Психологический аспект урока английского языка
методическая разработка по английскому языку (11 класс) по теме

Беляева Ольга Николаевна

 

Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение  с учащимися.
Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьниками речевого опыта на новом для них языке. 
Психологический аспект процесса обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учителя с учащимися и учащихся друг с другом), под которым понимается, прежде всего,  их совместная согласованная  деятельность. Часто именно психологический компонент урока оказывается ведущим. 
 В качестве психологического «компонента» урока, прежде всего,  рассматриваются два активных субъекта учебного процесса — учитель и учащиеся и  учебный предмет, объединяющий все стороны процесса взаимодействия (сотрудничество, общение).
             Нельзя добиться положительной мотивации, развития интереса к предмету, решения поставленных образовательных, воспитательных задач, не основываясь на психологическом анализе изменений личности ученика, специальном  контроле над  этими изменениями, учета результатов этих изменений. 
Процесс обучения иностранному языку должен преломляться  через знание  личности обучаемого, его потребностей, мотивов, интеллекта и других индивидуально – психологических особенностей. 
Учет психолого-педагогических и индивидуальных особенностей учащихся  позволяет  с максимальной эффективностью внедрить новые технологии в учебный процесс, повысить результативность обучения, сформировать прочные и глубокие навыки,  развить творческие способности учащихся,  повысить уровень самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома,  добиться определенных успехов во внеурочной деятельности учащихся,  развить личностные качества учащихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Признавая существование различных методов в современном процессе обучения английскому языку, следует отметить, что эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение  с учащимися. В психолого- методической и педагогической литературе рассматриваются  вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения иностранным языкам, изучаются  методологические и психологические аспекты педагогического общения на уроках  (Китайгородская Г.А., Пассов Е.И, Ш.Амонашвили, И.А.Зимняя, Беляев Б.В., Леонтьев). В наши дни  процесс обучения иностранному языку понимается не как  индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение»[8]. Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьниками речевого опыта на новом для них языке.  Иностранный язык  - едва ли не единственный  предмет в школьной программе, ставящий своей целью «обучение общению»[6], и в этом смысле его значение  трудно переоценить. Общение как деятельность человека становится не только целью, но и средством достижения этой цели. Психологический аспект процесса обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учителя с учащимися и учащихся друг с другом), под которым понимается, прежде всего,  их совместная согласованная  деятельность. Часто именно психологический компонент урока оказывается ведущим,  «определяет эмоциональный тон урока, определяет результат обучения»[11]. Даже если урок подготовлен методически правильно, оптимального  результата  не достигается, если не учтены взаимоотношения в классе между учащимися, особенности  коллектива,  личностные и индивидуально-психологические особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, их интересы, увлечения. В результате в качестве психологического «компонента» урока, прежде всего,  рассматриваются два активных субъекта учебного процесса — учитель и учащиеся и  учебный предмет, объединяющий все стороны процесса взаимодействия (сотрудничество, общение). Существуют следующие стили педагогического общения – общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение. Являясь учителем английского языка – предмета, который является одним из приоритетных,  осознаю  большую ответственность за знания учеников, формирование и развитие их личности, создание необходимых условий человеческой жизнедеятельности, раскрытие их  творческой активности.

 На уроках стараюсь всегда быть  учителем - наблюдателем, учителем-посредником, учителем-умиротворителем и наставником. Чтобы правильно строить свои отношения с учащимися, всегда стараюсь понять психологию каждого ребенка, его настроение, состояние. Необходимо уловить своеобразие каждого из них, быть внимательным ко всему, что происходит в классе, на уроке, правильно реагировать на поведение учащихся, на их отношение к предмету и учителю. Неумелое педагогическое общение затрудняет  познавательную  деятельность школьников, иногда страдает психика школьников, остаются не полностью раскрытыми творческие возможности личности ученика. Стараюсь устранить любую фальшь  в отношениях со своими  учениками. Лишь искренность и понимание  в итоге породит искренность и взаимопонимание со стороны любого учащегося. Уже на начальном этапе урока  эффективность его возрастает, если он затрагивает личностные переживания, опыт, интересы, деятельность учеников, когда на уроке царит доброжелательная обстановка, располагающая к общению. Обычно  урок  начинаю  не только сообщением темы, плана урока, но и обсуждением совместно с учащимися  организации учебной деятельности в ходе урока, отдельных этапов урока,  формулированием целей и задач урока и способов их достижения, введением в атмосферу иноязычной речи, установлением контакта с учащимися и настрой на продуктивное общение. Для установления эмоционального контакта на этапе  организационного  момента, который  необходим для мобилизации  языкового материала, соответствующего теме, и включение в языковую среду, а так же для  создания благоприятной  психологической атмосферы (эмоциональная разрядка, снижение усталости, повышение уровня внимания, установление контакта в группе) использую    упражнение-игру «Round about». Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч («round») и высказываются о («about») своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры; а может стать диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы или комментарии. Например:
I’m fine (not so good, not bad, so-so, terrible, sleepy, humorous, and excited)
I’m in good (bad) mood today I feel like singing and dancing today, because it’s my birthday
I don’t feel like writing, because I have no copy book
Бывают случаи, когда учащимся трудно говорить о своем эмоциональном состоянии из-за внутренней скованности, неустановленного контакта в группе или просто из-за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно, используя   карточки с изображением разных  эмоциональных состояний.  Эмоциональная     активность учащихся  на протяжении всего урока  поддерживается  с помощью  сменой  эмоционально насыщенных  фрагментов   урока   на  более спокойные;    коллективной   групповой  работы    на индивидуальные  задания  по карточкам, а  также с помощью  использования презентаций,  приемов   релаксации. Приемы выразительного интонирования логического ударения (плавные или резкие переходы интонации и громкости в произносимых фразах)  оказывают активизирующее воздействие, препятствует тормозных состояний особенно у младших школьников 2-4 классов, чья личность реализуется
 в игре. Игровая деятельность является ведущей для учащихся начальной школы. Игра – «это естественное состояние младших школьников»[13].         Игровые моменты бесконечно разнообразны. Вот некоторые из них:

- подвижные игры (зарядка, игра в животных, «кошки-мышки», игры на внимание)

- стихи и песни, сопровождаемые движениями.

- игры-соревнования (дети делятся на группы и выполняют различные задания)

- игры с мячом

                - диалоги с любимыми героями любимых русских и английских сказок, мультфильмов, когда  в гости приходят Винни-Пух и Белоснежка, Карлосон, Пятачок и др. Учитывая неустойчивое внимание, быструю утомляемость, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерно двигательную активность младших школьников, активно использую в своей работе  стихи, рифмовки, песни, загадки, скороговорки. Необходимо, чтобы на уроках младших школьников  окружал привычный мир игрушек – набор животных, мебели, кухонной игрушечной посуды, одежды.

       Трудности и противоречия современной жизни, быстро меняющиеся социальные условия оказывают влияние на внутренний мир подростка, создают атмосферу страха, рождают чувство неуверенности, замешательства. Использование педагогического внушения помогает  развивать способность личности поверить в свои силы, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, помогает решать проблемы  межличностного и делового общения,  вырабатывать жизненно важные навыки. Педагогическое  внушение  осуществляется с помощью четких формулировок. Так, для начала урока характерны фразы типа: «Я вижу, что вы готовы к уроку», «Вы легко поймете и запомните учебный материал».  В  процессе учебной деятельности использую следующие формулы: «Вы все можете выполнить это задание», «С каждым днем вы работаете все лучше». При записи в дневник домашнего задания произношу фразы: «Это задание будет для вас интересным», «Вы все справитесь с домашним заданием». Хотя подобные формулировки и не всегда соответствуют реальной ситуации в классах, задача педагогического внушения заключается в формировании внутренних  процессов восприятия, памяти, сознания, воли, необходимые для решения определенных задач.

       Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения английским языком ставят вопрос о повышении качества обучения по иностранному языку, «разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения английскому языку»[2]. Однако, как показывает  практика, существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась в начале новизной предмета, стремлением, готовностью и желанием научиться общаться на изучаемом языке. К тому же, изучение английского языка в условиях  муниципальной школы не имеет  возможности общаться с носителями языка и тем самым при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета «иностранный язык». В связи с этим особенно остро встает вопрос о  поиске новых,   более эффективных методик,  методов и приемов обучения иноязычной культуре для   поддержания устойчивого  интереса  детей к изучению иностранного языка, для создания и поддержания активной мотивации школьников  к  изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения.   Использование коммуникативной технологии в обучении английскому языку позволяет использовать межличностные  отношения в классе  для  установления   благоприятного психологического климата на уроке;  применения  таких форм и методов, приемов и упражнений, которые способствовали бы  развитию  дальнейшей коммуникации,   изменению эмоционального   состояния, самочувствия, поведенческих установок учащихся на уроке, повышению мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования, принятием стандартов нового поколения  вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.  Актуальность данного метода продиктована тем, что основной целью обучения английскому языку в школе является как   «развитие коммуникативной компетенции, так и  реализация воспитательной, развивающей целей, образование, воспитание и развитие личности школьника»[7].  Для осуществления коммуникативной организации урока важно определить предмет, цель и форму общения, выбрать эффективный способ предъявления материала, постоянно поддерживать речемыслительную  активность школьников.  Коммуникация не есть проговаривание языковых структур. Деятельностная сущность говорения означает, что в процессе коммуникации решаются задачи, достигаются цели, получают результат. Коммуникативное общение предполагает  «создание  естественной  речевой  ситуации  общения и несет познавательную нагрузку»[7]. Такая работа требует определенного  напряжения мысли, ума, анализа. Стараюсь  проводить  уроки не ради самого урока, а ради того, чтобы, воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.    Сочетание  воздействия «через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение)»[9]  вносит в процесс обучения  изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если «оно не вносит изменений в структуру личности»[12]. Большие возможности для этого представлены в использовании ролевых игр,  когда ученик выступает в других социальных ролях (врач, учитель, тренер, корреспондент, сын-дочь, любитель кино и т,д.). Ролевая игра требует знания различных учебных дисциплин (географии, истории, экономики), учащиеся выступают в роли сына и дочери, бабушки и мамы, ученого, корреспондента, аналитика.   Обратила внимание, что хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше использует структуру, опору или имеет отметку «5», а тот, кто имеет большой, жизненный опыт, кто быстро ориентируется в обстановке, более общителен, коммуникабелен. Подбор ролей формирует «активную жизненную позицию,  лучшие человеческие  качества, чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки»[5].  Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету. Такие уроки оживляют общение, они имеют личностную направленность.  Организовываю   такую деятельность, где  общение основано на индивидуальном, личном опыте, высказывания мотивированы, обращены к одноклассникам, убедительны, личностны. Было установлено, что умению обобщить, аргументировать, делать выводы, вступать в спор  способствуют  активные формы уроков, такие как, пресс- конференция «Хотите стать современными?.. Умнейте» (10 класс).  Уроки   достигают своей цели,   если обсуждаются поступки, которые  пережиты детьми или переживаются,  проблемы связаны с окружающим миром учащихся при обсуждении  таких вопросов, как:  «В нашей школе нужно ли вводить форму» (9 класс), «Может ли предать настоящий друг» (7 класс),  «Как хобби помогает (мешает) тебе в учебе, жизни» (7 класс),  «Знаешь ли ты историю своего родного края» (8 класс), «Надо ли много читать» (9 класс).   Большие мотивирующие возможности имеет урок- дискуссия.    Пришла к выводу, что для подростков положительное воздействие на мотивацию к учению оказывает освещение болевых молодёжных проблем: наркотики, табакокурение, насилие, взаимоотношения в семье, проблема «отцов и  детей». При подведении итогов урока, как мы заметили, целесообразно развить   проблему «What to do?», и как заключительный этап урока - высказывания учащихся, основанных на личном опыте. Навыки такого общения (где содержанием является личный опыт), как показали беседы с учащимися, останутся на всю жизнь, даже если ученик забудет по тем или иным причинам иностранный язык. Такие уроки дают достаточно полное представление об уровне речевых умений учащихся, однако, выставление отметок на таких уроках противоречило бы его атмосфере, и, этот момент, как было замечено нами, целесообразно перенести на следующий урок. Что же касается стимулирующей роли отметки, то на подобных уроках такой вопрос не стоит. Здесь «задействованы познавательные мотивы, ученик получает удовлетворение от факта общения на иностранном языке» [1], который является важным  показателем для самоутверждения и самореализации подростка. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир  учащихся, на его психику и сознание. Для подростка 14-16 лет  наиболее актуальным становится именно познание себя как личности в восприятии других.  Подростки  стремятся  занять определенное положение среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет,  желают  занять место лидера. Приходится учитывать не только особенности характера и темперамента, но и такие свойства личности, как инициативность в общении, авторитет среди одноклассников, насколько ученик верит, что его мысли и чувства важны и интересны школе.  Все эти моменты характерны для подростков данного возраста. Одни ставят позитивные цели, испытывая при этом положительные эмоции. Они активны на уроке, не боятся высказываться по щепетильным вопросам «Проблемы в семье» (10 класс), «Взаимоотношения подростков в классе» (10 класс). Иначе ведут себя мотивированные на избегание неудачи школьники. Они не уверены в себе, застенчивы,  боятся критики. Их мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы и  успех. Учитывая уровень  знаний учащихся, предлагаются задания разного уровня сложности. Менее подготовленным  ученикам  задания упрощаются (дается больше времени для подготовки, разрешается использовать опоры, словари), предлагаются простые речемыслительные задания: «выпиши ключевые слова», «выдели главную идею», «догадайся по заголовку, о чем пойдет речь», «ответь  ребятам на интересующие их вопросы».  Было решено  в кабинете английского языка  учащихся  рассаживать за партами по своему усмотрению,  не ограничивать их в выборе соседа по парте. Так определяются пары учащихся с лучшей психологической совместимостью, необходимой для коммуникативных упражнений. Замечено, что меняется психологическая обстановка в классе, для большинства детей процесс обучения становится радостным и желанным. Стиль взаимоотношений процесса тоже меняется. Использование проектной методики создает благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, вырабатывают чувство коллективизма, создают условия «для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы»[3] как единой сплоченной команды. Школьники  осознают  себя как члены единой творческой группы, учатся работать в коллективе, утвердиться в глазах своих одноклассников. Ученики отдают предпочтение выполнению проектов по теме «Как лучше провести лето»  (7 класс), «Какие достопримечательности привлекают меня в Лондоне» (7-8 класс),  «Мой идеальный день» (8 класс), «Школа, где я хотел бы учиться» (9 класс), «Что нам мешает никогда не болеть» (8 класс). Работая над данной темой, пришла к выводу, что нельзя говорить об обучении иностранному языку без психологии.  Нельзя добиться положительной мотивации, развития интереса к предмету, решения поставленных образовательных, воспитательных задач, не основываясь на психологическом анализе изменений личности ученика, специальном  контроле над  этими изменениями, учета результатов этих изменений. Процесс обучения иностранному языку должен преломляться  через «призму личности обучаемого, его потребностей, мотивов, интеллекта и других индивидуально – психологических особенностей»[4]. Учет психолого-педагогических и индивидуальных особенностей учащихся  позволяет  с максимальной эффективностью внедрить новые технологии в учебный процесс, повысить результативность обучения, сформировать прочные и глубокие навыки,  развить творческие способности учащихся,  повысить уровень самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома,  добиться определенных успехов во внеурочной деятельности учащихся,  развить личностные качества учащихся.  Все это убеждает, что иностранный язык может быть «действенным фактором всестороннего развития личности»[12].  Ученик  выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации творческого потенциала,  развитии своих способностей в области изучения английского языка, стремится к «самообразованию и осознанию своих профессиональных склонностей»[6], что  является одним из условий  реализации стандарта образования нового поколения.

                                                            Литература

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Образовательная технология как        инструментарий учителя. Центр «Педагогический поиск», Москва, 2003
  2. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. Завуч (научно-практический журнал), №3 3004г.
  3. Загорский А.П. О психологическом компоненте  предмета «иностранный язык» в школе. Иностранные языки в школе, 1990, № 6.
  4. Зимняя И.А.Психология оптимизации обучения иностранному языку в школе. Иностранные языки в школе, 1989, № 2.
  5. Колкер Я.М. Практическая методика обучения английскому языку. Учебное  пособие. – Издательский центр «Академия», Москва, 2000 год
  6. Новые  образовательные стандарты по иностранным языкам – М.: АСТ/ Астрель, 2004
  7. Пассов  Е.И. Принципы  создания  системы коммуникативного обучения
  8. Пассов, Е.И. // Культурологическое развитие учащихся. - М., Просвещение, 2000.
  9. Полат, Е.С. // Новые педагогические и информационные технологии в
    системе образования. - М., 1998
  10. Полат  Е.С.  Метод  проектов на уроках  иностранного языка,    Иностранные языки в  школе,  № 2, 2000г.
  11. Рогова, Г.В. // Методика обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 1991.
  12. Рубинштейн, С.Л. // Основы общей психологии. СПб – 2000.
  13. Шмаков, С.А. // Игра учащихся - феномен культуры. М., Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение фонетическому аспекту языка на уроках английского языка в начальной школе

Работа над произносительной стороной речи остается одним из приоритетов при обучении английскому языку в начальной школе. Живая фонетика. "А что еще это такое ?" - удивитесь вы. Данная работа ответит ...

Обучение фонетическому аспекту языка на уроках английского языка в начальной школе

Работа над произносительной речи остается одним из приоритетов приобучении английскому языку младших школьников. Живая фонетика. "А что это еще такое?"- спросите вы. Данная работа, в которой содержатс...

Здоровье сберегающие аспекты использования психологической и других форм игры на уроках английского языка.

Материал знакомит с использованием профилактических средств борьбы с утомляемостью на уроках посредством игры....

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Психологический аспект на уроках английского языка" (№ 1-2, 2015)

В статье рассматривается психологический аспект на уроках английского языка, без учета которого самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов в подростковой школе. Автор утверждает, ч...

Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»

В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...

Психологические аспекты обучения английскому языку

Методика преподавания иностранного языка имеет тесную связь с психологией.Перед учителем стоит сложная задача дать учащимся оптимальный объём актуальной лексики и речевых формул, сделав курс обучения ...