Обучение в профильных классах
статья по английскому языку (10 класс) по теме

Из опыта работы учителя английского языка в профильных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова О. В.,

учитель английского и немецкого языка

средней общеобразовательной школы №45,

г. Петрозаводск

НАУЧНО-ПОПУГIЯРНЬ1Й ТЕКСТ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Роль науки и техники в материальной и интеллектуальной жизни общества велика. Дальнейшее развитие науки и техники не может происходить без широкого обмена научно-технической информацией между людьми, говорящими на разных языках. Сегодняшнему специалисту необходимо постоянно следить за тем новым, что появляется за рубежом в науке и технике, поэтому приобщаться к гой работе следует со школьного возраста, так как именно сегодняшним школьникам предстоит в ближайшем будущем осуществлять научно-технический прогресс.

Использование на уроке английского языка научно-популярных текстов помогает установить прочные межпредметные связи, развивает познавательный интерес учащихся, подготавливает школьников к успешному обучению в вузах.

В настоящее время чтению научно-популярных текстов уделяется недостаточно внимания. В основном ученики разбирают художественные тексты иностранных авторов, однако для подготовки человека, успешного в профессиональной деятельности, следует работать над текстами различных стилей.

Для того чтобы успешно работать с научно-популярными текстами, нужно хорошо представлять себе их композицию. У таких текстов чаще всего четкая композиция: они имеют вступление, где дается тезис, краткая характеристика описываемого предмета или явления; основная часть, в которой происходит развертывание главного текста, и заключение. Четкая композиция способствует лучшему восприятию текста.

Важнейшим организующим элементом любого научно-популярного текста является его заголовок. Название отражает суждение автора текста о помещенной в нем информации, оно в концентрированной форме передает основную тему текста. В методическом плане заголовок является первым смысловым ориентиром в ра6оi над ним.

Рассмотрев композиционную организацию научно-популярного текста, перейдем к характеристике тех языковых средств, которые (<закрепила» за собой научно-популярная литература. Ими являются, в первую очередь, такие элементы лексического состава языка, как научно-техническая терминология, а также определенные синтаксические структуры. Сегодня среди лингвистов преобладает точка зрения, что термин это лексическая единица, которая используется для наименования специфического для данной науки Понятия и характеризуется Постоянной связью с фиксирующим его значение определением этого понятия, то есть выполняется номинативно-дефинитивную функцию.

Роль терминов науки и техники в современном знании велика, Неуклонно ускоряющийся научно-технический прогресс влечет за собой рост Потока информации и ведет к возникновению новых отраслей знания, новых понятий, предметов, процессов. Происходит массовое возникновение терминов.

Специфика научно-популярного изложения заключается в том, что авторы знакомят нас со всей совокупностью знаний - и научных, и технических. Поэтому при работе с этими текстами следуеет уделять особое внимание адекватному переводу терминов, подбору информации о явлении, предмете, процессе или веществе, которое обозначает термин.

Среди смысловых элементов научно-популярного текста синтаксические структуры играют не менее важную роль, чем лексические элементы.

С точки зрения синтаксиса, английские научно-Популярные тексты любой степени сложности — это тексты простой цепочечной последовательности, представляющие собой ряд постепенно (линейно) разворачивающихся высказываний Преобладает два вида предложений: простое распространенное и сложноподчиненное

Простые предложения очень емкие, они являются носителями большого понятийного содержания. Сложноподчиненные предложения помогают полнее и глубже охарактеризовать описываемый объект, выразить взаимосвязанные сложные мыслительные операции. Задания по снятию лексических и грамматических трудностей могут быть сформулированы на английском языке, начиная с пятого класса. Эти упражнения рекомендуется проводить фронтально вслух. Задания, контролирующие понимание содержания прочитанного представляет собой, как правило, составленные учителем вопросы к тексту. Однако ответы учащихся на эти вопросы еще не свидетельствуют об их умении извлекать из текста нужную содержательную информацию. Часто такие задания выполняются формально, механически, за счет хорошей зрительной памяти и хороших имитационных способностей. Трудность же, а подчас и невозможность проверить понимание иноязычного текста заключается в том, что понимание есть результат внутренней мыслительной деятельности индивида и может не иметь никакого выражения. Поэтому в качестве приемов контроля понимания прочитанного следует привлекать задания с элементами смысловых задач, анализа содержания.

Важным вопросом при работе с научно-популярными текстами твляется критерии их отбора. Во-первых, важной характеристикой научно-популярного текста для чтения является его доступность и посильность. Слишком сложные тексты могут понизить уровень мотивации учеников. Во-вторых, содержание текста, проблема, которая в нем поднимается, должны быть актуальны и интересны для школьников. Выяснить склонность учеников к той или иной области знания можно с помощью анкеты, опроса или беседы с учителями-предметниками. В-третьих, текст не должен быть слишком длинным, особенно важно это учесть на начальном этапе работы с ним.

Приведем пример научно-популярного текста для 10-11 классов «The chemistry of love» из журнала “Science” и примеры заданий к нему

(Перед чтением текста следует дать на дом задание — перевести термины и выяснить, что это за вещества).

1. Введение в тему.

Работа с заголовком. Учащимся предлагается посмотреть надназвание текста и предположить, о чем он может быть.

2. Лексический разбор текста. Проверка домашнего задания.

3. Лексико-стилистический разбор текста. Просим найти слова, употребленные в переносном значении и ответить на вопрос, какова их роль в тексте. 4. Грамматический разбор текста.

Ученики находят предложения с употреблением пассивного залога, Present Perfect.

5. Синтаксический разбор. Ученики определяют типы предложений и характеризуют их (сложные или простые, сложноподчиненные или сложноподчиненные).

б. Контроль понимания текста

  1. Учащиеся ищут информацию в тексте, с которой согласны/ не согласны.
  2. В своей профессиональной деятельности мы чаще всего имеем о с научно-популярными и научными текстами, поэтому необходимо как можно раньше развить умение учащихся. Чтение научной литературы поможет школьникам определить свой круг интересов и выбрать будущую профессию. Они получат возможность увидеть знакомые предметы учебной программы в новом свете и использовать полученные знания на практике. Роль научно-популярных

текстов в жизни и развитии общества неоспорима, поэтому учите- необходимо выделять время для их чтения и анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс профильного обучения в 10 классе

Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсально...

Элективный курс профильного обучения в 10 классе

Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсально...

Контроль уровня обученности как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе.

публикация на тему: Контроль уровня обученности  как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе....

Классный час «Информация для желающих поступить в учреждения СПО или продолжить обучение в профильных классах III ступени»

.Цель: Сформировать представление учащихся об особенностях государственной итоговой аттестации.Задачи:1.Образовательные: сформировать представление учащихся о перечне учреждений среднего професс...

Мастер-класс «Обучение учащихся профильного класса приемам проведения социологического опроса с использованием Интернет-ресурсов»

Мастер-класс знакомит учителей с основными этапами освоения учащимися навыков проведения социологических исследований и о возможностях использования Интернет-ресурсов. Учитель  согласен с высказы...