«Индивидуализация процесса обучения английскому языку в рамках психологического аспекта развития личности школьников на уроках английского языка»
материал

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_novaya_versiya_2023.docx24.67 КБ
Office presentation icon moe_vystuplenie_2023novoe.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема – «Индивидуализация процесса обучения английскому языку в рамках психологического аспекта развития личности школьников
на уроках английского языка»

Методика преподавания иностранного языка напрямую связана с психологией. Причина в том, что существует психологический предел восприятия и запоминания учебного материала или информации. Как правило, учащиеся, даже те, кто неплохо владеют иностранным языком, часто допускают характерные грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки. Причина ошибок - разные языковые механизмы родного и иностранного языков.

Изучение иностранного языка подразумевает овладение четырьмя видами речевой деятельности, к которым относятся говорение, аудирование, чтение и письмо.

Следует отметить, что самым сложным является именно говорение. Говорение является активным видом речевой деятельности. Это может быть связано с проблемами, как школьного образования, так и условий в которых навык говорения формировался.

В связи с новыми приоритетами развития системы образования намечается тенденция к изменению, обновлению содержания, педагогических технологий, требований и критериев оценки эффективности и результативности образовательного процесса.

Анализ системы образования высветил ряд проблем, одной из которых является слабая ориентированность школы на формирование и развитие личности ученика, учет и развитие его потенциальных способностей, возможностей и интересов.

Одним из принципов решения данной проблемы является индивидуализация образовательного процесса. Принцип индивидуализации состоит из противоречия: с одной стороны, доминирование коллективной формы обучения, с другой – индивидуальные особенности и способности личности ребенка.

Разрешение связано с рядом причин:

Классно-урочный способ организации образовательного процесса.

Отсутствие разработанных технологий, ориентированных на развитие индивидуальных особенностей школьника.

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность и компетентность педагогов общеобразовательных школ,

Данные причины тормозят развитию индивидуальных особенностей школьника. Как показывает практика, большинство учеников, вступающих в общение на иностранном языке, испытывают психологические трудности, связанные с преодолением многих проблем: ожидание неудач, повышенная тревожность, «зажатость», боязнь ошибок и т.п. Трудности преодоления подобных барьеров, как правило, являются следствием того, что в процессе обучения не уделяется должного внимания психологической подготовке школьников к коммуникации на иностранном языке.

Игнорирование названных факторов нарушает процесс обучения, отрицательно влияет на развитие личности школьника, вплоть до возникновения невротических состояний, приводит к возникновению межличностных конфликтов в группе, снижая эффективность учебной деятельности. Поэтому процесс обучения должен стимулировать оптимальное психическое состояние школьника в иноязычном общении.

Таким образом, несомненная значимость и недостаточная изученность выбранной темы определила актуальность данного исследования.

ЦЕЛЬ - изучить психологические трудности влияющие на школьников при изучении английского языка (слайд 1)

Объект исследования - процесс обучения английскому языку (слайд 2)

Предмет исследования - психологические трудности, возникающие у школьников при изучении иностранного языка.

Личностно- деятельностный подход в обучении ИЯ - вся деятельность направлена на развитие личности, с учетом мотивов, целей и неповторимого склада этой личности (слайд 3)

Изменение мотивации изучения ИЯ ( на начальном этапе) (слайд 4)

1 год обучения - стойкий интерес к изучению ИЯ - 97%

4 год обучения - стойкий интерес к изучению ИЯ - 14%

Причины, по которым пропадает желание изучать ИЯ
(по результатам анкетирования уч-ся)
(слайд 5)

Объем материала увеличился

Много незнакомых слов

Не понял предыдущий материал

Не могу справиться с д/з

Не успеваю выполнять задания на уроке

Мотивы изучения ИЯ(слайд 6)

Внешние

«5»

похвала

подарок

одноклассники увидят и т.д.

Внутренние

Смогу применить в общении с иностранцами

Смогу читать книги в оригинале

Смогу узнать о продукте и т.д.

Мотивационная установка(слайд 7)

Я ХОЧУ…

Я МОГУ…

Я БУДУ…

Учет психофизиологических особенностей возраста при обучении ИЯ(слайд 8)

Этапы формирования личности ученика при изучении английского языка (слайд 9)

Начальный этап - 2-4 класс ( 7-10 лет) - активная форма работы. Обучение ИЯ – направлено от ситуаций общения к подстановке собственных ситуаций.

Средний этап- 5-9 класс ( 11-15 лет) - развитие самооценки, общение, отношения со сверстниками. Обучение ИЯ – направлено на ценностные ориентиры.

Старший этап- 10, 11 класс (16,17 лет) - Обучение ИЯ профессионально - ориентировано .

Гипотеза исследования (слайд 11)

«Психологические барьеры при изучении английского языка в школе вызваны низким статусом в группе сверстников, определенным типом мышления, повышенным уровнем социальной тревожности и самооценки»

Задачи (слайд 12)

Проанализировать психолого-педагогическую литературу;

Выявить психологические факторы возникновения трудностей;

Исследовать познавательно-психологические процессы подростков;

Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на коррекцию трудностей при изучении иностранного языка

Методы исследования (слайд 13)

1. Теоретический метод -изучение и анализ психологи педагогический литературы;

2. Эмпирический метод – изучение предмета при помощи методик:

- Г.В.Резапкина «Тип мышления»,

- Дж.Морено «Социометрия»,

- Ч.Д.Спилберга «Шкала ситуационной тревожности»

- Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн «Анализ самооценки»

- Ф.Хоппе «Уровень притязаний»

3. Статистический метод - графическое или табличное представление результатов

Индивидуализация – учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. (слайд 14)

Индивидуальный подход – особая форма воспитательного процесса, который исходит из анализа индивидуально-личностных характеристик.

ФОРМЫ Индивидуализации (слайд 15)

Примеры заданий индивидуальной работы (слайд 16)

Во 2–3-м классах детям предлагается составить рассказ о своем друге, но ученик со слабым уровнем подготовки не сможет это подготовить. Поэтому для слабых детей есть дополнительные подсказки, он нажимает на нужную картинку и под ней появляется начало предложения. Закончить это предложение необходимо самостоятельно. В результате должен получиться текст. На экране компьютера появляется карточка с картинками-подсказками. Рассказывая о каждой картинке, получается небольшой связный текст “My friend”. Сильные дети могут рассказывать и без картинок. Для более слабых детей есть дополнительные подсказки. Если ребенок не может сам составить предложение, он нажимает на нужную картинку и под ней появляется начало предложения. Закончить это предложение необходимо самостоятельно. В результате должен получиться текст:

I have got a friend. His name is … he is 10. He lives in the house. He can read (run). He can not skate (sing). He has a pat. It is a dog (cat).

То есть, с данной карточкой можно работать 2 способами: только глядя на картинки или пользуясь подсказкам. Таким образом, более слабые учащиеся тоже видят результат своей работы, пусть даже и с подсказками. Исходя из своего опыта, могу сказать, что если такие подсказки-опоры использовать систематически, то через 4-5 тем в них уже нет необходимости. У этих детей повышается мотивация к изучению английского языка, следовательно, повышаются и результаты обучения.

Примеры заданий парной работы (слайд 17)

Задание на отработку умения задавать вопросы “Do you ; и “Would you ; и отвечать на них. Часто слабые учащиеся затрудняются в составлении вопроса, поэтому для них предусмотрены подсказки, а сильные учащиеся задают вопросы самостоятельно. Затем дети меняются ролями. Если возникают затруднения, то более слабый ребенок может воспользоваться помощью, щелкнув на кнопке Help. Подсказка появляется на несколько секунд, затем исчезает. И ребенок задает вопросы. Если вдруг кто-то из детей забыл название продукта, то также можно воспользоваться подсказкой. Нажав на неизвестный продукт, под ним появляется его название, которое больше не исчезает. Таким образом, хоть и с подсказками, более слабые учащиеся тоже активно участвуют в диалоге. А чем чаще ребенок будет задавать вопросы, пусть даже с подсказкой, тем быстрее и качественнее он запомнит данную конструкцию.

Задание единой групповой работы (слайд 18)

Задание дается одинаковое для всех групп. Класс делится на такие группы, где есть и сильные и более слабые учащиеся. Это необходимо для того, чтобы в каждой группе сильные учащиеся доступным языком объяснили все непонятное слабым учащимся. Примером единой групповой работы может служить задание, целью которого является отработка употребления вопросительных слов. После прочтения текста детям предлагаю карточку, на которой даны вопросы, и необходимо правильно подобрать вопросительное слово к каждому вопросу. Дети в группах обсуждают ответы и по мере необходимости объясняют более слабым. Проверка проводится фронтально с помощью компьютера (клик на пропуске для вывода ответа). Такая работа позволяет сильным учащимся повторить материал и потренироваться в умении объяснять, а более слабым еще раз послушать объяснение того или иного правила.

Задание дифференцированной формы групповой работы (слайд 19)

Отработка фонетических навыков, при работе со скороговорками.

Группу делю на две подгруппы: первая – дети со слабыми способностями к подражанию, вторая – сильные ученики. Одну скороговорку учат обе группы. В первой группе учителем является сильный ученик, во второй – сам учитель. Темп скороговорки в группах различный. Работа над скороговоркой может проводиться различными способами. Например: первая группа проговаривает скороговорку с показом ее содержания - If you, Andy, have two candies, give one candy to Sandy, Andy. Дети изображают Sandy, Andy и автора и делают то, что говорится в скороговорке. Причем, автору это нужно сказать как можно быстрее. Потом роли меняются. Сильные ученики проговаривают скороговорку на время. Данное задание индивидуально подходит к развитию беглости английской речи каждого ученика.

Примеры заданий фронтальной работы (слайд 20)

Фронтальный опрос хорошо использовать при описании картинки по вопросам, где сложные вопросы задаются сильным ученикам, а легкие – более слабым. Вопросы задаются в такой последовательности, чтобы затем сильный ученик описал картинку, опираясь на вопросы учителя, а слабый – с опорой на письменные вопросы. Еще одним способом фронтального опроса является пересказ текста (описание картинки) по цепочке. В данном случае слабый ученик составляет и воспроизводит такую конструкцию, какую умеет, используя известный лексический материал. Преимущество этого способа в том, что каждый ребенок самостоятельно обдумывает и составляет предложения в зависимости от способностей и возможностей, а в целом получается связный рассказ. Пересказ текста (описание картинки) по цепочке, что позволяет учащемуся вспомнить грамматические конструкции и лексические единицы, объединить их в единый текст.

Фото отчет групповой работы (слайд 21)

Театрализованная постановка «Twelve months - 12 месяцев» (слайд 22)

My town - Мой город (слайд 23)

Результаты (слайд 24)

Резюмируя выше сказанное (слайд 25)

Индивидуализация позволяет обучить и развить действительно каждого школьника.

Благодаря индивидуализации, ребенок без дополнительных усилий, уверенно и с желанием усваивает новые знания .

Принцип индивидуализации помогает поэтапно формировать умения и навыки детей, что позволяет контролировать, а значит, вовремя корректировать процесс развития и обучения ребенка иностранному языку .

Психолого-педагогические рекомендации при изучении иностранного языка (слайд 26)

1) языковой материал должен отрабатываться в разных видах упражнений;

2) упражнения должны стимулировать активную творческую деятельность учащихся и вызывать интерес;
4) упражнения должны логически осмысляться, положительную роль при этом играет сравнение нового материала со старым;
5) запоминание должно опираться на различные виды ощущений (зрительные, слуховые, связанные с моторикой руки, рече-двигательные).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуализация процесса обучения английскому языку младших школьников в рамках психологического аспекта развития личности на уроках английского языка учителя английского языка высшей категории Галицких Лилия Анатольевна

Слайд 2

ЦЕЛЬ изучить психологические трудности влияющие на школьников при изучении английского языка

Слайд 3

Актуальность исследования Объект исследования - процесс обучения английскому языку Предмет исследования - психологические трудности, возникающие у школьников при изучении иностранного языка.

Слайд 4

Личностно- деятельностный подход в обучении ИЯ Вся деятельность направлена на развитие личности , с учетом мотивов, целей и неповторимого склада этой личности

Слайд 5

Изменение мотивации изучения ИЯ ( на начальном этапе) 1 год обучения - стойкий интерес к изучению ИЯ - 97% 4 год обучения - стойкий интерес к изучению ИЯ - 14%

Слайд 6

Причины, по которым пропадает желание изучать ИЯ (по результатам анкетирования уч-ся) Объем материала увеличился Много незнакомых слов Не понял предыдущий материал Не могу справиться с д/з Не успеваю выполнять задания на уроке

Слайд 7

Мотивы изучения ИЯ Внешние «5» похвала подарок одноклассники увидят и т.д. Внутренние Смогу применить в общении с иностранцами Смогу читать книги в оригинале Смогу узнать о продукте и т.д.

Слайд 8

Мотивационная установка Я ХОЧУ… Я МОГУ… Я БУДУ…

Слайд 9

Учет психофизиологических особенностей возраста при обучении ИЯ

Слайд 10

Этапы формирования личности ученика при изучении английского языка Начальный этап - 2-4 класс ( 7-10 лет) - активная форма работы. Обучение ИЯ – направлено от ситуаций общения к подстановке собственных ситуаций . Средний этап- 5-9 класс ( 11-15 лет) - развитие самооценки, общение, отношения со сверстниками. Обучение ИЯ – направлено на ценностные ориентиры. Старший этап- 10, 11 класс (16,17 лет) - Обучение ИЯ профессионально - ориентировано .

Слайд 11

Гипотеза исследования «Психологические барьеры при изучении английского языка в школе вызваны низким статусом в группе сверстников, определенным типом мышления, повышенным уровнем социальной тревожности и самооценки»

Слайд 12

Задачи Проанализировать психолого-педагогическую литературу; Выявить психологические факторы возникновения трудностей; Исследовать познавательно-психологические процессы подростков; Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на коррекцию трудностей при изучении иностранного языка

Слайд 13

Методы исследования 1. Теоретический метод -изучение и анализ психологи педагогический литературы; 2 . Эмпирический метод – изучение предмета при помощи методик : - Г.В.Резапкина «Тип мышления», - Дж.Морено «Социометрия», - Ч.Д.Спилберга «Шкала ситуационной тревожности» - Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн «Анализ самооценки» - Ф.Хоппе «Уровень притязаний» 3. Статистический метод - графическое или табличное представление результатов

Слайд 14

Индивидуализация Индивидуализация – учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. Индивидуальный подход – особая форма воспитательного процесса, который исходит из анализа индивидуально-личностных характеристик.

Слайд 15

ФОРМЫ Индивидуализации

Слайд 16

Примеры заданий индивидуальной работы Во 2–3-м классах детям предлагается составить рассказ о своем друге, но ученик со слабым уровнем подготовки не сможет это подготовить. Поэтому для слабых детей есть дополнительные подсказки, он нажимает на нужную картинку и под ней появляется начало предложения. Закончить это предложение необходимо самостоятельно. В результате должен получиться текст.

Слайд 17

Примеры заданий парной работы Задание на отработку умения задавать вопросы “Do you like...?” и “Would you like...?” и отвечать на них. Часто слабые учащиеся затрудняются в составлении вопроса, поэтому для них предусмотрены подсказки, а сильные учащиеся задают вопросы самостоятельно. Затем дети меняются ролями.

Слайд 18

Задание единой групповой работы Отработка употребления вопросительных слов. После прочтения текста детям предлагаю карточку, на которой даны вопросы, и необходимо правильно подобрать вопросительное слово к каждому вопросу.

Слайд 19

Задание дифференцированной формы групповой работы Отработка фонетических навыков, при работе со скороговорками. Группу делю на две подгруппы: первая – дети со слабыми способностями к подражанию, вторая – сильные ученики. Одну скороговорку учат обе группы. В первой группе учителем является сильный ученик, во второй – сам учитель. Темп скороговорки в группах различный.

Слайд 20

Примеры заданий фронтальной работы работы Пересказ текста (описание картинки) по цепочке, что позволяет учащемуся вспомнить грамматические конструкции и лексические единицы, объединить их в единый текст .

Слайд 21

Результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой. Английский язык. Учебник для IХ класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий

Рабочая программа по английскому языку разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы основного об...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л. "Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка в колледже".

1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.2. Виды чтения.3. Целевая направленность чтения художественной литературы4. Критерии ...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по УМК Комаровой Ю.А. «Английский язык» «Повседневные дела»

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по  УМК Комаровой Ю.А. «Английский язык» «Повседневные дела»...

Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по УМК Комаровой Ю.А. «Английский язык»

Технологическая карта урокаинформационные технологии , сингапурские технологии технология сотрудничестваУМК Комаровой Ю.А. «Английский язык» Компьютер, мультимедийный проектор ...

Технологическая карта урока английского языка в 6 классе «My school trip» по учебнику «Английский язык. 5 класс», авторы: Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Макбет К. для учащихся с ОВЗ

Цели    Основная практическая цель урока:закрепление грамматической структуры вопросительного и утвердительного предложения в Прошедшем простом времени.Образовательная:использование анг...