Метод проектов на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

 

Задачи работы:  1. Раскрыть сущность метода проектов.

2. Охарактеризовать основные требования к его применению и этапы разработки.

3. Познакомить с опытом применения данного метода на практике.

4. Проанализировать результаты работы.

5. Охарактеризовать основные трудности и пути их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«  Метод проектов на уроках английского языка»

 В своей педагогической деятельности с первых же шагов я столкнулась с серьёзной проблемой, как предоставить ученику возможность использовать приобретённые знания в реальных речевых ситуациях, находясь вне языкового окружения. Как оказалось, для этого недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями. Поиски решения привели меня к выводу, что использование метода проектов позволяет решить эту основную проблему, стоящую перед современным педагогом, как научить ребёнка не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а применять их на практике. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить полученные знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

       Эта проблема чрезвычайно актуальна в преподавании иностранного языка, поскольку целью обучения является не система языка сама по себе, а формирование коммуникативной компетенции, иноязычная речевая деятельность, т. е. практическое применение полученных знаний.

Именно это определило выбор темы данной работы.

Цель работы: обобщить и представить опыт использования метода         проектов при обучении иностранному языку.

Задачи работы:  1. Раскрыть сущность метода проектов.

2. Охарактеризовать основные требования к его применению и этапы разработки.

3. Познакомить с опытом применения данного метода на практике.

4. Проанализировать результаты работы.

5. Охарактеризовать основные трудности и пути их преодоления.

В своей работе я опиралась на научные исследования в области новых образовательных технологий Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии», «Метод проектов на уроках иностранного языка», «Интернет на уроках иностранного языка», «Интернет во внеклассной работе по иностранному языку», «Обучение в сотрудничестве» и другие.

* * * * *

 Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Поэтому важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями их решения, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этой мысли.

        Метод проектов позволяет решить эту задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы. Этот метод даёт возможность применить знания на практике для решения проблем, значимых для учащихся.

 Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, я убедилась, что могу использовать его при изучении практически любой темы. Главное – придерживаться основных требований к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей исследовательского поиска для её решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах: St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day;  организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодёжи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий и т.п.);
  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы об экологической обстановке в данном регионе, совместный выпуск газеты, альманаха, афиши, объявления, изготовление коллажа, составление программы туристического маршрута с иллюстрациями и картой, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, выставка, школьный спектакль, праздник и т.п.);
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов распределением ролей;
  5. использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.п.).

Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения:

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
  2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
  4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
  5. защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
  6. выявление новых проблем.  

         Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например, проект по теме «Семья» в 5 классе может включать в себя такие задания: составить и нарисовать семейное древо, рассказать о своих предках, родителях, бабушках и дедушках, ближайших родственниках. Проект по теме «Это я» - первая подобная работа, которую учащиеся выполняют в 5 классе. Он предполагает составление и размещение в Интернете письма о себе, с целью найти друзей по переписке.

          В течение прошлого учебного года учащиеся 4 класса работали над проектом «Путешествие в сказку», результатом которого стала постановка спектакля по одной из английских сказок (выбор материала был предоставлен учащимся). На подготовительном этапе мы с ребятами побывали на представлении театра в г. Пятигорске. Дети ознакомились с помещением театра, работой персонала, обсудили игру актёров, декорации, костюмы. После этого ребята выбрали сказку “ The Little Kitten Sarah” для спектакля.

           На втором этапе учащиеся объединились в группы по интересам. Одна группа отвечала за художественное оформление спектакля (декорации, афиши, пригласительные билеты), другая группа должна была заниматься изготовлением костюмов, третья – составить меню театрального буфета и оформить зал, и, наконец, четвёртая – разучить роли. Кроме того, к проекту были привлечены родители, определялись их роль и участие.

            На третьем этапе началась совместная творческая деятельность детей и взрослых.

  Четвёртый этап – это презентация проекта, т.е. показ спектакля на празднике «Прощание с начальной школой».

В течение всех этапов проекта я координировала работу групп, оказывала им помощь, стараясь создать условия для творчества ребят и стимулировать их познавательную активность.

Также   проходила   работа   над   проектом  “Happy   New   Year”   в

 9 классе, конечной целью которого стало проведение новогоднего вечера для учащихся 5 класса. Этот праздник стал подарком старшеклассников младшим ребятам. Для подготовки к вечеру самой первой была создана группа сценаристов. И только после того, как предложенный ими материал был утверждён, приступили к работе группы актёров, костюмеров, оформителей и т.п.

В ходе изучения темы «Искусство» с учётом регионального компонента, учащиеся старших классов посетили дом-музей
Н.А. Ярошенко в г. Кисловодске и столкнулись с реальной проблемой: отсутствием в музее какой-либо печатной продукции по творчеству художника. Позднее выяснилось, что такие издания отсутствуют и в книжных магазинах города. А ведь этот музей – одна из достопримечательностей нашего курортного региона, и  просто необходимо привлечь к нему внимание туристов, да и жителей КМВ.

Эта проблема требует от учащихся применения исследовательских методов для её решения. Необходимо тщательно изучить фонды музея и литературу, имеющуюся в городской библиотеке, провести интервью с сотрудниками музея, использовать видеосъёмку, ресурсы Интернета. Конечные результаты этой деятельности имеют практическую значимость- привлечь внимание к наследию художника путём создания альманаха по творчеству Н.А. Ярошенко, видеофильма, размещения информации в Интернете, составления путеводителя, проспекта и т.п.

* * * * *

Применение данного метода способствовало росту уровня качества знаний в течение последних трёх лет, но самым главным результатом работы стало повышение интереса учащихся к изучению иностранного языка.

При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем, с которыми столкнулась и я. Самые сложные из них -  личностные. Учитель может столкнуться с отсутствием интереса у ученика, трудностями во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам возможность проявить, например, организаторские или оформительские таланты, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо говорить и писать по-английски.

Ещё одна проблема – это оценка проектной работы. После презентации проекта участники других групп должны проанализировать работу, они комментируют проект, вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации проекта.

Оценивая проект, я всегда помню о том, что язык – это только его составная часть. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации.

Я бы советовала не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или, по крайней мере не делать этого чернилами). Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить её для себя. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с другой стороны, вполне вероятно, что учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работа.

Так как же всё-таки работать над ошибками? Я советую ученикам делать сначала черновой вариант проектной работы и проверяю его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет.

Если есть ошибки в конечном варианте проекта, исправляю их карандашом или записываю замечания на отдельном листе бумаги. Тогда учащиеся сами могут решить, как исправлять ошибки в конечном варианте работы. Нужно помнить, что любой проект - это только часть общего объёма работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности.

* * * * *

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия и скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проектная работа даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Применение этой методики повышает интерес учащихся к изучению данного предмета, а позитивная мотивация – это ключ к успеху. И, наконец, самое важное – метод проектов предоставляет ученику возможность использовать приобретённые языковые навыки в реальных речевых ситуациях.

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Метод проектов на уроке английского языка

Материал для учителя английского языка по методу проектов на уроке английского языка (теоретическая часть)....

Метод проектов на уроках английского языка

Виды проектов в обучении языку, этапы работы над проектом......

Презентация по теме "Метод проектов на уроках английского языка"

Презентация по теме "Метод проектов на уроках английского языка"...

Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и конт...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...