Творческая работа как средство создания мотивации в изучении иностранного языка.
статья по английскому языку (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Калиева Санья Казикановна

. Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи: - способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);

 

            - развивать информационные умения (поиск, обработка информации);

 

            - учить детей соединять знания (интегративная основа);

 

            - способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_word_2007_2.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа как средство создания мотивации в изучении иностранного языка.

        На современном этапе изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа

. Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи: - способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);

            - развивать информационные умения (поиск, обработка информации);

            - учить детей соединять знания (интегративная основа);

            - способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).

   Применяя метод проекта Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

  Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме- оформление  интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, изготовление коллажей, афиш, объявлений, составление планов посещений различных мест с иллюстрациями и т.д.. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.       Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, рождая при этом новые идеи.

. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Ученик, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация

     Виды проектов.         В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов: 1.     Исследовательские.      . 2.     Творческие. . 3.     Ролево – игровые   . 4.     Информационные.      . 5.     Монопроекты  . 6.     Межпредметные    7  .    Практико-ориентированные проекты.                                                           Основные принципы проектной работы.   1.     Вариативность.     . 2.     Решение проблем.      3.     Изучение грамматики.      . 4.     Учение с увлечением. . 5.     Личностный фактор.                           Этапы разработки структуры проекта и проведения его: 1) Представление ситуаций, позволяющий выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; 2) выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез; 3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов; 4) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 5) защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; 6) выявление новых проблем.  

7.    Разработки проектов.                                                                                      Считаю, что использование метода проектов – это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.        Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, т.к. коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальных способностей, потребностей,  интересов.        Следует заметить, что дети сами решают, какой проект они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты .                                              

Заключение.          Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется  деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во  время выполнения творческих заданий.        Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для проектной деятельности, я отдаю предпочтение тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка. Я также выбираю темы, содержащие общечеловеческие проблемы. Эти темы дают школьникам возможность задуматься о явлениях и событиях, позволяют приблизить учащихся к другим культурам.        Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации».        При подведении итогов проектной деятельности я стараюсь оценить каждый проект. Для оценки можно выбрать следующие критерии: «самый смелый проект», «самый красивый проект», «самый обоснованный», «самый юмористический» и т.д.        При работе над проектами у учеников возникают следующие трудности: много незнакомых слов, которых не было в учебниках, трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий теме, трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его было интересно слушать. Эти трудности преодолимы при совместной работе учителя и учеников. Я стараюсь не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (по крайней мере, не делать это чернилами). Проект представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить ее для себя. Не стоит делать исправления красным цветом.                      Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Как же лучше работать над ошибками? Я советую ученикам сделать  черновой вариант проектной работы, затем проверяю его. В итоге, в конечном варианте ошибок не будет. Если все-таки есть ошибки в конечном варианте проекта, можно исправить их карандашом или записать замечания на отдельном листе. Тогда учащиеся сами решат, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Но не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше.  Грамотность ученика учитель может оценить в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.        Проектная работа – это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых  знаний. Это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах средствами иностранного языка. При выполнении работы учащиеся расширяют свой кругозор, повторяют пройденный материал по истории, географии, биологии и другим предметам.        Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в связи с стремительным изменением жизни, меняются и требования к обучению учащихся в школе. Проект – это новая образовательная технология, которая позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении        

В качестве примера использования проектной методики на уроках английского языка предлагаю следующие разработки проектов "Living Together ” (учебник "Enjoy English ”- 3 М.З. Биболетова.) Приступая к изучению темы, мне необходимо тщательно все продумать, определить тип проекта, определиться с целью и задачами,  как спланировать всю серию уроков.        Разработка проекта по учебнику "Enjoy English” Категория проекта – творческий, краткосрочный Возрастная категория учащихся – ученики 6 классов. Учебник – "Enjoy English” –5-6 класс 3 М .З.Биболетова и др. Изд-во «Титул» г.Обнинск, 2008 г. Цель:  развитие коммуникативной компетенции по теме «Семья», «Семейные отношения». Задачи:  1) совершенствование речевых умений по теме;                 2) совершенствование умения аудировать с целью извлечения необходимой информации;                 3) совершенствование умений читать текст про себя и вслух;                 4) обобщение и систематизация полученных знаний. Тип проекта:  творческий. Планируемые результаты:  учащиеся собирают сведения о своих близких и дальних родственниках, составляют свою родословную, определяют тип отношений в семье, составляют «Правила для детей» и «Правила для родителей», пишут страницы для журнала и презентуют его техническое оснащение:  магнитофон, аудиозапись,  раздаточный материал, учебник. Работа над проектом. Первый этап:  учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме, повторяют грамматический материал: степени сравнения прилагательных (mу elder brother, my younger sister); притяжательный падеж (my  mother’s name is Mary; my cousins’ names are Peter & Ann), закрепляют изученный материал. Дополнительное задание: подготовить картинку о семье, подписать всех членов семьи. На данном этапе учитель объясняет цель и план работы над темой. Второй этап:  беседа по теме, выявление интересов учащихся, дети рассказывают о своих родственниках, знакомятся с английской семьей, читая текст (аудирование  - чтение). Дополнительное задание: нарисовать свою родословную. (A Family Tree). Третий этап:  работа над лексикой по теме «Работа по дому», отработка грамматического материала Present Simple Tense. Дополнительное задание: написать о том, что ученик делает, помогая родителям, что он любит делать по дому, a что не любит. Четвертый этап: парная и групповая работа, учащиеся беседуют по теме «Семья» На протяжении всего проекта учащиеся выполняют рисунки, коллажи, учат стихи и песни о семье. Пятый этап:  презентация.                                                                

В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике.

 Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. В 10 классе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя в 6 классе тему «Моя семья», в 7 классе – «Мой родной город», «Москва», «Достопримечательности», в 8 классе – «Путешествие по России», в 9классе – «Известные люди России», а в 10 классе все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме «Россия – моя Родина».

Примеры проектной деятельности.

 Проект учащихся 6 класса                                                                  Организационный этап.

 В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

 Так, например УМК для 6-го класса во 2-й четверти предлагает темы “Town Life” – ”Жизнь в городе”, “Preposition of Place” – ”Предлоги места”, “How to get to my place” – ”Как добраться”. Тематика очень близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своем населенном пункте. Проходит обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который мы назвали ‘’Welcome to Aktubinsk!’’ – ”Добро пожаловать вАхтубинск!”. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание представления Ахтубинска Таким образом, содержание проектной работы было основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

 На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:

 разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

 продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

 обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;

 выбрать оптимальную форму презентации результатов;

 составить и обсудить примерный план работы.

 Выполнение проекта.

 Далее наступает самый  трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

 Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

 Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

 В работе над проектом "Welcome to Aktubinsk!" на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (Таблица 1).

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать.

 Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества.

 Презентация.

 На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

 Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

 Результатом проектной деятельности учащихся стала презентация «Welcome to Aktubinsk.

Как итог всей проведенной работы с творческими проектами, мы каждую весну, уже традиционно, проводим фестиваль «Творческая весна» ,где учащиеся представляют свои лучшие работы по определенным темам. Это могут быть различные презентации ,конкурсы газет ,конкурсы песен ,стихов ,устные журналы ,театральные мини- представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка.

В своей статье я хотела бы поделиться опытом организации межшкольного обмена с Независимой школой Бристоля, который продолжается уже 18 лет....

Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка

Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...

Компетентностно-ориентированный подход как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка

Данная статья освещает актуальность и эффективность компетентностно- ориентированного подхода в преподавании иностранных языков....

Интернет ресурсы как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка и самообразования

В статье говорится об использовании сетевых ресурсов для повышения мотивации к изучению иностранного языка и самообразования. Рассматриваются возможности, которые предоставляют  сайты издательств...

Статья: Прием драматизации как средство повышения мотивации к изучению иностранных языков

Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу....

мастер- класс "Внеклассная работа как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка"

Разработка мастер- класса  внеклассной работы по иностранному языку с различными видами внеклассной работы...

Выступление на тему "Создание мотивации к изучению иностранного языка в сельской школе"

Выступление на тему "Создание мотивации к изучению иностранного языка в сельской школе"...