Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка
статья по немецкому языку по теме

Краснятова Алла Борисовна

Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать» Д. Карнеги.  Правильно поступают те учителя, которые внедряют в образовательный процесс нетрадиционные формы обучения. Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.  Нетрадиционные уроки не только дополняют, вносят оживление, разнообразие, но и способствуют совершенствованию учебного процесса, побуждают к самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы обучения  как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка

Современная российская школа находится в состоянии поиска путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования. В этих условиях одной из основных задач является формирование положительной мотивации к обучению. Всем известно, что дети проявляют особое внимание ко всему новому и неизвестному, и перед учителями стоит сложная задача. Как сделать образование современных школьников более увлекательным, творческим?   «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому» Руссо Жан – Жак.

В силу исторических причин обучения немецкому языку в нашей стране было широко распространенно и имело давние социокультурные традиции. В настоящее время немецкий язык всё больше вытесняется английским языком. Одной из основных проблем при преподавании немецкого языка явилось столкновение с непониманием учеников в необходимости изучения немецкого языка, отсутствие мотивов у учащихся при обучении немецкому языку. Поэтому вопрос о том, как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать» Д. Карнеги. [3, с. 127]

Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддержать интерес в течение лет изучения. Одним из основных принципов поддержания интереса – принцип посильных заданий, так как только они могут заинтересовать ученика. Не менее важен принцип индивидуального подхода к учащимся – создание условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей. Обязательны: принцип избирательности, отбор форм, методов и средств, проведения занятия осуществляется с учётом возраста и подготовленности учащихся, принцип связи теории с практикой, принцип добровольности участия школьников в деятельности, учащиеся выбирают из многих видов деятельности, те, которые в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям. [2, с. 24]

  «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость» Августин Аврелий.

Правильно поступают те учителя, которые внедряют в образовательный процесс нетрадиционные формы обучения. Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:

- подготовку и проведение урока;

- структуру урока;

- взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;

- подбор и критерии оценки учебных материалов;

- методику оценки деятельности учащихся;

- анализ урока. [4, с. 56]

 Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.  Нетрадиционные уроки не только дополняют, вносят оживление, разнообразие, но и способствуют совершенствованию учебного процесса, побуждают к самостоятельности. Учащиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Для них – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это – возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. А для учителей – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, а также это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. [1, с. 66]

Нетрадиционные уроки обычно проводятся, как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой – то конкретной теме, и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы, а также для знакомства, например, с достопримечательностями городов стран говорящих на немецком языке, известными людьми и т. д.

Рассмотрим, какие формы уроков, способствуют, на наш взгляд, созданию интересного урока.

Урок – защита проекта.

Уже во втором классе при изучении вводного курса, работая по учебнику И. Л. Бим, предлагаются проекты, в качестве обобщающего материала по той или иной теме. Каждый учащийся пишет «Книгу о себе», украшает её рисунками и фотографиями. Работать над этой книгой учащиеся продолжают и в последующих классах. На первой странице книги ребята кратко рассказывают о себе, после прохождения новых тем в книге пишутся новые главы «Моя семья», «Мой друг», «Моё любимое животное» и др. Свои проекты ребята оформляют дома, а на уроке проходит защита проекта. [5, с. 23]

Видео урок.

Его преимуществом является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Интернет урок.

Использование материалов сети Интернет на уроках немецкого языка создаёт возможности для «погружения» учащихся в естественную языковую среду. Учащиеся общаются в Интернете со сверстниками из разных стран, получают практические навыки в изучении разговорного языка, обогащая знание лексики и грамматики, повышая иноязычную коммуникативную компетентность. [6, с. 14, с.37]

Игровые уроки: урок – деловая игра,

                            урок – ролевая игра,

                            урок – соревнование

Игра повышает общий эмоциональный тонус. Учащиеся устают от монотонности, а играя, они без особых усилий, с удовольствием, включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок.

Урок – экскурсия.

В наше время, когда развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской или мордовской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Многие учителя учат проводить экскурсию по городу, рассказывать о достопримечательностях г. Саранска, о знаменитых людях.

Урок – спектакль.

Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей, а также углубляет знания языка. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Итак, на таких уроках удаётся достичь самых разных целей, а именно:

- осуществить контроль знаний, навыков и умений учащихся;

- обеспечивается рабочая атмосфера, серьёзное отношение учащихся к уроку.

- все учащиеся комфортно себя чувствуют, они постоянно взаимодействуют друг с другом.

- появляется мотивация к изучению немецкого языка и улучшается качество знаний.

- растёт популярность предмета и становится всё больше желающих изучать немецкий язык.

- ученики успешнее участвуют в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Литература

1. Бим, И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа / И. А. Бим. – М.: Новая школа,1995. – 125с.

2. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.

3. Корнеги Д. «Шесть способов располагать к себе людей»

4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

5. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000. - №2-3.,

6. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам.  Интернет на уроках иностранного языка//  Иностранные языки в школе, 2001, №№ 2, 3,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка.

В своей статье я хотела бы поделиться опытом организации межшкольного обмена с Независимой школой Бристоля, который продолжается уже 18 лет....

Песня как средство обучения и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Примерная программа кружка для изучающих английский или немецкий язык.

Музыка играет в жизни современного подростка гораздо более значительную роль, чем это можно представить себе на первый взгляд. То, какую музыку выбирает подросток, свидетельствует о его принадле...

Компетентностно-ориентированный подход как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка

Данная статья освещает актуальность и эффективность компетентностно- ориентированного подхода в преподавании иностранных языков....

Интернет ресурсы как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка и самообразования

В статье говорится об использовании сетевых ресурсов для повышения мотивации к изучению иностранного языка и самообразования. Рассматриваются возможности, которые предоставляют  сайты издательств...

Статья: Прием драматизации как средство повышения мотивации к изучению иностранных языков

Драматизация на начальном этапе может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу....

мастер- класс "Внеклассная работа как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка"

Разработка мастер- класса  внеклассной работы по иностранному языку с различными видами внеклассной работы...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...