Обучение в профильных классах
статья по английскому языку (10 класс) по теме
Из опыта работы учителя английского языка в профильных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова О. В.,
учитель английского и немецкого языка
средней общеобразовательной школы №45,
г. Петрозаводск
НАУЧНО-ПОПУГIЯРНЬ1Й ТЕКСТ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Роль науки и техники в материальной и интеллектуальной жизни общества велика. Дальнейшее развитие науки и техники не может происходить без широкого обмена научно-технической информацией между людьми, говорящими на разных языках. Сегодняшнему специалисту необходимо постоянно следить за тем новым, что появляется за рубежом в науке и технике, поэтому приобщаться к гой работе следует со школьного возраста, так как именно сегодняшним школьникам предстоит в ближайшем будущем осуществлять научно-технический прогресс.
Использование на уроке английского языка научно-популярных текстов помогает установить прочные межпредметные связи, развивает познавательный интерес учащихся, подготавливает школьников к успешному обучению в вузах.
В настоящее время чтению научно-популярных текстов уделяется недостаточно внимания. В основном ученики разбирают художественные тексты иностранных авторов, однако для подготовки человека, успешного в профессиональной деятельности, следует работать над текстами различных стилей.
Для того чтобы успешно работать с научно-популярными текстами, нужно хорошо представлять себе их композицию. У таких текстов чаще всего четкая композиция: они имеют вступление, где дается тезис, краткая характеристика описываемого предмета или явления; основная часть, в которой происходит развертывание главного текста, и заключение. Четкая композиция способствует лучшему восприятию текста.
Важнейшим организующим элементом любого научно-популярного текста является его заголовок. Название отражает суждение автора текста о помещенной в нем информации, оно в концентрированной форме передает основную тему текста. В методическом плане заголовок является первым смысловым ориентиром в ра6оi над ним.
Рассмотрев композиционную организацию научно-популярного текста, перейдем к характеристике тех языковых средств, которые (<закрепила» за собой научно-популярная литература. Ими являются, в первую очередь, такие элементы лексического состава языка, как научно-техническая терминология, а также определенные синтаксические структуры. Сегодня среди лингвистов преобладает точка зрения, что термин это лексическая единица, которая используется для наименования специфического для данной науки Понятия и характеризуется Постоянной связью с фиксирующим его значение определением этого понятия, то есть выполняется номинативно-дефинитивную функцию.
Роль терминов науки и техники в современном знании велика, Неуклонно ускоряющийся научно-технический прогресс влечет за собой рост Потока информации и ведет к возникновению новых отраслей знания, новых понятий, предметов, процессов. Происходит массовое возникновение терминов.
Специфика научно-популярного изложения заключается в том, что авторы знакомят нас со всей совокупностью знаний - и научных, и технических. Поэтому при работе с этими текстами следуеет уделять особое внимание адекватному переводу терминов, подбору информации о явлении, предмете, процессе или веществе, которое обозначает термин.
Среди смысловых элементов научно-популярного текста синтаксические структуры играют не менее важную роль, чем лексические элементы.
С точки зрения синтаксиса, английские научно-Популярные тексты любой степени сложности — это тексты простой цепочечной последовательности, представляющие собой ряд постепенно (линейно) разворачивающихся высказываний Преобладает два вида предложений: простое распространенное и сложноподчиненное
Простые предложения очень емкие, они являются носителями большого понятийного содержания. Сложноподчиненные предложения помогают полнее и глубже охарактеризовать описываемый объект, выразить взаимосвязанные сложные мыслительные операции. Задания по снятию лексических и грамматических трудностей могут быть сформулированы на английском языке, начиная с пятого класса. Эти упражнения рекомендуется проводить фронтально вслух. Задания, контролирующие понимание содержания прочитанного представляет собой, как правило, составленные учителем вопросы к тексту. Однако ответы учащихся на эти вопросы еще не свидетельствуют об их умении извлекать из текста нужную содержательную информацию. Часто такие задания выполняются формально, механически, за счет хорошей зрительной памяти и хороших имитационных способностей. Трудность же, а подчас и невозможность проверить понимание иноязычного текста заключается в том, что понимание есть результат внутренней мыслительной деятельности индивида и может не иметь никакого выражения. Поэтому в качестве приемов контроля понимания прочитанного следует привлекать задания с элементами смысловых задач, анализа содержания.
Важным вопросом при работе с научно-популярными текстами твляется критерии их отбора. Во-первых, важной характеристикой научно-популярного текста для чтения является его доступность и посильность. Слишком сложные тексты могут понизить уровень мотивации учеников. Во-вторых, содержание текста, проблема, которая в нем поднимается, должны быть актуальны и интересны для школьников. Выяснить склонность учеников к той или иной области знания можно с помощью анкеты, опроса или беседы с учителями-предметниками. В-третьих, текст не должен быть слишком длинным, особенно важно это учесть на начальном этапе работы с ним.
Приведем пример научно-популярного текста для 10-11 классов «The chemistry of love» из журнала “Science” и примеры заданий к нему
(Перед чтением текста следует дать на дом задание — перевести термины и выяснить, что это за вещества).
1. Введение в тему.
Работа с заголовком. Учащимся предлагается посмотреть надназвание текста и предположить, о чем он может быть.
2. Лексический разбор текста. Проверка домашнего задания.
3. Лексико-стилистический разбор текста. Просим найти слова, употребленные в переносном значении и ответить на вопрос, какова их роль в тексте. 4. Грамматический разбор текста.
Ученики находят предложения с употреблением пассивного залога, Present Perfect.
5. Синтаксический разбор. Ученики определяют типы предложений и характеризуют их (сложные или простые, сложноподчиненные или сложноподчиненные).
б. Контроль понимания текста
- Учащиеся ищут информацию в тексте, с которой согласны/ не согласны.
- В своей профессиональной деятельности мы чаще всего имеем о с научно-популярными и научными текстами, поэтому необходимо как можно раньше развить умение учащихся. Чтение научной литературы поможет школьникам определить свой круг интересов и выбрать будущую профессию. Они получат возможность увидеть знакомые предметы учебной программы в новом свете и использовать полученные знания на практике. Роль научно-популярных
текстов в жизни и развитии общества неоспорима, поэтому учите- необходимо выделять время для их чтения и анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод конкретных ситуаций как средство профессиональных проб при обучении в профильных классах
презентация метода конкретных ситуаций...
Метод конкретных ситуаций как средство профессиональных проб при обучении в профильных классах
презентация метода конкретных ситуаций...
Элективный курс профильного обучения в 10 классе
Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсально...
Элективный курс профильного обучения в 10 классе
Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсально...
Контроль уровня обученности как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе.
публикация на тему: Контроль уровня обученности как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе....
Классный час «Информация для желающих поступить в учреждения СПО или продолжить обучение в профильных классах III ступени»
.Цель: Сформировать представление учащихся об особенностях государственной итоговой аттестации.Задачи:1.Образовательные: сформировать представление учащихся о перечне учреждений среднего професс...
Мастер-класс «Обучение учащихся профильного класса приемам проведения социологического опроса с использованием Интернет-ресурсов»
Мастер-класс знакомит учителей с основными этапами освоения учащимися навыков проведения социологических исследований и о возможностях использования Интернет-ресурсов. Учитель согласен с высказы...