлагают использовать следующие правила сохранения

знаний в процессе учёбы:

1. Выделение того, что нужно запомнить.

2. Отвлечение от всего постороннего и сосредоточение внимания на

тех объектах, которые нужно запомнить.

3. Выделение в объектах главное и второстепенное, нахождение связи

между объектами, использование мнемотехники.

4. Выделение в сложном материале смысловых вех.

5. Опора на свой тип памяти, активизация образных представлений.

6. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного.

7. Различение узнавания и воспроизведения.

8. В случае затруднений можно вспомнить обстановку заучивания,

идти от отдельного факта к системе или от более общих знаний к

необходимым в данный момент.

На основе вышеизложенного мы можем сделать вывод: подавляющее  

большинство наших систематических знаний возникает в результате

специальной деятельности, цель которой - запомнить

соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.

За века истории человечество создало немало приемов для

запоминания и удержания информации в памяти. На основе анализа

перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко

сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения

учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на

длительное время.

2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить.

3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже

известно.

4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные

мысли, разбить текст на части.

5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за

другой, а затем уже излагать все в целом.

6. После прочтения материала надо его воспроизводить

(рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить

заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

7. Повторять материал, пока он еще не забыт.

8. Распределять повторения на более продолжительное время (не

повторять "залпом", например, только перед самым экзаменом).

9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего

смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти

(зрительную, слуховую или двигательную).

10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации

использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и

любые другие эффективные средства быстрого и прочного

запоминания.

11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром,

"на свежую память".

12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший

способ их сохранения в памяти

13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое

с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем

легче прибавлять к ним новые знания.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память,

способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно

использовать для хранения и выборки информации различные

бумажные, аудио-, видео - и компьютерные носители, однако в

условиях все более усложняющейся окружающей человека среды

необходимо большое количество данных хранить в собственной

памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно

использовать.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие

способностей по анализу огромного потока поступающей

информации.

Использование мнемических приёмов может помочь значительно

облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не

только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и

интересным. Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или

научном процессе.

   Теперь рассмотрим технологию заучивания текста как технологию

обучения. Прежде всего нужно дать определение «педагогической

технологии» как таковой, а также рассмотреть , что такое «технология

обучения».  

   Педагогическая  технология  –  это  научно  обоснованный   выбор  

характера воздействия  в  процессе  организуемого  учителем взаимообщения  

с  детьми, производимый  в  целях  максимального   развития   личности   как  

субъекта окружающей  действительности.  Педагогическая  технология   есть    

некоторая проекция   теории   и   методики   воспитания   на   практику    

воспитания, сфокусированный  в  одной  точке,  краткой  по  времени,  едва  

уловимой  по способам,   индивидуализированной   в    силу    широчайшего    

многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

     

      Слово   “технология”  применительно  к  воспитанию  вошло  в  лексикон

педагогической  науки  тогда,  когда  внимание  специалистов  обратилось   к

искусству воздействия  на  личность ребенка. В энциклопедическом словаре

дается такое определение технологии:   “  …Задача  технологии  как  науки  –

выполнение физических, химических,  механических  и  др.  

закономерностей  с целью  определения  и  использования  на  практике  

наиболее  эффективных  и экономических производственных процессов ”.

     

      Между тем это слово,  пришедшее  к  нам  от  греков,  если  судить  по

составляющим  его   корням,   было   рассчитано   на   более   универсальное

использование  технос – искусство, мастерство, логос – учение.

     

     Педагогическая технология выявляет  систему  профессионально  

Значимых умений педагогов по  организации  воздействия  на  воспитанника,  

предлагает способ осмысления технологичности педагогической

деятельности. Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении  

этого  слова предполагает нечто большее, чем взаимное  влияние  друг  на  

друга.  Для осуществления  взаимодействия  необходимо  принятие  

собеседниками  друг друга как равноправных  субъектов  этого  общения,  

что  на  практике  в системе “учитель- ученик”  встречается  не  так  часто.  

Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг  общения  или  

продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в

соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического

воздействия следует исходить  из  его назначения как начального момента  

взаимодействия  учителя  с  учеником. Иными   словами,   основное  

назначение   педагогического   воздействия заключается в переводе ученика

на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.

         

      Реализация этих функций педагогического воздействия  обеспечивается

   

педагогической технологией, которая научно обосновывает

профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка  в  его  

взаимодействии  с  миром, формирует  у  него  отношение  к  этому  миру.  

Сущность  педагогической технологии выявляется через систему

необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих

внутреннюю логику.

             ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

     

        Основными элементами педагогической технологии являются

Педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное

воздействие.

     

        В соответствии с центральным назначением педагогического

воздействия общение выполняют три функции.

   

 1) “открытие” ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать

       

 ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;

   

 2) “соучастие” ребенку в педагогическом общении – достигается в

     

  результате анализа взаимодействия учителя с детьми;

     

3) “возвышение” ребенка в педагогическом общении – это не завышенная

   

     оценка, а как стимулятор.

     Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное

воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Так как

педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то

педагогическая технология может рассматриваться как совокупность

внешних и внутренних действий , направленных на последовательное

осуществление этих принципов в их  взаимосвязи, где всецело проявляется

личность педагога. В этом и состоит отличие педагогической технологии от

методики преподавания и воспитательной работы.

Отсюда, любая педагогическая задача эффективно может быть решена

только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным

педагогом – профессионалом.

     Кафедре иностранных языков было предложено рассмотреть технологию

«заучивания материала наизусть на уроке».

     Данная технология хорошо разработана В. К. Дьяченко.

 Дьяченко Виталий Кузьмич (1923-2008 гг.) - Российский педагог и психолог.

Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член

Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик

коллективного способа обучения (КСО). Автор 13 монографий по дидактике

и проблемам создания коллективного способа обучения. Заведующий

кафедрой Новые педагогические технологии Красноярского краевого ИПК

РО.

    Технологии внедрения технологии не обнаружены. Особой подготовки

проведение технологии не требуется. Особой подготовки педагога на

требуется. Технология может применяться на любых уроках для заучивания

наизусть учебного материала. Учащиеся не всегда могут заучивать материал,

а данная технология способствует формированию учебных навыков

заучивания наизусть материала.

   Цели данной технологии:

1. Заучивание материала наизусть в классе ( стихотворения, правила,

определения и т. п. )

2. Развитие памяти у учащихся.

3. Обмен опытом общеучебных умений.

4. Воспитание сотрудничества.

   Алгоритм действий для достижения конечной цели.

  1. Педагог сообщает учащимся, что сегодня урок будет посвящен

заучиванию учебного материала наизусть. Сообщается задание, например:

выучить такое – то стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары.

2.Первый ученик читает вслух первые строки стихотворения, старается

понять написанное. Количество строк определяется возрастом учащихся.

Второй ученик смотрит в текст, слушает говорящего, старается понять

написанное.

3.Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями,

справочной литературой для понимания слов. Можно попросить учителя

пояснить непонятное слово. Можно в классе ввести экспертов по

пониманию текста. Вопросы учащихся могут направляться экспертам.

4.Первый ученик читает строки стихотворения второй раз, старается

запомнить. Второй ученик смотрит в текст, слушает, старается запомнить.

5. Первый ученик убирает книгу, второй ученик по памяти старается

воспроизвести строки стихотворения. Если что-то забыл, то первый ученик

подсказывает забытое. Такое заучивание идет до того момента, пока первый

ученик не выучил заучиваемые строки.

6. Второй ученик берет книгу, а первый по памяти старается воспроизвести

эти же строки. Заучивание идет до того момента, пока оба не выучат строки

стихотворения. После этого пара распадается.

7. Ученик ищет новую пару. В классе есть всегда пара, которая к этому

моменту тоже закончила работу над первыми строками . Количество строк

для заучивания в паре у всех одинаковое.

8. В новой паре первый ученик рассказывает то, что выучил в первой паре.

Третий ученик проверяет по своей памяти либо по книге. Затем третий

рассказывает то, что выучил в первой паре. Первый ученик проверяет по

своей памяти либо по книге.

9. Затем кто-то из учащихся ( первый или третий ) читает следующие строки

стихотворения, стараясь их понять. Другой ученик смотрит, слушает,

старается понять.

10. Ученики определяют непонятные слова.

11. Тот ученик, который читал, опять читает строки стихотворения, стараясь

хорошо прочитать и в какой-то степени запомнить. Другой ученик смотрит в

книгу, слушает, старается запомнить.

12. Ученик, который слушал, пытается воспроизвести по памяти

стихотворение. Другой ученик следит по книге. Этот процесс идет до того

момента, пока ученик не запомнил изучаемые строки. В процессе работы

могут быть советы друг другу, как лучше запоминать материал.

13. Ученики меняются ролями. Тот ученик, который выучил, проверяет того,

кто до этого читал. Пары распадаются.

14. Составляются новые пары. Работа в новых парах идет по тому же

алгоритму. Вначале рассказывают друг другу заученные строки. Рассказ

всегда начинается с начала стихотворения. Затем изучают новые строки

стихотворения.

    После того как ученик выучил стихотворение он рассказывает его перед

малой группой в три-четыре человека. Этот речевой тренинг способствует

лучшему запоминанию и готовит к выступлению перед всем классом.

   

    Работа в классе над заучиванием стихотворения протекает в зависимости

от времени. Это может быть фрагмент урока или весь урок. Объем

заучиваемого материала может быть самым разным.

   

    Можно заучивать различные произведения, иностранные тексты и другой

учебный материал.

    Если первым этапом моей работы было тщательное изучение некоторых

вопросов психологии и изучение самого алгоритма этой технологии, то

вторым этапом была подготовка к самому уроку, на котором я собиралась

опробовать данную технологию на практике.

   

    Итак, план-конспект урока.

             

           

        Урок английского языка из серии уроков, посвященных разделу:

Культура США.

Урок в 7В классе.

Тема: Соединенные Штаты Америки.

Задачи урока:

  1. развивающая: развитие творческих способностей, развитие памяти и

внимания;

  1. образовательная: продолжение знакомства с социо - культурным

достоянием страны;

  1. воспитательная: воспитание навыков сотрудничества ( работа

фронтальная, парная, групповая );

  1. практическая: развитие и совершенствование навыков подготовленной

устной речи аудирования.

Ход урока:

Этап 1. организационный.

Актуализация темы, целей урока и представление плана урока.

Этап 2. подготовка к активной учебно – познавательной деятельности.

  1. Фонетическая зарядка с целью активизации уже имеющихся знаний у

учащихся, а также подготовить учащихся к восприятию и

воспроизведению английской речи.

  1. Работа с текстом песни. Прослушивание песни и краткая справка об

авторе с целью повышения мотивации.

  1. Выполнение упражнения на основе текста песни. Учащиеся должны

найти в тексте песни слова, описывающих пейзаж и слова, являющиеся

географическими названиями. С целью напоминания значений некоторых

слов и снятия языковых трудностей ( приложение 1 ).

Этап 3. основная часть урока.

Заучивание текста наизусть на уроке по схеме ( приложение 2 ).

Этап 4. заключительный.

  1. Рефлексия. Сколько времени вы тратите на заучивание текста ( такого

же объема ) дома? Сравните свои ощущения во время такой работы дома и

в классе? Какой метод вам подходит больше?

  1. Оценка работы учащихся на уроке. Самооценка.

  1. Домашнее задание. Сочинить стихотворение, используя лексику песни

на примере своей страны: Что вы видите, путешествуя по родной стране?

                                                 Приложение 1.

Текст песни.This Land is Your Land.

( words and music by Woody Guthrie )

As I was walking that ribbon of highway

I saw above me that endless sky-way.

I saw below me golden valley.

This land was made for you and me.

This land is your land? This land is my land.

From California to the New York island,

From the red-wood forest to the Gulf Stream water:

This land was made for you and me.

Приложение 2.

Заучивание текста наизусть. Схема.

Первое четверостишие. ( учащиеся работают в парах )

1 шаг. Ученик 1 читает, ученик 2 слушает и следит по тексту.

2 шаг. Ученик 1 и ученик 2 старается понять, о чем они прочитали.

3 шаг. Ученик 1 читает снова, ученик 2 слушает и следит по тексту. Оба

стараются запомнить.

4 шаг. Ученик 1 следит по тексту и подсказывает, ученик 2 старается

пересказать по памяти ( до тех пор пока ученик 2 не выучил).

5 шаг. Ученик 1 старается пересказать по памяти, ученик 2 следит по тексту,

подсказывает ( пока оба не выучат ).

Пара распадается. Образуется новая.

Второе четверостишие.

1 шаг. Ученик 1 рассказывает то, что выучил в первой паре. Ученик 3

проверяет по памяти или по тексту.

2 шаг. Ученик 3 рассказывает то, что выучил в первой паре. Ученик 1

проверяет по тексту или по памяти.

3 шаг. Ученик 1 читает новые строки, стараясь их понять. Ученик 3 слушает,

смотрит, старается запомнить.

4 шаг. Ученик 1 читает снова, ученик 3 смотрит, слушает  и старается

запомнить.

5 шаг. Ученик 3 старается рассказать по памяти, ученик 1 следит по тексту,

подсказывает ( пока оба не выучат ).

Пара распадается.

Работа в группах.

Учащиеся работают в группах по 4 человека. Рассказывают друг другу то ,

что выучили. Выбирают лучшего. Лучшие каждой группы рассказывают

перед классом.

       

 Автор этой технологии Дьяченко В. К.. Он дает эту технологию без

предварительной подготовки учащихся к заучиванию конкретного текста.

Но важным моментом при планировании урока по иностранному языку

является подготовить учащихся к восприятию  и воспроизведению

английской речи, поэтому я посчитала необходимым начать работу с этой

технологией с фонетической зарядки. Это дает не только возможность

подготовить учащихся к речи, но и активизирует учащихся.

  Второй, не менее важный момент урока – активизация лексики, поэтому

есть упражнение, которое способствует этому.

   Наконец, исполнение песни ( уже после ее заучивания ) всеми учащимися

позволяет учащимся увидеть результат их труда на уроке, что является

стимулом для дальнейшего изучения языка.

   Как и в любой технологии здесь есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

 1.Безусловно, положительным моментом является развитие памяти у

учащихся.

  1. Работа с данной технологией учит учащихся работать в сотрудничестве.

  1. У учащихся идет обмен опытом ( как учат другие ).

  1. Виден готовый результат.

Минусы:

  1. Слишком много времени технология отнимает от учебного процесса    

( лучше учить дома ).

  1. Нет упражнений на активизацию лексики и артикуляционного

аппарата.

  1. Заучивание текста вещь сугубо индивидуальная ( кто-то учит под

музыку, кто- то в полной тишине и т. д. ).

Список литературы

- Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А.

Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980

- Общие формы организации процесса обучения: Актуал. пробл. теории и

практики обучения / В.К. Дьяченко, Красноярск Изд-во Краснояр. ун-та 1984

- Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К.

Дьяченко М. Педагогика 1989

 - Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразоват.

шк.Дьяченко В.К.; Новокузнец. ин-т повышения квалификации,

Новокузнецк Изд-во ИПК 1996

 - Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. - М.:

Народное образование, 2004 Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.:

Народное образование, 2001.

 - Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в

современном мире. - М.: Школьные технологии, 2005.

-  Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая

технология. - Красноярск: КК ИПК РО, 1998

 - Бабанский Ю.К.  Оптимизация процесса обучения.  Общедидактический

аспект. М., 1977г.

 - Беспалько В.П. Слагаемые  педагогической технологии. М.,Педагогика,

1989г.

-  Боголюбов  В.И.  Педагогическая  технология:  эволюция  

понятия//Советская педагогика  N9, 1991г.

- Бордовский  Г.А.,Извозчиков  В.А. Новые  технологии обучения:

вопросы терминологии// Педагогика N5 1993г  Гузеев В.В. Лекции по

педтехнологии  М., Знание, 1992г.

 Зубарева Н.С.  Педагогическая  технология: путь в дидактику и практику

обучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации

работников образования. Межвуз. науч. труд  Вып.3 в 2-х ч, Ч1М., 1994г    

Кларин  М.В.  Педагогическая технология  в  учебном  процессе

(Анализ зарубежного опыта)  М., 1989г.

 Коменский  А.Я.  Великая дидактика//Избранные  педагогические

сочинения  М., 1955г.

Обучение и развитие/ Под ред. Л.В.Занкова  М., 1975г.

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина

//Педагогика N2,1993г

Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Издательство

МГУ, 1990. – 367 с.

Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. / Б.Ц. Бадмаев. – Кн. 1:

Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – М.:

ВЛАДОС, 2004. – 233 с.

Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. / Б.Ц. Бадмаев. – Кн. 2:

Психологический практикум для учителя: развитие, обучение и воспитание.

– М.: ВЛАДОС, 2004. – 158 с.

Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001.

357 с.

Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация

мышления / Е.И. Горбачева // Вопросы психологии. – 2001. - № 5. – С. 35-48.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: Учебное пособие для

студентов вузов / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2003. – 431 с.

Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. –

583 с.

Мараев В.А. Ошибки словесной памяти / В.А. Мараев // Вопросы

психологии. – 1992. - № 1-2. – С. 147-152.

Мараев В.А. Профессионализация памяти студентов / В.А. Мараев, Г.П.

Холопова // Вопросы психологии. – 1990. - № 3. – С. 94-99.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С.

Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

Основы психофизиологии / Отв. Ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М,

1997. – 432 с.

Середа Г.К. Что такое память? / Г.К. Середа // Психологический журнал. – 1

985. – Т. 6. - № 6. – С. 41-48.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест,

1998. – 800 с.

Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение,

1987. – 446 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с аутентичными аудитивными текстами Разработка урока в 11 классе.

Технология работы с аутентичными аудитивными текстамиРазработка урока в 11 классе....

Технология работы с текстом на уроке русского языка.

Технология- это  совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В этой методической разработке показана технология работы с текстом. Раскрываются понятия: основные пр...

Технология взаимосвязанного обучения чтению и говорению на основе монологического текста на уроках иностранного языка

Теоретический материал по проблеме обучения чтению и говорению на основе монологического текста...

Конспект урока по информатике на тему Технология ввода текста. Редактирование текста вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Конспект  урока по информатике на тему: Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Цель урока: научить техноло...

Технология заучивания стихотворения с детьми с недостатками интеллекта

В данной статье используется приёмы: построчной кодировки стихотворения,  декодирования, многократное повторение стихотворных строк, которые способствуют развитию памяти у детей....

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....